Известный военный историк - потомок моряка с линкора «Императрица Екатерина Великая»
История затопленного в 1918 году линкора «Свободная Россия» (до 1917 года – «Императрица Екатерина Великая», а до 1915-го – «Екатерина II») спустя почти 100 лет обрастает новыми подробностями. Недавно организаторам и участникам экспедиции «Раскрывая тайны «Императрицы Екатерины Великой» удалось познакомиться с потомками еще одного моряка, служившего на корабле.
Среди них – известный советский и российский историк флота Константин Борисович Стрельбицкий. Он является председателем правления Московского клуба истории флота, исследователем, активным участником военно-поисковых движений и автором многочисленных военно-исторических публикаций.
На знаменитом линкоре некогда служил прадед Константина Борисовича – Петр Григорьевич Бордюков. Он провел на борту «Императрицы Екатерины Великой» все годы недолгой «жизни» корабля – с 1914 по 1918 год.
Петр Григорьевич по национальности был белорусом. Он родился в 1870 году в семье мещан города Быхова Старобыховского уезда Могилевской губернии. В Кронштадте молодой человек окончил школу машинных квартирмейстеров, после чего его направили на Черное море.
В документах Российского государственного архива Военно-морского флота отмечается, что он был женат на девице Марии Ильиной, имел сыновей Александра и Михаила. С будущей супругой Петр Григорьевич познакомился в Николаеве, где проходил в то время службу.
На короткое время в 1899 году он вернулся домой, так как был уволен за выслугу лет в запас флота. Однако на родине не было крупных механизированных производств. Поняв, что как специалист не сможет себя реализовать, Петр Григорьевич в 1900 году вернулся во флот, но уже на сверхсрочную службу.
Его послужной список довольно велик: начав свою карьеру в качестве рядового матроса-машиниста, он был быстро произведен в машинные квартирмейстеры (в Российской империи так именовали профессиональных военнослужащих электромеханических боевых частей военных кораблей), со временем – в машинные кондукторы. Стоит отметить, что в отечественном флоте кондукторы были ближайшими помощниками офицеров-специалистов.
За свою службу Петр Григорьевич входил в состав экипажей около десятка военных кораблей, и последним из них был линкор «Императрица Екатерина Великая», где он служил с момента формирования экипажа и до ухода корабля из Севастополя в Новороссийск, где тот вскоре был затоплен.
Петр Григорьевич в сложившейся обстановке принял решение остаться с семьей в Севастополе и покинул корабль. Крым заняла Белая армия, и военный моряк был вновь мобилизован – в состав Белого флота. Впоследствии приказом генерала Врангеля ему был присвоен первичный офицерский чин – мичман военного времени.
После поражения белых Петр Григорьевич и его семья остались в Севастополе, но никаким репрессиям со стороны власти не подвергались. Некоторое время он, будучи высококвалифицированным механиком, работал по своей специальности, правда, на суше, так как у красных военно-морского флота практически не было.
Умер Петр Григорьевич в 1922 году. Перед смертью он завещал своей супруге, чтобы она увезла сыновей в Москву к его брату – для получения высшего образования. Так семья Бордюковых оказалась в столице.
На краю гибели
С «Императрицей Екатериной Великой» связан один загадочный, по мнению историков, эпизод, произошедший во время Первой мировой войны. Впрочем, Константин Борисович Стрельбицкий отмечает, что лично для него в этой истории нет ничего таинственного. Дело в том, что ее записал со слов Петра Григорьевича сын Александр, в те годы севастопольский гимназист.
В своей статье «Инцидент с «Императрицей Екатериной Великой» Константин Борисович рассказывает:
«Однажды в 1916 году в очередное патрулирование турецкого побережья Черного моря между Трапезундом и Константинополем вышел линкор (дредноут) «Императрица Екатерина Великая». Дивизион миноносцев, сопровождавший дредноут, по какой-то причине вышел позже и должен был встретиться с дредноутом под утро в определенном квадрате моря. Командиром дредноута «Императрица Екатерина Великая» шел капитан 1-го ранга Сергеев, командующим отрядом (линкор и 4 эсминца) – контр-адмирал князь Путятин, ранее бывший командиром линейного корабля «Три святителя». И вот на ходовом мостике состоялась примечательная беседа руководителя похода и командира корабля:
«А что, если мы придем в назначенный квадрат на час пораньше, поскольку ход у нас сейчас хороший», – предложил сиятельный князь. Командир дредноута пожелание адмирала принял за приказание, и линкор появился в месте рандеву – встречи – едва только наметился рассвет.
Что же при этом произошло? Эсминцы-сопроводители линкора к этому моменту тоже подошли к этому квадрату. Было еще полутемно, и на месте встречи, за час до положенного времени, уже заметили корабль, который приняли за германский крейсер-дредноут «Гебен», который по контуру в полутемноте действительно был несколько похож на наши дредноуты (низкосидящий корпус, две трубы).
Один из миноносцев мгновенно выпустил торпеду.
Во время морского похода на носу каждого корабля находился матрос-впередсмотрящий, который внимательно наблюдал за горизонтом.
И вот такой впередсмотрящий вовремя заметил след идущей торпеды, и на линкоре успели переложить руль. Первая торпеда прошла мимо.
Тогда пристрелку начали и другие миноносцы. За сравнительно короткий промежуток времени на рассвете 4 эсминца выпустили семь торпед в свой же линкор, но благодаря исключительному вниманию впередсмотрящего матроса, а также рулевого на главном руле все семь торпед прошли мимо».
Море как семейная традиция
Личный пример Петра Григорьевича и его рассказы о морской службе оказали большое влияние на его потомков. Константин Борисович отмечает, что не случайно посвятил себя профессиональному изучению военно-морской истории – интерес к этому ему с детства прививали родные.
«Младший сын Петра Григорьевича дослужился в Советской армии до звания полковника. Старший, отучившись в севастопольской реальной гимназии, некоторое время был на флоте писарем, но затем пошел по гражданской линии и стал известным инженером-энергетиком. Но уже его сын продолжил семейную традицию и поступил во флот, дослужившись до заместителя помощника Главнокомандующего ВМФ СССР и получив звание капитана 1-го ранга. Сын же полковника Советской армии, младший внук Петра Григорьевича, стал в ней уже генерал-майором. На примере нашей семьи очень хорошо видно», – рассказал Константин Борисович.
Он также поделился воспоминаниями своего деда – Александра Петровича, который в 1916 году побывал на линкоре «Императрица Екатерина Великая». Его класс во время учебы в севастопольской гимназии пригласили на экскурсию по кораблю, которая была организована при активном содействии Петра Григорьевича. Молодых людей очень впечатлил оказанный прием: торжественная встреча экскурсантов офицерами, детальный осмотр самого крупного в Черном море корабля в сопровождении членов экипажа.
В ближайшее время Константин Сергеевич планирует посетить Краснодарский край и принять участие в памятных мероприятиях, посвященных 100-летию линкора и Первой мировой войны, запланированных на май этого года.
Напомним, Краснодарское региональное отделение Русского географического общества при партнерстве «Газпрома на Кубани» в 2013 году организовало к месту гибели корабля комплексную подводную экспедицию «Раскрывая тайны «Императрицы Екатерины Великой». Она рассчитана на несколько лет (2013–2015 годы).
Судьба этого боевого корабля была драматичной. В мае 1911 года император Николай II утвердил программу обновления Черноморского флота, предусматривающую строительство трех новых линейных кораблей, одним из которых стала «Императрица Екатерина Великая». Она была спущена на воду в мае 1914 года. Из трех новых линкоров только «Императрица Екатерина Великая» побывала в серьезном бою: в декабре 1915 года во время патрулирования она встретила германо-турецкий линейный крейсер «Гебен».
В 1918 году, 1 мая, линкор увели из Севастополя, занятого немцами, в Новороссийск. Германский ультиматум Брестского мира поставил моряков перед выбором: вернуться в Севастополь, поверив обещаниям немцев об интернировании флота, или затопить его, как требовал шифрованный приказ из Москвы. Русские моряки решили не отдавать корабль врагу.
В июне 1918 года «Императрица Екатерина Великая», она же – «Свободная Россия», была затоплена в Цемесской (Новороссийской) бухте.
Текст: Анна Панфилова
Фото из архива Константина Стрельбицкого и архива экспедиции