Поиски пропавшего самолета

При перегоне военных самолетов в Сибирь после Великой Отечественной войны в горах Кузнецкого Алатау (Кемеровская область) разбилось несколько самолётов. Сбором архивных материалов о пилотах и пассажирах тех катастроф занимались поисковики под руководством Михаила Жолобова - члена Кемеровского регионального отделения РГО.

2.jpg

Останки самолета Бостон А-20 на горе Зеленой. Кузнецкий Алатау
Останки самолета Бостон А-20 на горе Зеленой. Кузнецкий Алатау.

Ими были обнаружены сведения о двух военных самолетах Дуглас С47 и "Бостон" A-20. Многие из погибших имели правительственные награды, внесли свой вклад в победу в Великой Отечественной войне и достойны того, чтобы о них знали. В связи с этим поиск самолетов и установка памятных табличек на местах катастроф имеет большое значение.

В результате экспедиции в августе 2019 был найден самолет A-20 "Бостон" -СССР Ф-216, потерпевший катастрофу 3 сентября 1946 года, командиром был Пётр Паршутин, на месте крушения установлена табличка https://www.rgo.ru/ru/article/v-gorah-kuzneckogo-alatau-ustanovili-pamyatnye-tablichki-na-mestah-katastrof-dvuh-samolyotov.

Катастрофа второго самолета «Дуглас» С47 произошла 12 октября 1945 года в районе хребта Тыдын. Во время экспедиции 2019 года его найти не удалось, из-за труднодоступности места падения: 30 градусный склон, огромные россыпи валунов, растущие на склонах деревья образуют завалы, глубокие ручьи.

3.jpg

Хребет Тыдын. Кузнецкий Алатау.
Хребет Тыдын. Кузнецкий Алатау.

Поисковые работы были продолжены. Сложный маршрут, требовал хорошей физической подготовки, рассчитывали на помощь военных, но пришлось обходиться своими силами.

С 31 мая по 9 июня 2021 года Михаил Жолобов со своим племянником Денисом прошли по горам Кузнецкого Алатау около 110 км. Начало лета было выбрано не случайно. Требовалась максимальная видимость, чему способствовало отсутствие растительности. Путь пролегал по вершинам и хребтам гор. Снежный покров местами составлял 1,5 метра. Погода менялась от +27 до -2. Передвижение осложняли метель, туман и выпавший снег.

sneg.jpg

Маршрут поиска. Июнь 2021
Маршрут поиска. Июнь 2021

Не имея точных координат, но рассчитав по разным показателям район падения, Михаил и Денис вышли точно на место катастрофы. Перед ними открылось печальное зрелище: груды искореженного метала, разбросанные на десятки метров обломки самолета. На части одного из крыльев самолета сохранилось изображение красной звезды. Все, что за 75 лет осталось от экипажа - это полуистлевшие ботинки, обнаруженные среди обломков самолета. Само место захоронения людей найти, к сожалению, не удалось.

tuman.jpg

Останки самолета Дуглас С-47.
Останки самолета Дуглас С-47.

Исследовав место катастрофы, сделав фото и видеосъемку поисковики установили памятную табличку с именами погибших.

poisk.jpg

Михаил и Денис (справа) Жолобовы. Установили памятную табличку
Михаил и Денис (справа) Жолобовы. Установили памятную табличку.

Была обновлена и табличка на месте катастрофы самолета А-20 «Бостон» 3 сентября 1946 года на горе Зеленой. Почти пять лет поиска полностью завершились.

Примечательно, что в июне удалось разыскать в Москве 95-летнюю сестру ст. лейтенанта М. Ф.Улыбина, которая до того момента так и не знала, где погиб ее брат.

20210602_122916.jpg

Михаил и Денис Жолобовы обновили табличку на месте крушения самолета Бостон А-20 на горе Зеленой.
Михаил и Денис Жолобовы обновили табличку на месте крушения самолета Бостон А-20 на горе Зеленой.

Кроме того, во время экспедиции поисковики приняли участие в установке поклонного креста «Братством православных следопытов» на горе Большой Таскыл.

Историческая справка:

9 октября 1945 года самолет С47 вылетел с аэродрома Остафьево в Иркутск. Маршрут включал плановые посадки в Казани, Куйбышеве, Омске, Новосибирске.

