Первопроходная автоэкспедиция на остров Вилькицкого

Фото: Сергей Сайман

В марте 2022 года, уже по старой доброй традиции, мы вновь отправились с экспедицией в Арктику. Посмотреть на природу Крайнего Севера, понаблюдать за жизнью здешних людей, надышаться морозами, почувствовать чистый снег. А также снять это и показать вам, какая огромная и необъятная наша страна, что жизнь есть не только в центральной полосе, не только в больших городах, но и в самых отдалённых уголках России, на самом её севере, выше 66-й параллели.

Мы решили отправиться в приключение на остров Вилькицкого. Он расположен на 73-й широте в Ямало-Ненецком Автономном Округе, севернее Гыданского полуострова. Вспоминая прошлый год, мы уже были на острове Белый, который расположен на этой же широте, но с левой стороны Обской Губы. Теперь же решили покорить и правую сторону залива, доехав до острова Вилькицкого. Забегая вперёд, скажу, что у нас это получилось и впервые колёса наших гражданских внедорожников заехали на этот необитаемый остров.

snimok_ekrana_2022-08-25_v_20.24.29.png


Фото: Сергей Сайман

На самом деле этот остров не такой уж необитаемый, потому что в летний сезон на острове Вилькицкого ведутся активные работы по его расчистке от мусора. Во времена Советского Союза практически вся Арктика была плотно обустроена. Огромное количество военных баз, метеостанций, геологоразведочных обществ и прочих структур занимались хозяйственной деятельностью в Арктическом регионе. После развала СССР большая часть этой инфраструктуры была заброшена. С тех пор все оставшиеся обломки остались лежать под снегами Арктики. Однако благодаря волонтёрам территория постепенно очищается.

Остров Вилькицкого один из немногих островов, где проводится масштабная расчистка. В прошлом году всё лето трудилась большая бригада. Волонтёры собирали металлолом и готовили его к вывозу следующим летним сезоном. Один из участников нашей команды, Влад Загорский, уже снимал летний фильм об этой работе. Мы решили посмотреть какое количество металлолома удалось собрать ребятам за всё лето.

На острове установлена бытовка, в которой размещается группа волонтёров. Заброшенная метеостанция, которая переведена в автоматический режим.

snimok_ekrana_2022-08-25_v_20.16.59.png


Фото: Сергей Сайман

Но самая большая достопримечательность на острове Вилькицкого — это огромный деревянный маяк. Он построен много десятилетий назад, полностью из дерева. Маяк работает автономно, на аккумуляторах и солнечных батареях. За счёт этого он круглый год освещает путь судам, проходящим по Северным путям. Маяк в прекрасном состоянии, за ним следят и поддерживают работоспособность.

Перед выездом в экспедицию мы услышали историю про двух медвежат Хару и Савэя. Их чуть ранее нашли в посёлке Харасавэй, а после транспортировали на Гыданский полуостров, направив их мимо острова Шокальского в направлении Вилькицкого. Мы решили поискать местонахождение медвежат, чтобы убедиться всё ли с ними в порядке.

Начало пути по зимникам

Началось наше приключение в посёлке Тазовский, где был назначен сбор всей группы. Оттуда вышли на зимник ресурсодобывающей компании - Мессояхнефтегаз, которая осваивает месторождения в этом секторе Гыданского полуострова. По этим зимникам я уже путешествовал в 2020 году, когда мы были в экспедиции на остров Диксон. Сейчас мы доехали до центральной артели Мессояхнефтегаз. Здесь познакомились с рабочими, нас встретили и вкусно накормили, провели небольшую экскурсию по предприятию.

Я был удивлен тем, какая развитая дорожная зимняя инфраструктура на Гыданском полуострове. Зимники наливают и всю зиму их обслуживают. Идёт большой грузопоток, поэтому нужна хорошая дорога.

Мы стали двигаться дальше, подниматься на север в посёлок Антипоюта. Дорога закончилась, а до посёлка идёт дикий след. Ходит грузовая техника, которая сама для себя пробивает тундру. Путь в целом хороший, но перед нашим приездом была оттепель. Это самая плохая погода, потому что снег становится мягкий и рыхлый.

snimok_ekrana_2022-08-25_v_19.54.05.png


Фото: Сергей Сайман

Мы же удачно попали в морозы, следы затвердели и стало возможно ехать. Но даже мы застревали, не говоря уже о грузовиках, которые периодически сваливались со следа в сугроб. Слишком большой у них вес, а колеса довольно маленькие и ехать тяжело. Вес наших внедорожников значительно меньше и по тундре нам двигаться проще. Внедорожник, при должной подготовке, по снегу идёт значительно лучше, чем большой грузовик Урал или Камаз. Так мы доехали до Антипаюты, встречая по дороге летние стойбища оленеводов.

