22 февраля в рамках проекта «Открытое пространство» состоялась встреча с руководителем Центра подводных исследований Краснодарского регионального отделения Русского географического общества Сумбатом Александровым. Он рассказал о подводной экспедиции к линкору «Императрица Екатерина Великая».
В кафе «Старый замок» собрались те, кто заинтересовался событиями начала XX века, произошедшими в Черном море близ Новороссийска. В 1918 году здесь были затоплены корабли Черноморского флота. Свидетельства той исторической драмы сохранились под толщей морской воды, где покоится линейный корабль «Императрица Екатерина Великая» («Свободная Россия»). Гость «Открытого пространства» - опытный водолаз подводник Сумбат Александров. Несколько лет назад он возглавил экспедицию к затопленному линкору.
Корабль покоится на 40-метровой глубине в Цемесской бухте. В 30-х годах прошлого века к нему были совершены погружения силами ЭПРОНа (экспедиции подводных работ особого назначения). Сумбат Александров рассказал, как советские подводники пытались извлечь из морских глубин мощные орудия линкора и других затопленных кораблей. Накануне Великой Отечественной войны удалось поднять боевые башни главного калибра, которые впоследствии составили славу 30-й и 35-й башенных батарей береговой обороны Севастополя. Так затопленные российские корабли и после своей гибели участвовали в сражениях с фашистами и настигали врагов даже из-под воды.
В 2011 году силами Краснодарского регионаьного отделения Русского географического общества была организована новая подводная экспедиция к «Екатерине Великой». Сумбат Александров, руководивший подводными исследованиями, поделился с участниками встречи своими впечатлениями:
— Когда я впервые погрузился на корабль, меня так поразили его размеры, что я некоторое время находился в восторженном оцепенении. Глаз не мог охватить весь корпус линкора — настолько он огромен. Длина судна — 170 м, максимальная ширина — 28 м. Возвышение над грунтом — 12 м, и сквозь толщу воды при приближении можно рассмотреть очертания только в пределах нескольких метров. Чтобы увидеть внутренние помещения корабля, нужно иметь очень хорошее воображение, поскольку их нужно мысленно переворачивать — корабль лежит вверх дном. Сложность исследований заключается еще и в том, в том, что приходится погружаться в помещения, которые находятся на четыре-шесть метров под уровнем грунта, — рассказал Сумбат Александров.
Слушая рассказ руководителя экспедиции и рассматривая уникальные подводные фотосъемки, участники встречи мысленно побывали на сорокаметровой глубине в трюмах гигантского линейного корабля, когда-то составлявшего гордость российского флота. На одной из фотографий запечатлены звенья якорной цепи, каждое из которых весит около 30 кг, а сам якорь - не менее 8 тонн. Несколько таких звеньев, а также других предметов, имеющих мемориальную ценность, водолазам удалось вытащить на поверхность. Часть из них Сумбат продемонстрировал участникам «Открытого пространства».
— Выступление гостя «Открытого пространства» продолжилось живым диалогом со всеми участниками встречи. Сумбата буквально «засыпали» вопросами об истории и исследованиях затопленного корабля и профессии подводника. Мы провели интеллектуальную викторину по итогам встречи. Самые внимательные слушатели получили призы, предоставленные администрацией Горячего Ключа и Русским географическим обществом, — отметила автор проекта, руководитель Информационно-аналитического центра Краснодарского регионального отделения РГО Галина Кучинская.
Проект Горячеключевского местного отделения Русского географического общества «Открытое пространство» — территория живого интеллектуального общения. Здесь проходят встречи с учеными, исследователями, путешественниками, деятелями культуры, режиссерами, географами, историками и краеведами. Проект реализуется с 2017 года. Его цель — обмен интеллектуальным багажом, которым обладают члены РГО, популяризация научных знаний и культурного наследия.