Наполовину математика, на четверть физика, остальное — романтика

Наполовину математика, на четверть физика, остальное — романтика Наполовину математика, на четверть физика, остальное — романтика

Учитель высшей категории, почётный работник общего образования, педагог с 40-летним стажем Леонид Перлов — фигура, хорошо известная в географических кругах. Многих своих учеников, школьников и лицеистов, он буквально сделал географами, хотя сами они об этом ранее не помышляли. Мы обсудили, почему даже нерадивый ученик может отложить в сторону свой смартфон с играми ради урока географии, чему учит эта дисциплина сегодня и что воспитывает в человеке любого возраста.  

Хочешь хороший ответ — задай правильный вопрос

— Леонид Евгеньевич, как в вашей жизни появилась география?

— С раннего детства я много читал. Мой интерес к геологии, географии начался с Майн Рида и Фенимора Купера. Позже появилось телевидение. Я застал ещё Владимира Шнейдерова, создателя и первого ведущего "Клуба кинопутешествий". Но телевизор был роскошью, началось у меня всё именно с книг. Несколько лет назад я даже выпустил хрестоматию, где собрал географические сюжеты в художественной литературе.

— И сколько их?

— В первоначальном варианте числилось около 100 произведений. Но в книгу вошло около 60.

— Нынешние дети могут прийти к географии таким же путём, через литературу? Они вообще читают книги?

— Случается. Я думаю, мнение о том, что дети вообще не читают, сильно преувеличено. Но хорошо, когда находится кто-то, кто им этот путь укажет.

— А как это делаете вы?

— Просто цитата: "Закон джунглей, который много старше других законов на земле, предвидел почти все случайности, какие могут выпасть на долю народов джунглей. И теперь в этом законе есть всё, что могли дать время и обычай". Узнаёте? Как правило, ребёнок, который впервые услышал эти слова, немедленно задаст вопросы: "А что такое джунгли?", "Что такое закон?" и "Что это за закон, который работает в том, что называется джунгли?".

— Но сейчас же всё просто: возник вопрос — "Яндекс" или Google в помощь. Только спрашивай!

— От полноты и правильности вопроса зависит качество ответа. Либо можно получить дюжину ответов, противоречащих друг другу. И тогда у ребёнка возникает совершено справедливое недоумение: а что же здесь верно? Вот на этот вопрос может ответить учитель. А ещё лучше, подсказать ребёнку, как правильно сформулировать вопрос. Когда я даю детям задание на поиск информации, обязательное требование — её верификация.

— То есть чтобы ответ был с указанием источника?

— Обязательно, причём даже нескольких. Их надо отыскать, сравнить, вычленить общее, найти, если попадаются, различия и объяснить, откуда возникли эти различия. Наконец, установить степень достоверности.

 Увидеть мир целиком

— Интересно: компьютерные технологии, интернет дали нам иллюзию доступности информации. Они экономят нам время, а в конце концов количество работы для человека, если он хочет получить качественную информацию, не уменьшается.

— Мышление человека подразумевает анализ и синтез, разделение на составляющие и создание целостной картины. С анализом в школе со времён Яна Амоса Коменского (педагог и просветитель конца XVIII века, создатель массовой школы. — прим. ред.) обстоит всё прекрасно. Мы анализируем абсолютно всё, от системы уравнений до "Слова о полку Игореве". А дальше что? Нам нужен результат, целостная картина — то есть синтез.

Для географии как синтетической науки это особенно важно. Необходимо использовать информацию из различных источников. И что особенно важно — из разных областей знаний.

Для своей хрестоматии Леонид Перлов нашел около ста художественных произведений, где речь идет о географии и путешествиях. Фото: пресс-служба РГО

Для своей хрестоматии Леонид Перлов нашел около ста художественных произведений, где речь идет о географии и путешествиях. Фото: пресс-служба РГО

— Что даёт человеку знание географии, скажем так, в мировоззренческом смысле?

— Один из моих учителей, покойный Владимир Павлович Максаковский, сформулировал ответ очень хорошо: "географическую картину мира". Знание географии даёт способность воспринимать мир комплексно. Вот бурундук побежал под куст, чтобы спрятаться перед дождём. Почему и как он почуял, что нужно прятаться? Можно поговорить о каких-то вариациях атмосферного давления, которые животные ощущают быстрее человека. Эту ниточку можно разматывать очень долго, получается очень забавно. Особенно когда дети это делают сами.

— А давайте размотаем ещё какую-нибудь ниточку!

— Ну вот, например, я в своё время помогал девочке делать проектную работу на тему "География в произведениях живописи". Материал — картины старых голландцев. Один из часто повторяющихся элементов картин того времени — ветряк. На уроке я задал детям вопрос: "Зачем голландцам такое количество ветряных мельниц? Что молоть?" Там ведь просто нет столько земель, чтобы выращивать зерно в таком количестве. В конце концов дети всё-таки сообразили, что мельницы — это только техническое устройство. А что прицепить к этому ветряку, зависит от конкретной задачи. В таких условиях, по всей вероятности, — это водяные насосы, только с приводом от ветряка.

— Это действительно так?

— Да, это так. И к мысли этой дети пришли совершенно самостоятельно.

— То есть они практически как знатоки из "Что? Где? Когда?". Или как маленькие Шерлоки Холмсы!

— Да, в каком-то смысле. Что-то они знали, что-то им было подсказано. Но вывод сделали сами. Вот тот самый синтез информации, с которым в школьных методиках не сильно хорошо обстоят дела. Вообще синтез — времяёмкий процесс. Поэтому ему не уделяли и не уделяют достаточного внимания.