Возвращаясь немного назад, скажу, что до самого выезда в дорогу, поездка была под большим вопросом. В этом году на Ямале очень много снега и почти все месяцы спокойная теплая погода, морозы начались только во время нашей поездки. В день выезда резко похолодало до минус 30 градусов. Морозы продержались почти всю дорогу, и только на обратном пути была небольшая оттепель.

Поскольку зима была тёплой, а снега навалило много, то он не слежался. Ведь в хорошую зиму, когда постоянные морозы, снег по мере выпадения смерзается и утрамбовывается, к весне становясь очень плотным. В этом же году образовался небольшой наст до 10 см, а внизу снежная крупа, которая не топчется, а просто как песок наматывается на колёса. Машина начинает проваливаться, вязнет и не застревает.

snimok_ekrana_2022-08-25_v_19.56.17.png


Фото: Сергей Сайман

Нам повезло, мы попали в десятидневные морозы, хотя по прогнозам всех источников обещали тепло. Погоду я просматривал заблаговременно и понимал, что конечную цель поездки в оттепель мы не достигнем, но зима под финал сделала нам лучший подарок.

Антипаюта – относительно крупный населённый пункт, в котором проживают представители местных коренных народов. Они занимаются рыбалкой, промыслом и оленеводством. В Антипаюте есть несколько довольно крупных магазинов, где можно пополнить запасы провизии, что мы и сделали.

Здесь же познакомились с парнем, который помог нам с заправкой наших автомобилей и уже в ночь мы выдвинулись в Гыду.

Посёлок Гыда

На первых 90 км до Гыды идёт ведомственный наливной зимник. Это расстояние мы пролетели буквально за полтора часа. Суммарно до Гыды около 300 км, в тундре это большое расстояние, но весь отрезок пути довольно освоенный. Нам на встречу попалось несколько грузовиков и тракторов, которые на больших железных волокушах таскали дрова. Брёвна по зимнику раскидывают по тундре, чтобы местные оленеводы могли использовать их для обогрева чумов и готовки пищи.

На следующий день мы столкнулись с интересной погодной аномалией. Утром небо было чистое, светило солнце и держался мороз погода просто изумительная. Но где-то за 30 км до подъезда к Гыде, резко появилась стена тумана. Всё небо оказалось затянуто, видимость упала до 100 м, и в этой белой мгле мы добрались до посёлка.

Гыда – это районный центр и самый северный населённый пункт на полуострове.

Здесь нас встретил глава поселения – Олег Шабалин. Пригласил в гости и предоставил полезную информацию по нашему маршруту.

snimok_ekrana_2022-08-25_v_19.57.37.png


Фото: Сергей Сайман

Посёлки на Ямале кардинально отличаются от всех северных населённых пунктов в других регионах. На мой взгляд на Ямале самые красивые и приятные поселения все дома яркие и красиво отделаны сайдингом, а на улице обязательно горит какая-то ёлочка или иллюминация. Часто установлен знак с надписями: "Я люблю Гыду" или "Я люблю Сейху".

Людям важно видеть разнообразие красок, потому что когда вокруг тебя большую часть года белая тундра, то очень не хватает ярких цветов. Они повышают настроение, и просто становится приятней.

В Гыде для нас заканчивались все дороги, дальше только дикая тундра. Поэтому решили ехать напрямик на восточный берег полуострова. Отчасти это было обусловлено необходимыми дозаправками топлива.

От посёлка до острова Вилькицкого даже по прямой большое расстояние. Несмотря на хороший запас топлива по 400 литров на борт, его бы всё равно не хватило на такой путь. И мы построили маршрут таким образом, что последняя заправка была в тундре как можно севернее, тем самым сократив расстояние автономного пробега.

Бескрайняя тундра Гыдана

Внедорожники выдвинулись на северо-восток, чтобы выйти на побережье Енисейкого пролива. По маршруту нашего следования ближе к берегу располагается геологоразведка, где мы заранее смогли договориться о дозаправке. Поэтому двигались по кратчайшему пути через всю Гыданскую тундру, но быстро поняли, что этот маршрут самый неудачный. В этом районе очень сложный рельеф, большое скопление озёр и рек, частые перепады высот, холмы и низины, а также крутые овраги.

snimok_ekrana_2022-08-25_v_20.01.19.png


Фото: Сергей Сайман

Через эту полосу препятствий нам необходимо было как-то двигаться вперёд, возвращаться назад это потеря времени и топлива.

