О пользе гражданской науки

29 декабря в Воронежской областной библиотеке им. И.С. Никитина прошла лекция руководителя Молодежного клуба РГО на базе Воронежского областного отделения Общества Дмитрия Владимирова, посвященная взаимодействию академической и гражданской науки. Дмитрий рассказал о том, какие возможности появились у любителей природы с развитием смартфонов и мобильного интернета, и о том, как любой желающий может стать гражданским учёным.

 Во вступительной части молодой учёный презентовал недавно вышедшую книгу «Охраняемые сосудистые растения Воронежской области», соавтором которой он стал. На её примере он показал, как в ходе подготовки монографии проходила работа с наблюдениями гражданских учёных, размещённых на различных интернет платформах.

«К сожалению, возможности академической науки ограничены, особенно когда речь идёт об обследовании крупных регионов. У специалистов просто не хватает времени и сил, чтоб охватить всю территорию. Поэтому каждое наблюдение, сделанное любителем природы, при условии, что оно выполнено аккуратно, имеет большую ценность для учёных. Это касается как изучения биологического разнообразия, так и выявления отклика живой и неживой природы  на климатические изменения», - подчеркнул Дмитрий.

Во второй части выступления руководитель Молодежного клуба поделился впечатлением от работы с Фенологическим порталом Русского географического общества – Интернет-ресурса, аккумулирующего наблюдения за сезонными изменениями в жизни природы волонтёров со всей России. Дмитрий отметил, что любой желающий может стать участником проекта и начать собственные фенологические исследования.

«Достоинством сайта является его информативность: здесь можно познакомиться с методиками проведения наблюдений за сезонными явлениями в природе и последними публикациями специалистов по фенологической тематике, узнать об актуальных конкурсах Фенопортала, загрузить собственные фенологические наблюдения и пр. Интерфейс сайта понятен пользователю любого возраста и удобен в использовании», - рассказал Дмитрий Владимиров.

В заключение он привёл примеры успешного использования данных, загруженных на Фенологический портал, в проектных работах школьников – активистов молодежного клуба.