12 октября 1945года 6.35 по м.с.к, взяв на борт пассажиров и 1100кг груза, самолет вылетел из Новосибирска. Управляли самолетом лейтенант Д.Ф. Шаталов и ст. лейтенант М. Ф.Улыбин. С 6.40 до 6.45 была установлена связь с Новосибирском и Красноярском. Больше самолет с землей связи не имел.

Вечером 13 октября 1945 года в поселок вышел единственный выживший пассажир, который и сообщил о крушении самолета. На следующий день были организованы поиски, в ходе которых нашли разбитый и сгоревший самолет.

На место катастрофы выехала комиссия в количестве 10 человек, к которой присоединились 25 жителей ближайшего поселка на лошадях.

По рассказу очевидца, самолет, срубив несколько вершин, ударился в склон и загорелся. Выживший пассажир спал в хвосте самолета. После удара о землю ему удалось выбраться, потушить одежду и отправиться на поиски людей. Место происшествия он не осмотрел, криков и стонов раненых не слышал.

Тогда спасателям удалось опознать только семь человек. Попытка вывезти погибших на лошадях не увенчалась успехом, так как лошади при полном отсутствии троп не могли идти с грузом по каменистому грунту с крутыми спусками и подъемами.

Комиссией было принято решение захоронить тела на месте происшествия.

Предполагаемые причины катастрофы: недостаточная подготовка летчиков для полетов вслепую на данном виде самолетов; ошибочный прогноз погоды, согласно которому облачность и дальность видимости была меньше; отклонение самолета на юг на 160 км и решение идти напрямую в Красноярск. Неправильное решение летчика, который должен был вернуться на аэродром вылета при встрече с непогодой. В результате погибло три экипажа и почти все пассажиры. Всего 22 человека.

samolet.jpg

Останки самолета Дуглас С-47.
Останки самолета Дуглас С-47.

Данные взяты из аварийного акта и материалов расследования комиссии 1945 года, найденного в архиве коллегами из Красноярска - поисковым отрядом «Трасса».

Среди погибших на борту находились:

Улыбин Михаил Федорович, 1909 г.р., Татарская АССР, Чистопольский р-н, д. Донауровка - командир корабля. Награды:27.11.1941 Орден Красной Звезды, 06.09.1943 Медаль «За боевые заслуги», 22.09.1944 Орден Красной Звезды, 12.06.1945 Орден Отечественной Войны II степени.

Шаталов Дмитрий Федорович, 1919 г.р., Воронежская обл., Шаталовский р-н, с. Шаталовка - командир корабля. Награды: 11.12.1943 Орден Отечественной войны I степени, 06.11.1944 Орден Красной Звезды.

Беспалов Александр Васильевич, 1916 г.р., Саратовская обл., Казанский р-н, с. Малый-Малик - старший бортовой авиатехник. Награды:06.09.1943 Орден Красной Звезды.

Коростелев Сергей Капитонович, 1910 г.р., Сталинградская обл., г. Калинин - командир авиационной эскадрилии. Награды: 06.09.1943 Орден Красной Звезды, 12.06.1945 Орден Александра Невского.

Мац Федор Николаевич, 1916 г.р., Украинская ССР, Харьковская обл., Мелецкий р-н, с. Черкиские-Тышки - бортовой авиатехник. Награды: 06.09.1943 Медаль «За боевые заслуги», 22.02.1945 Орден Красной Звезды.

Персианцев Борис Николаевич, 1913 г.р., Свердловская обл., г. Оса - начальник связи отряда. Награды: 22.09.1944 Медаль «За боевые заслуги», 04.10.1945 Орден Красной Звезды.

Рычков Анатолий Владимирович, 1923 г.р., Омская обл., д. Антохино - бортовой авиатехник. Награды:22.09.1944 Медаль «За боевые заслуги

Харченко Вячеслав Тимофеевич, 1914 г.р., Украинская ССР, Сталинская обл., ст. Зверево - ст. бортовой авиатехник. Награды: 06.09.1943 Медаль «За боевые заслуги», 06.11.1944 Орден Красной Звезды.

Щекин Василий Григорьевич, 1916 г.р. - начальник связи. Награды: 06.09.1943 Медаль «За боевые заслуги», 22.09.1944 Орден Красной Звезды.