"Не шуми, не трогай камни!" Как "уснувший дракон" стал священным местом для нанайцев

"Не шуми, не трогай камни!" Как "уснувший дракон" стал священным местом для нанайцев "Не шуми, не трогай камни!" Как "уснувший дракон" стал священным местом для нанайцев

Журналист и этнограф Елена ГЛЕБОВА многие годы изучает историю и культуру коренных народов, живущих на Амуре. Она автор двух книг "Космический лось" и "Метаморфозы рыбьей кожи", в которых собрала свои наблюдения о местах и людях, а также легенды и предания. Сегодня в нашей рубрике "Незнаменитые достопримечательности" – её рассказ об одном из сакральных мест, расположенном у нанайского села Кондон.

Село Кондон в Солнечном районе Хабаровского края считается одним из самых древних в Приамурье. Не случайно на протяжении многих десятилетий к нему приковано внимание научного мира. Именно здесь обнаружены такие уникальные находки, как базальтовая фигурка медведя, статуэтка женщины, названной впоследствии "Кондонской Венерой". Археологи отмечают, что в окрестностях Кондона в разные эпохи существовало более 50 поселений, и подобный факт не связан пока ни с одним местом на Амуре.

"Кондонская Венера". Фото: Музей археологии и этнографии в Академгородке

Кондон, протянутый вдоль извилистой реки Девятки, которая берёт своё начало в озере Эворон, словно бы отгорожен большой сопкой Кондо-хурэни. Место это священное, связанное с древней легендой.

Старые люди рассказывают, что когда-то давным-давно пролетал здесь крылатый дракон. Видно, путь его был неблизким, и решил он отдохнуть. Прилёг на противоположном берегу Девятки и уснул. Лет сто, наверное, проспал, а когда очнулся и собрался взлететь, ничего у него не вышло — выросшие за это время на его теле деревья и кустарники прочно приковали к земле. Так и дремлет крылатое божество по сей день, но сон его чуток, а нрав суров. Его нельзя понапрасну тревожить, и, если кто-то приходит сюда помолиться богам об удаче, ведёт себя крайне осторожно. Ведь не зря старые люди наставляли: "Если пошёл к «голове» Кондо-сопки, ступай осторожно, не шуми, не трогай камни".

До сих пор в Кондоне вспоминают историю о том, как не на шутку разгневался крылатый дракон и жестоко наказал тех, кто нарушил его вековой покой. История невероятная и достаточно страшная.

Во второй половине прошлого века приехала в деревню бригада рабочих из одной закавказской республики. Их наняли для строительства жилых домов. Чтобы сэкономить на материале, решили для фундамента использовать камень с Кондо-сопки. Местные старики тогда возмутились и предупредили о грядущих бедах.

Сопка Кондо-хурэни и вправду напоминает лежащего дракона. Фото: Елена Глебова

Сопка Кондо-хурэни и вправду напоминает лежащего дракона. Фото: Елена Глебова

Но кто слушал эти "сказки", если существовал план, да и с жильём в Кондоне в то время было напряжённо. К бригаде примкнули несколько местных мужиков, видимо, самых отчаянных. Часть священной сопки порушили, дома возвели, заезжие строители вернулись к себе домой. Но когда спустя время на их родине случилось землетрясение, старики, боязливо показывая в сторону Кондо-сопки, качали головами: "Духи наказали…"

Жителей Кондона, которые участвовали в осквернении местной святыни, ждала не менее трагическая участь. Как-то их бригада ехала на машине, и на железнодорожном переезде она столкнулась с поездом. Погибли все…

Наиболее сильной по магическому воздействию считается "голова" дракона. Именно здесь в древности совершали жертвоприношения, да и сегодня оставляют угощение духам. В центре "туловища" стоит заброшенный домик, где лет 20–30 назад жил местный шаман. Хозяина уже давно нет в живых, и в распахнутые окна осиротевшего жилища заглядывает лишь ветер.

Домик шамана. Фото: Елена Глебова

Домик шамана. Фото: Елена Глебова

"Хвост" тоже имеет своё назначение: прежде в случае тяжёлых родов сюда привозили женщин, и дракон облегчал их страдания.

Поговаривают, что у Кондо-сопки есть хозяева — старик и старушка. Одна местная жительница, у которой не было детей, увидела как-то сон. Будто приходит к ней старушка-хозяйка, берёт за руку и ведёт к сопке. А там дверь. Входят они и оказываются вдруг в нанайской избе с тёплыми завалинками-канами и вышитыми коврами. На топчане сидит дедушка-хозяин, трубочкой попыхивает.

Стала расспрашивать старушка женщину о её печалях, а потом успокоила: всё будет хорошо, станешь матерью. С тем и проводила гостью. А через какое-то время в этой семье действительно родились дети.

Здесь хочется сделать небольшое отступление и вспомнить историю, которая не связана с сопкой Кондо-хурэни, но имеет отношение к детям и ярко показывает, как магический ритуал может повлиять на судьбу человека.

Где-то в Солнечном районе, в одной из нанайских деревень, жила бездетная женщина. Она уже почти отчаялась и с последней надеждой обратилась к шаману. Тот пообщался с духами-помощниками и сказал, что её детей, а точнее, их души ворует злой шаман (у коренных сообществ Нижнего Амура они делятся на светлых и тёмных). И посоветовал женщине сшить свадебный халат, поскольку это один из главных оберегов семьи и материнства, украсив его спинку особым вышитым сюжетом: на ветви большого и раскидистого древа жизни "посадить" птичек — души ещё не родившихся детей, рядом поместить маленькое засохшее дерево, которое принадлежит шаману, строящему козни, а возле него и самого злодея. Затем сюжетная линия усложняется, поскольку на спинке халата появляется храбрый охотник (вышитый, разумеется) и поражает меткой стрелой злого шамана.

Душа Амура. Фото: Евгений Балашов,  участник конкурса РГО

Душа Амура. Фото: Евгений Балашов, участник конкурса РГО "Самая красивая страна"

Следуя этим "инструкциям" и, конечно же, веря в силу ритуала, женщина довольно долго корпела над вышивкой и сделала всё, как ей было сказано. Что же в итоге? Она как бы "проиграла" мистический сюжет, изменила расклад собственной судьбы и вскоре стала счастливой матерью троих ребятишек.

Но вернёмся в Кондон, охраняемый спящим драконом, окружённый могучими берёзами с ветвями-орнаментами. В замысловатом ковре его летописи не только легенды и предания, но и реальные истории, которые за давностью лет приобретают сказочные черты. Вот, например, как создавалась кондонская средняя школа, старейшая в Хабаровском крае.

В 1900 году собрались на большой совет представители близлежащих стойбищ — Ямихта, Сорголь, Кондон и Синдан. Наверное, не одну трубку выкурили, но решили: нужно ребятишек грамоте учить, а для этого перво-наперво школу построить. Всем мужчинам, кто платил подать в царскую казну, предписали заготавливать древесину и вообще принимать самое активное участие в строительстве. Так всем миром за пару лет школу осилили — небольшой домик, состоящий из одной комнаты. Но опять незадача: кто будет учить детей? В стойбищах-то грамотных людей нет.

Тогда самые отважные мужчины сели в лодки и отправились в далёкое путешествие. По извилистой Девятке спустились к реке Горин, оттуда вышли к Амуру. Так и добрались до Нижней Тамбовки, бывшей в те времена центром Нижнетамбовской волости. Приехали и сказали местным властям всё как есть: школу построили, теперь нужен учитель. Удивительно, но нашёлся человек, который рискнул и отправился на тех же лодках в неведомый Кондон, да ещё с женой и восьмилетней племянницей. Никто уже не помнит, как звали отважного учителя, сохранилась только фамилия — Агеев. И ещё чудом уцелевшая крошечная фотография симпатичного бородача, которую сегодня бережно хранят в школьном музее.

Амур при впадении в него реки Горин (справа). Фото: wikipedia.org

Амур при впадении в него реки Горин (справа). Фото: wikipedia.org

Борода Агеева произвела сильнейшее впечатление на местный люд и особенно на детвору. В том смысле, что они очень испугались. Завидев учителя, убегали с криками: "Амба, амба!" Видимо, им казалось, что сам чёрт явился к ним. Но постепенно привыкли, и потекли будни кондонской церковно-приходской школы.

Учитель прожил в селе целых шесть лет. Он поселился со своей семьёй в той самой единственной комнате, предназначенной для занятий, отгородив небольшой закуток ширмой. Русский человек Агеев, чья судьба так замысловато переплелась с Приамурьем и далёким нанайским стойбищем, стал определённой вехой для Кондона. Ведь его ученики — самые первые грамотные люди селения.

Позднее, уже в годы советской власти, пришло время "красных юрт". Ломались вековые устои, в сознание нанайцев, ульчей, удэгейцев и других народов Амура внедрялась новая и непонятная для них идеология. И снова в Приамурье, в том числе и в Кондон, приехали люди, чтобы помочь "туземцам встать в ряды культурных народов". Среди них были Александра Путинцева, Вильгельмина Пякхель, Мария Каплан. К слову, среди их учеников — первый нанайский поэт Аким Самар. Надо сказать, что хозяйки "красных юрт" оставили о себе добрую память. Особенно запала в душу жителям аборигенных селений Александра Путинцева, которую попросту называли Шурой. Говорят, что после её отъезда через всю страну летели письма из маленьких приамурских стойбищ с короткой пометкой на конверте: "Ленинград. Сура Путинча".

Хотя, возможно, это тоже легенда...