— Подозреваю, что толковый и любопытствующий ребёнок, не лоботряс, получает огромное удовлетворение, когда сам доходит до истины.

— Более того, и даже лоботряс, которому становится скучно играть в телефон на уроке, в какой-то момент может заинтересоваться!

Больше географии!

— География — это естественная наука или гуманитарная? Или, может быть, уже точная?

— Начиная работать с новым классом, я говорю детям: современная физическая география — это наполовину математика, на четверть физика и остальное — романтика. Когда в старших классах мы занимаемся экономической географией, социальной географией, тут уж никак не обойтись без истории. Не случайно Элизе Реклю в своё время сказал: "География — это история в пространстве, а история — это география во времени". Он был совершенно прав. С этой точки зрения география близка к наукам общественным.

Идём дальше. Географии не бывает без топонимики. Ребёнку хорошо бы представлять, почему гора называется Монблан. Что такое Mont и что такое Blanc. Вот вам  связь с иностранными языками.

Леонид Перлов:

Леонид Перлов: "География учит многому. Например, скромности". Фото: Анна Юргенсон/пресс-служба РГО

— Любой учитель скажет, что его предмета не хватает в школьной программе. И вы вряд ли будете исключением…

— Географии должно быть больше, и география должна преподаваться иначе. Я объясню почему.

Во-первых, даже маленький ребёнок воспринимает окружающий мир и должен его ещё и как-то понимать. Это вопрос в значительной степени выживания ребёнка, его безопасности. Поэтому чем полнее он получает такие сведения, тем больше шансов превратиться из ребёнка во взрослого. Чисто прикладной, прагматический интерес.

Во-вторых, география в силу своего синтетического характера — это великолепный интегратор, который позволяет использовать знание ребёнка из других областей. Одно время в моду вошли так называемые интегрированные уроки. Когда один урок включает в себя информацию из разных областей знания на основе стержневой дисциплины. В моём случае это была география. Допустим, урок по теме "Вода". Это география, химия, обязательно физика, литература. Обязательно всё вместе. Получалось очень интересно.

— А дети как это воспринимали?

— Прекрасно! Дети любят играть. А тут получается своеобразная мозаика, с помощью которой складывается красивая картинка. Почему вода течёт именно так, а не иначе. Почему о ней так много говорят и пишут писатели и поэты. Почему физики считают её одним из самых загадочных веществ в природе.

Чем лучше играешь, тем интереснее игра

— С каким возрастом вам интереснее работать?

— Не могу сказать, что есть какая-то большая разница. Просто разные интересы. Мне очень интересно работать с детьми в возрасте 6–7-го класса. География традиционно начиналась в 6-м классе. Сейчас её, к сожалению, сдвинули в 5-й. На мой взгляд, совершенно напрасно.

— Почему?

— Во-первых, не просто сдвинули. Из курса 6-го класса убрали один час. После того как учителя взвыли, час вернули, но в 5-й. С моей точки зрения, дети ещё не готовы к тому, чтобы по-настоящему серьёзно и интересно воспринять географическую информацию. Им рано. Слишком мало знают. География — непростая штука.

Во-вторых, какой бы ни был предмет, если им занимаются один час в неделю, это хуже, чем если его не было совсем. Особенно это касается детей младшего школьного возраста. Начисто вылетает из головы всё, что было неделю назад. И с самого начала закладывается отношение к предмету как к несерьёзному. Бороться с этим потом очень трудно. В результате статус географии как области знания снижается. Интересно играть в шахматы человеку, который умеет играть. Чем лучше он это делает, тем интереснее ему игра. То же самое касается и географии. Чем лучше человек представляет себе, что это такое, тем интереснее ему география сама по себе.

Почему её можно изучать бесконечно?

— Одна из важных идей, которые человек воспринимает, изучая географию, — в том, что всё вокруг постоянно меняется. А сегодня благодаря технологиям это всё можно наблюдать в динамике.

— Это ответ на вопрос, почему география не умерла в начале XX века, когда все открытия были совершены. Земля действительно всё время меняется. Это динамичная, живая система. Меняется она бесконечно, поэтому её бесконечно можно и должно изучать.

В первую очередь наиболее наглядно видно всё, что связано с изменением климата. Обезлесивание, опустынивание, изменение рисунка береговой линии, появление и исчезновение островов. Не так давно у берегов Японии возник новый островок. И всё это можно теперь показать ребёнку.

— Ледяной покров в Арктике!

— И это тоже. Можно показать даже со звуком. Есть известный шельфовый ледник Росса в Антарктиде. Буквально слышно, как он гудит, звенит, трещит и тонет. Очень важная географическая характеристика. И детей может по-хорошему впечатлить.

— Мы всегда говорим, что школа не только учит, но и воспитывает. А чему учит география? И что воспитывает в человеке?

— География учит многому. Например, скромности. Вспомните, "человек — венец творения", "человек — царь природы", "всё во имя человека"…

А вот ничего подобного! Человек, конечно, звучит гордо, но его история на Земле, по самым оптимистическим прикидкам, составляет порядка трёх миллионов лет. История планеты — четыре миллиарда восемьсот миллионов лет. Представляете? Природа обходилась без нас почти пять миллиардов лет и с удовольствием обойдётся и дальше, если мы будем вести себя по отношению к ней потребительски.

Айвар Валеев