Начинаются съемки фильма о линкоре «Императрица Екатерина Великая»

 

Краснодарское региональное отделение Русского географического общества начинает работу по созданию документального фильма о линкоре «Императрица Екатерина Великая» («Свободная Россия»), Черноморском флоте России, а также о подводной экспедиции на этот корабль.

Он будет посвящен 100-летию корабля и началу Первой мировой войны.

Над фильмом будут работать специалисты из Краснодарского края, Москвы и Санкт-Петербурга. В его создании планируется участие водолазов, историков, потомков моряков с линкора, а также целого ряда экспертов.

Проект был поддержан грантом Русского географического общества.

Напомним, что подводная экспедиция «Раскрывая тайны линкора «Императрица Екатерина Великая» была организована Краснодарским региональным отделением Русского географического общества в 2013 году при поддержке компании «Газпром на Кубани». В 2014 году этот проект вошел в состав ключевых подводных проектов Русского географического общества. Экспедиция рассчитана на три года (2013–2015).

 

Судьба линейного корабля «Императрица Екатерина Великая» неразрывно переплелась с событиями Первой мировой войны, жизнь его оказалась недолгой и драматичной.

В мае 1911 года император Николай II утвердил программу обновления Черноморского флота, предусматривающую строительство трех новых линейных кораблей, одним из которых стала «Императрица Екатерина Великая».

Корабль был спущен на воду в мае 1914 года. По оценкам современников, в нем воплотился талант отечественных инженеров и все нововведения возрожденного флота. Мощное бронирование, двадцать 130-миллиметровых бортовых орудий и двенадцать 305-миллиметровых орудий главного калибра в четырех башнях сделало новые линкоры грозным оружием, с которым считались все воюющие державы на Черном море.

Из трех новых линкоров только «Императрица Екатерина Великая» побывала в серьезном бою. В декабре 1915 года во время патрулирования она встретила германо-турецкий линейный крейсер «Гебен». Последний использовал своё преимущество в скорости и ушёл в Босфор, чудом уцелев под огнем нашей артиллерии.

1 мая 1918 года линкор перевели из Севастополя, занятого немцами, в Новороссийск. Новый германский ультиматум Брестского мира поставил моряков перед выбором: вернуться в Севастополь, поверив обещаниям немцев об интернировании флота, или затопить его, как требовал шифрованный приказ из Москвы. Часть экипажа дезертировала, большинство оставшихся матросов требовали вести линкор в Севастополь. Однако офицеры решили не отдавать корабль врагу.

В июне 1918 года «Императрица Екатерина Великая», она же «Свободная Россия», была затоплена в Цемесской (Новороссийской) бухте. Такая же участь постигла многие другие суда Черноморского флота.

Информационный центр Краснодарского регионального отделения Русского географического общества

Материалы по теме:

Тайны «Императрицы Екатерины Великой»

В День Победы в Парке имени 30-летия Победы прошла выставка «Погибаю, но не сдаюсь»

Раскрывая тайны «Императрицы Екатерины Великой»

Прикоснуться к истории