О чем молчали архивы...

В Усть-лабинском районе  прошли подводные исследования местной реки.

…Все началось с истории, которую рассказал председатель Совета ветеранов станицы Кирпильской, Усть-Лабинского района, Валентин Лепский. В реке Кирпили, на берегах которой стоит станица, якобы, лежит памятник Сталину. В не столь далекие годы, над поверхностью воды иногда появлялся край постамента, с которого мальчишки ныряли в реку. Теперь памятник ушел глубоко в илистое дно, и обнаружить монумент невозможно.

Рассказ Валентина Владимировича заинтересовал усть-лабинского краеведа, члена местного отделения Русского географического общества Эрнста Антонова. Вероятно, свою роль сыграли слова «обнаружить невозможно». Что значит, невозможно? Река Кирпили – не океан, а памятник не иголка. Эрнст Антонов – профессиональный дайвер, исследователь кавказских пещер и глубин Черного моря, лауреат Национальной премии «Хрустальный компас», воспринял эти слова, как вызов.

На счету Антонова несколько больших подводных экспедиций с обнаружением артефактов древней и современной истории. Он искал в водоворотах Большой Лабы орудие, затопленное в дни боев Битвы за Кавказ, поднимал со дна Керченского пролива технику героического десанта, а в ходе фанагорийских археологических исследований участвовал в погружении вместе с президентом РГО Сергеем Шойгу.

…Перед началом поисковых работ на дне реки Кирпили Антонов провел архивные исследования. Как памятник попал в реку? Стоял ли монумент на станичной площади в советское время? Оказалось, стоял. После смерти вождя и последовавшего развенчания культа личности, изваяние снесли. Тому есть документальные свидетельства, а вот куда дели – документы стыдливо умалчивали…

В конце августа Эрнст Антонов приступил к подводным поискам. Помогали ему станичники Василий и Владимир Шуваловы – выкашивали прибрежный камыш, укладывали гать к урезу воды для подъезда автокрана. План работ срывала погода, в один из дней в камышах Эрнеста укусила змея, теплые деньки сменились заморозками, и только в декабре из воды удалось поднять нижнюю часть монумента.

Будущим летом Эрнст Антонов намерен продолжить поиски: «В моем решении нет ни политических мотивов, ни личных пристрастий. Памятник, некогда стоявший на центральной площади станицы – часть истории страны. У его подножья принимали в пионеры. Уходя на фронт, клялись в верности Родине. Салютуя Великой Победе, рапортовали о трудовых свершениях. Иных уж нет, а те далече. Нет Страны Советов. Но мы-то есть. Мы есть и будем живы, пока помним свою историю», - убежден усть-лабинский краевед.

Подняв со дна реки Кирпили памятник целиком, Эрнст Антонов намерен передать его местному музею. Это будет уместно – в станице давно обсуждают планы создания тематического сквера, в котором найдутся уголки для увековечивания легенд и былей Кубани, которые мы называем забытыми страницами истории.