Ехали тяжело ещё и из-за того, что снежного наста практически нет, тяжелые машины проваливаются. Много времени тратили на поиски наиболее пологих подъёмов, часто приходилось подкапывать и разматывать лебёдку. Нам помог Крузак на 40-х колёсах, который шёл первым номером и тропил дорогу, а мы на своих "утюгах" пробирались по его следу.

От вездехода Бурлак здесь практически не было толку. Из-за своего малого веса он не утаптывал след, а только разбивал нашу колею, создавая лишние трудности. Лишь иногда он выступал в качестве якоря для зацепа лебедки.

За световой день не удалось преодолеть весь участок и пришлось остановиться на пару часов для сна на одном из холмов. В этой поездке очень мало спали. Каждый день двигались до "победного", поскольку был ограниченный промежуток времени с хорошей погодой. Важно было успеть, а через неделю опять начиналась оттепель и метели.

Лишь ближе к побережью на последних 40 км, рельеф изменился в лучшую для нас сторону. Исчезли горы и крутые овраги, остались небольшие плавные подъёмы. Мы проскочили отрезок часа за три и вышли на берег Енисейского залива.

snimok_ekrana_2022-08-25_v_20.02.42.png


Фото: Сергей Сайман

Льды и торосы

Дальше перед нами открывался самый сложный отрезок пути. Предстояло по льду добраться до острова Вилькицкого. Мы прокладывали новый маршрут, потому что до нас так никто и никогда в этих местах не ездил на внедорожниках.

Мы решили ехать напрямую по льду, сначала по Енисейскому заливу, потом в залив Овцына, мимо острова Олений и Неупокоева и далее прямым курсом на остров Вилькицкого.

Первую часть пути по Енисейскому заливу проскочили быстро. Вдоль прибрежной кромки нащупали крепкий лёд с минимумом снега и торосов.

Ехали мы хорошо до тех пор, пока в темноте не уперлись в ледокольный фарватер. Уже на выходе с Енисейского залива встретили следы ледоколов. Не стали разбираться, чей это был фарватер, возможно технический, а может что-то иное. Но как неожиданно он начался, так же резко и закончился. Мы продолжили двигаться к намеченной цели.

snimok_ekrana_2022-08-25_v_20.06.19.png


Фото: Сергей Сайман

В районе острова Неупокоева началось большое торошение. Много больших трещин, куски наломанного льда и ледяных глыб. Чем севернее мы поднимались, тем больше становились торосы. Стало казаться, что проехать просто невозможно.

В этом году у меня собралась интересная разносторонняя команда. Было три японских внедорожника одной марки и огромный вездеход Бурлак. Его взяли специально для того, чтобы протестировать как он себя ведёт в тяжёлых условиях, на сколько пригоден для таких экспедиций. Чтобы в будущем использовать его в более интересных и экстремальных путешествиях.

Вездеход работал разведчиком, мы отправляли его вперед  щупать лёд и искать оптимальные пути объезда торосов. Благодаря этому, нам удавалось двигаться чуть быстрее. Но не всегда это получалось, потому что там, где может проехать вездеход, невозможно проехать внедорожнику.

Вторая важная функция вездехода это комфортная столовая, где мы собирались всей командой на перекусы и совещания. В этом плане высокий вездеход оказался незаменим, так как в машине устаёшь сидеть по 20 часов в сутки. В вездеходе можно встать в полный рост и немного передохнуть.

snimok_ekrana_2022-08-25_v_20.08.49.png


Фото: Сергей Сайман

Через торосы мы двигались очень тяжело и долго. Пришлось останавливаться на ночёвку где-то в районе острова Неупокоева, прямо посреди залива.

Уже по возвращению домой узнал, что этот остров является своеобразным родильным местом для Белых Медведей. Нам попадались множественные следы косолапых.

На этом же отрезке случилась единственная серьёзная поломка. Когда пробирались через бесконечные ледяные глыбы, на моём внедорожнике перестали включаться передачи и раздатка. В тот момент на льду Карского моря, в сотнях километров от населённых пунктов, была большая вероятность потерять машину. Но благодаря профессиональному технарю Никите из экипажа города Муравленко, удалось прямо в полевых условиях починить неисправность. Подкопали под машиной траншею, сняли сломанную деталь, в ручном режиме переключили раздатку, и машина смогла двигаться дальше. С помощью русской смекалки, нам удалось обхитрить умный японский автомобиль.

