Подземные тайны Ейска: отделение РГО изучает участок под Никольским парком

Тайны подземелий Ейска. Фото: Юлия Бугаенко

Часть разветвлённой сети подземных ходов, с давних пор существующих под улицами и площадями Ейска, может стать туристической изюминкой города. Собрать необходимый материал для получения грантовой поддержки этого интересного проекта намерено Ейское отделение Русского географического общества. Местные географы и представители клуба "Азбука туризма" недавно обследовали подземелье под Никольским парком.

Сейчас сеть подземных ходов под городом используется в качестве обычной ливневой канализации. Однако краеведы уверены, что история сооружения, хранящая множество тайн, достойна детального изучения.

— О подземных ходах под Ейском знают многие жители города. Но вот парадокс: нет ни одного официального упоминания о них. Ни о строительстве, ни о реконструкции. Некоторые историки утверждают, что они были построены для отвода воды из центральной части города и имели выход как в сторону Таганрогского залива, так и в Ейский лиман, — рассказал руководитель исторической секции Ейского отделения РГО, заместитель директора районного краеведческого музея Александр Дорошенко.

img-20221111-wa0020.jpg

Высота ходов в некоторых местах позволяет идти в полный рост. Фото: Юлия Бугаенко

Довольно простое, казалось бы, техническое сооружение строили очень тщательно. Его размеры намного больше обычных сточных труб. Под Никольским парком высота подземного хода достигает 1,85 м при ширине более 1,5 м.

— Мы посчитали, что на один погонный метр подземного хода ушло от 400 до 700 кирпичей. А под Никольским парком его длина более 300 м. Для его строительства необходимо было вырыть траншею шириной и глубиной 3 на 3 м. Затем выложить её кирпичом в два, а кое-где в три слоя, а потом засыпать. Во-первых, это огромные финансовые затраты. Во-вторых, её строили бы несколько лет, — подчеркнули участники исследования.

Ейский историк Тимофей Стефанов в статье "Город Ейск. Статистико-этнографическое описание" описал период развития города от основания до 1880 года. О строительстве подземных ходов или ливневой канализации в его работе нет ни слова.

— Напрашивается вывод: их строили до образования города Ейска! Например, в подвале детсада по улице Ленина был обнаружен большой проём в стене, ведущий в подземный ход высотой более 3,5 м, а шириной около 3 м. И самое главное: пол был выложен не кирпичом, а брусчаткой. В XIV веке на месте Ейска было поселение Бальзимаха. Возможно, подземные ходы были построены ещё в те времена, — предположил Александр Дорошенко.

img-20221111-wa0021.jpg

Кирпичная кладка подземелья. Фото: Юлия Бугаенко

В подземелье во время исследовательских работ обнаружили кирпичи с клеймом "СГ" и "Ц". Специалисты из Санкт-Петербурга сделали заключение, что кирпич "СГ" выпущен на заводе Сергея Ивановича Губина в станице Новолеушковской после 1890 года. Кирпичи с клеймом "Ц" ранее вообще не попадались специалистам.

Члены Ейского отделения РГО продолжают собирать информацию о городских подземельях. Они уверены, что часть подземной сети может стать интересным экскурсионным объектом. Готовятся документы на получение грантовой поддержки для его обустройства.

Елена Рыжкова