Часть разветвлённой сети подземных ходов, с давних пор существующих под улицами и площадями Ейска, может стать туристической изюминкой города. Собрать необходимый материал для получения грантовой поддержки этого интересного проекта намерено Ейское отделение Русского географического общества. Местные географы и представители клуба "Азбука туризма" недавно обследовали подземелье под Никольским парком.
Сейчас сеть подземных ходов под городом используется в качестве обычной ливневой канализации. Однако краеведы уверены, что история сооружения, хранящая множество тайн, достойна детального изучения.
— О подземных ходах под Ейском знают многие жители города. Но вот парадокс: нет ни одного официального упоминания о них. Ни о строительстве, ни о реконструкции. Некоторые историки утверждают, что они были построены для отвода воды из центральной части города и имели выход как в сторону Таганрогского залива, так и в Ейский лиман, — рассказал руководитель исторической секции Ейского отделения РГО, заместитель директора районного краеведческого музея Александр Дорошенко.
Довольно простое, казалось бы, техническое сооружение строили очень тщательно. Его размеры намного больше обычных сточных труб. Под Никольским парком высота подземного хода достигает 1,85 м при ширине более 1,5 м.
— Мы посчитали, что на один погонный метр подземного хода ушло от 400 до 700 кирпичей. А под Никольским парком его длина более 300 м. Для его строительства необходимо было вырыть траншею шириной и глубиной 3 на 3 м. Затем выложить её кирпичом в два, а кое-где в три слоя, а потом засыпать. Во-первых, это огромные финансовые затраты. Во-вторых, её строили бы несколько лет, — подчеркнули участники исследования.
Ейский историк Тимофей Стефанов в статье "Город Ейск. Статистико-этнографическое описание" описал период развития города от основания до 1880 года. О строительстве подземных ходов или ливневой канализации в его работе нет ни слова.
— Напрашивается вывод: их строили до образования города Ейска! Например, в подвале детсада по улице Ленина был обнаружен большой проём в стене, ведущий в подземный ход высотой более 3,5 м, а шириной около 3 м. И самое главное: пол был выложен не кирпичом, а брусчаткой. В XIV веке на месте Ейска было поселение Бальзимаха. Возможно, подземные ходы были построены ещё в те времена, — предположил Александр Дорошенко.
В подземелье во время исследовательских работ обнаружили кирпичи с клеймом "СГ" и "Ц". Специалисты из Санкт-Петербурга сделали заключение, что кирпич "СГ" выпущен на заводе Сергея Ивановича Губина в станице Новолеушковской после 1890 года. Кирпичи с клеймом "Ц" ранее вообще не попадались специалистам.
Члены Ейского отделения РГО продолжают собирать информацию о городских подземельях. Они уверены, что часть подземной сети может стать интересным экскурсионным объектом. Готовятся документы на получение грантовой поддержки для его обустройства.
Елена Рыжкова