В тот день был самый сильный мороз, доходило до минус 40 с ветерком. А поломка традиционно произошла глубокой ночью, когда за рулём уже более 20 часов и хочется отдыхать в тепле, а не лежать под машиной на снегу.

snimok_ekrana_2022-08-25_v_20.09.59.png


Фото: Сергей Сайман

Вскоре остановились на очередную ночёвку прямо на льду. Он в этом году достаточно крепкий. Мы за всю поездку практически не встречали открытых трещин или открытой воды с оторванными льдинами.

После пары часов отдыха с рассветом продолжилось наше преодоление огромных торосов. Машины продвигались с большим трудом, и только в конце второго дня закончилась зона торосов и лёд стал более-менее чистым. Случилось это далеко за островом Неупокоева, когда до конечной цели оставалось примерно 50 км. Лишь тогда удалось поднять скорость движения до 20 км/час.

Обитаемый остров Вилькицкого

Уже глубоко за полночь мы первые в мире заехали на землю острова Вилькицкого. Сразу возле маяка нас встречал огромный белый медведь, который спал в одном из заброшенных домиков. Хозяин вышел поприветствовать, изучил незнакомцев издали, а после этого спокойно удалился во льды. Мы же спокойно припарковались вблизи маяка и легли отдыхать.

На следующее утро предстояла большая экскурсия по острову Вилькицкого. Мы хотели тщательно изучить все объекты. Сходили на большой автоматический маяк, который обеспечивает проход судам по северному морскому пути. Зашли в заброшенную метеостанцию, где работает только автоматический сбор данных.

Погостили в бытовке для волонтёров и оставили письмо для вновь приезжих в летнем сезоне 2022 года. С воздуха изучили территорию, где складированы сотни тонн металлолома, который планируют вывозить в навигацию.

Нашли жилище Белого Медведя он устроил себе лежанку в одном из домиков метеорологов. Выделил себе одну комнату, как полноценный член метеорологической бригады. И потихоньку подъедает старые запасы консервных заготовок из кладовой.

snimok_ekrana_2022-08-25_v_20.07.00.png


Фото: Сергей Сайман

Повсюду на земле множество следов медведей, они хорошо обжились на дикой территории. Сейчас без людей им живётся спокойно. Но ещё некоторое время назад, в эпоху развала Советского Союза, на остров зачистили браконьеры. Они охотились на белых медведей и даже соревновались на количество добычи. Но теперь остров взяли под охрану и навели порядок.

На обратном пути мы встретили двух молодых медведей. К сожалению, они были метрах в 100 от нас, а из-за плохого льда не удалось приблизиться к ним. Вполне возможно, что это были те самые Харэй и Савэй медведи, в поисках которых мы здесь оказались.

Обратный путь через морские льды

Во второй половине дня мы выдвинулись обратно, к этому времени начала портиться погода. Ветер резко сменился на южный, пришла метель, а видимость упала почти до нулевой. Самые неблагоприятные периоды в Арктике для путешественника это смена погоды. Мы как раз застали дни смены северных ветров на южные. В такие моменты на лёд лучше не выходить, но мы уже в самом эпицентре событий, поэтому быстро двигаемся в сторону твердой земли.

Обратно решили ехать другим маршрутом, наиболее логичным. Сначала направились на запад в район острова Шокальского, чтобы оттуда перейти на Обскую Губу, а потом спуститься строго на юг и выйти на континент где-то в районе Салмановского месторождения.

Первый день ехали тяжело. Во-первых, из-за почти нулевой видимости. Во-вторых, из-за огромных полей торошения, которые начались южнее от острова Вилькицкого. Кучи наломанного льда, огромные трещины и нам нужно было через это всё как-то пробираться.

snimok_ekrana_2022-08-25_v_20.13.41.png


Фото: Сергей Сайман

Предстояло преодолеть непроходимый отрезок больше 50 км. Вездеходу немного проще с его большими колёсами, он лихо переваливался через льдины и убегал вперёд. Мы на своих гражданских внедорожниках медленно поспевали.

В целом за эту экспедицию мы преодолели огромное, по меркам Арктики, расстояние через поля торошения. Вышло около полутора сотен километров бесконечного наломанного льда. И суммарно около 450 км по морскому льду.

Дополнительную трудность внесла метель. Насыпало около 30 см свежего снега, который не успел слежаться и машины стали вязнуть в нём. Мягкий снег дополнительно создавал непроходимые препятствия.

Уже поздно ночью мы наконец-то выскочили из зоны бесконечного торошения, каких я ещё никогда не встречал.

Где-то в районе острова Шокальского торосы закончились, остался только мягкий снег. Наша скорость немножко увеличилась, но всё равно ехали медленно.

