Новая встреча в научно-популярном лектории Краснодарского регионального отделения Русского географического общества – «Развитие всесезонных туристско-рекреационных комплексов Северного Кавказа» состоялась 12 ноября в краснодарской гимназии № 72.
В гости к учащимся 9–11 классов пришли представители кафедры социальной, экономической и политической географии географического факультета Кубанского государственного университета – кандидат географических наук, доцент Любовь Алексеевна Морева и преподаватель Ольга Михайловна Макаренко.
С приветственным словом к собравшимся в лектории педагогам и учащимся обратилась ведущий специалист отдела развития образования Краснодарского научно-методического центра Наталья Маратовна Овсянникова. Она представила всех участников лектория и рассказала о системе методической поддержки преподавания географии.
Одним из наиболее перспективных видов экономической деятельности для регионов южной России является рекреационный комплекс. Развитие туристической отрасли в этом регионе обусловлено сочетанием уникальных природных ресурсов и многофункциональностью их применения. Именно поэтому лекция, которую прочитала Ольга Михайловна Макаренко, была посвящена развитию туристско-рекреационных комплексов.
Развитие туристической отрасли на Северном Кавказе обусловлено сочетанием уникальных природных ресурсов и многофункциональностью их применения. Однако рассматривать возможности развития высокогорного туризма стали не так давно, после принятия постановления правительства Российской Федерации «О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея», когда было начато строительство всесезонных туристско-рекреационных комплексов в этом регионе.
Новый импульс в развитии экономической сферы потребовал более пристального внимания к используемой терминологии. Индустрия туризма, средства размещения, туроператоры и турагентства – знакомые, но всё же требующие разъяснения термины.
«Туристско-рекреационный комплекс – это целенаправленно формируемая совокупность предприятий, функционирующих для удовлетворения потребностей туристов, сконцентрированных на ограниченной территории, обладающей определенными туристско-рекреационными ресурсами и инфраструктурой». - рассказала Ольга Михайловна Макаренко.
Наиболее полно использовать туристско-рекреационный, инфраструктурный и инвестиционный потенциал восьми субъектов Российской Федерации, обеспечить решение ряда социально-экономических проблем региона позволяет объединение курортов в Северо-Кавказский туристический кластер.
Ольга Михайловна Макаренко перечислила: «Кластер включает девять всесезонных туристско-рекреационных комплексов: Лагонаки (Апшеронский район Краснодарского края и Майкопский район Республики Адыгея), Архыз (Карачаево-Черкесская Республика), Эльбрус – Безенги (Кабардино-Балкарская Республика), Мамисон (Республика Северная Осетия – Алания); Матлас (Республика Дагестан), Цори (Республика Ингушетия), Армхи (Республика Ингушетия), Каспийский прибрежный кластер (Республика Дагестан), Ведучи (Чеченская Республика).
К весомым преимуществам развития горнолыжного кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея можно отнести следующие факторы:
– площадь снежного покрова, климатические и высотные условия, видовые характеристики склонов идеальны для массового горнолыжного отдыха, в том числе и зарубежных туристов;
– удобная международная транспортная доступность: в регионе уже построены, могут быть дополнительно построены и реконструированы международные аэропорты, железные дороги, автомобильные дороги;
– кластер горнолыжных курортов Северного Кавказа для азиатских туристов на несколько часов ближе, чем Европа».
Неподдельный интерес вызвала у ребят информация о строительстве на территории Краснодарского края рекреационных кластеров с развитой инфраструктурой. Олимпийский парк в районе Красной Поляны уже построен, строящийся кластер в районе плато Лагонаки и другие объекты на Северном Кавказе – это возможные места трудоустройства нынешних и будущих выпускников, а географические знания помогут в любом деле.
«Для удовлетворения разнообразных потребностей туристов необходимы товары и услуги большого числа предприятий и производств. Следовательно, реализация такого масштабного проекта требует привлечения персонала из различных сфер занятости: необходимы специалисты для эксплуатации горнолыжных склонов и подъемников, обслуживания средств коллективного размещения, работы службы безопасности, оказания медицинской помощи, инструкторской деятельности.
В связи со значительной потребностью проекта в людских ресурсах потребуется координация усилий представителей сферы высшего образования, начального и среднего профессионального образования, курсов повышения квалификации, центров занятости». - рассказала на лекции Ольга Михайловна Макаренко.
После лекции Ольга Михайловна ответила на вопросы учащихся. Особенно их интересовали специальности, которыми нужно овладеть, чтобы попасть на работу в современный кластер, направления подготовки географического факультета Кубанского географического факультета. Школьники были ознакомлены с направлениями подготовки на географическом факультете Кубанского госуниверситета.
С профориентационной информацией учащихся познакомила доцент кафедры экономической, социальной и политической географии Любовь Алексеевна Морева. Ребята узнали об областях и объектах профессиональной деятельности, о вступительных испытаниях для поступления на географический факультет, об образовательных программах и преподавателях кафедр, осуществляющих подготовку, об учебной жизни и досуге студентов.
Подводя итог встречи, начальник отдела развития образования Краснодарского научно-методического центра, руководитель комиссии географического и экологического образования Краснодарского регионального отделения РГО Алексей Александрович Оробец рассказал собравшимся о конкурсах для школьников в области географии и о прошедшем в дни школьных каникул Первом Всероссийском молодёжном слёте Русского географического общества. По окончании встречи состоялся обмен мнениями с педагогами школы.
Текст: Людмила Евгеньевна Вилкова, член комиссии экологического и географического образования Краснодарского регионального отделения Русского географического общества, учитель географии гимназии № 72 города Краснодара
[gallery link="file" columns="5"]