В районе Гыданского пролива нас встречал Виталий – местный парень из Гыды, с которым мы познакомились в посёлке. Заранее договорились, чтобы он привёз нам дизельное топливо, так как своего запаса нам могло не хватить. Мы заправили технику, поблагодарили парней и стали выбираться на юг по льду Обской Губы.

snimok_ekrana_2022-08-25_v_20.14.37.png


Фото: Сергей Сайман

К тому времени распогодилось, вышло солнышко и немножко усилился мороз. Мы ехали вдоль берега по относительно чистому льду, а с правой стороны шла огромная коса торошения. Встретили первые признаки жизни в виде следов внедорожника коллег-путешественников Игоря и Олега, которые проезжали на остров Шокальского за неделю перед нами.

Следующую ночёвку устроили на льду Оби, спустившись 100 км южнее. Погода была спокойная, а лёд крепкий.

Земля газовиков

На следующий день спустились в район Салмановского месторождения это район напротив Сабетты, но с восточного берега Оби.

Ранее даже не знал, что в этом месте есть какая-то жизнь, но как выяснилось, это очень крупный объект. Большая сеть круглогодичных дорог и зимников, разных производственных объектов, заводов и множество спецтехники.

По ведомственным зимникам мы стали перемещаться по земле на юг, в сторону Тадебя-Яха. На одном из зимников нас остановили охранники, проверили документы и предоставили разрешение на дальнейший проезд.  

Мы продолжили свой путь по идеально наливному зимнику, за пару часов доскочили до точки Тадебя-Яха, но выяснили, что сейчас фактория заброшена и кроме ремонтной базы для спецтехники там никого нет.

snimok_ekrana_2022-08-25_v_20.17.56.png


Фото: Сергей Сайман

От фактории Тадебя-Яха взяли курс на район Антипаюты. Как таковой дороги прямо до Антипаюты не существует, но есть разветвлённая сеть зимников. Северо-западная часть Гыданского полуострова активно осваивается ресурсодобывающими компаниями. Весь день и всю ночь по этим зимникам мы искали проезд в Антипоюту и уже под самое утро остановились на въезде в заветный посёлок.

Команда Рустама и Никиты рванули вперед, чтобы быстрее оказаться дома из-за срочных дел. А мы, в составе трёх экипажей, продолжили неспешно выбираться из тундры.

В Антипоюте закупили продуктов в магазине. В таких поездках очень не хватает разнообразия вкусов – фруктов, овощей и сладостей. Затем мы двинулись спокойно по проложенному пути до посёлка Тазовский. В этом пункте мы замкнули наше Арктическое кольцо – прошли из Антипоюты в Гыду, вышли на Енисей, потом на остров Вилькицкого и обратно спустились по Обской Губе, через Салмановские месторождения в Антипоюту. Закольцевали маршрут и дальше на Мессояхский зимник мы двигались уже по своему старому следу.

Ехали в хорошем темпе, дорога нам известна и уже накатанная. К концу десятого дня пути вышли на КПП Мяссояхнефтегаз, а дальше рукой подать до дома.

65.jpg


Фото: Сергей Сайман

Итоги экспедиции

Всего дорога от точки старта до финиша заняла ровно 10 дней, за которые пройдено примерно 2,5 тысячи км. Большая часть из этого пробега тундра и примерно 700 км различного льда. Мы проехали несколько водоразделов, зашли с Енисейского залива, дальше залив Овцына, залив Вилькицкого и вышли на Обскую Губу. Около 150 км шли через большие поля торошения, местами с нулевой видимостью. В группе из девяти человек было три гражданских внедорожника и один вездеход. Вся техника прошла своим ходом, практически без поломок.

На этом давайте заканчивать эту длинную историю. Это было увлекательное приключение, надеюсь, в следующем году мы вновь отправимся в Арктику и будем снимать для вас интересные видео и фото.

Спасибо всем, что следите за нашими приключениями!

Отдельно хотел бы поблагодарить тех людей, кого мы встречали на своём пути. Всех, кто помогал нам, подсказывал по маршруту, заправлял, давал полезные советы, угощал рыбой и другими изысками. Спасибо, что вы такие дружелюбные и гостеприимные. Спасибо нашим друзьям и коллегам на Хайлюксе – Олегу и Игорю за то, что они поделились с нами информацией по маршруту и своим трекам. Спасибо Виталию за то, что осуществил для нас заброску топлива. Спасибо Олегу Николаевичу за то, что контролировал и координировал наши действия. Спасибо Юре, который предоставил нам возможность помыться и привести себя в порядок на одном из месторождений посреди тундры. Спасибо большое белым медведям, которые попались нам на маршруте, которых вы видели и которые позировали нам.

Рассказом и фотографиями поделился член Московского городского отделения РГО Сергей Сайман

Тэги: