Покорение пустыни Гоби

Таинственная пустыня Гоби — крупнейшая пустыня Азии и третья по величине в мире, 1 295 000 квадратных километров. Её возраст поражает воображение — 65 миллионов лет пустыня остаётся практически неизменной. "Безводное место", как с монгольского переводится Гоби.

В Древнем Китае были убеждены, что именно в предгорьях горы Куньлунь находится родина Ну и Кун, первых людей. Здесь располагали то священную Шамбалу, то страну вечного счастья и знания – Белый остров (Швета Двипа), то легендарную подземную страну Агарти. По некоторым приданиям, однажды из пустыни в сиянии и верхом на песчаном смерче появится повелитель всех людей со своей армией, что создаст Великую империю, которая не пропадёт, пока не исчезнут пески.

Пустыня Гоби стала местом для значительных археологических и географических находок. Николай Михайлович Пржевальский, величайший русский путешественник, который пересёк считавшуюся непроходимой пустыню, писал о ней: "Действительно, разве только монгол да его вечный спутник верблюд могут свободно обитать в этих местностях, лишенных воды и леса, накаляемых летом до тропической жары, а зимою охлаждающихся чуть ли не до полярной стужи". В Нэмэгэтинской долине, известной по книге советского писателя-фантаста, палеонтолога Ивана Ефремова "Дорога ветров", были найдены останки около 60 видов динозавров, в том числе и знаменитые "Дерущиеся" велоцираптор и протоцератопс.

В сентябре 2022 года состоялась уникальная экспедиция, во время которой участникам на мотовездеходах предстояло преодолеть монгольскую часть пустыни Гоби.

В экспедиции приняли участие три опытных путешественника: Александр Юнанов, вписавший не одну страницу в историю мотопутешествий — в его активе более 300 000 километров пути и полсотни стран, от Австралии до Крайнего Севера; легендарный российский путешественник, писатель, художник и священник, Фёдор Конюхов и Игорь Головатый, давний напарник Александра по поездкам и просто человек с "золотыми руками".

Во время экспедиции путешественникам не только удалось благополучно пересечь пустыню Гоби на мототехнике, но и решить массу важных задач, в том числе, провести испытание трёхколесных мотовездеходов ZUBR Trike в новых для них экстремальных условиях.

 Александр, традиционный вопрос  почему именно Гоби? Что стало стимулом для выбора маршрута?

— Зимой, где-то в феврале месяце, мы сидели у Фёдора Филипповича за чашкой чая в "Деревне Фёдора Конюхова" и обсуждали, что в очередной, уже третий, раз нам приходится откладывать экспедицию на Северный полюс на неопределённый срок. Сначала не позволял ковид поехать, а потом начались всем известные события у нас и в соседних странах. Тогда стало понятно, что российской ледовой базы Барнео, по крайней мере в ближайшие годы, точно не будет. Северный полюс пока остаётся для нас только мечтой.

И тут Фёдор Филиппович спросил, а был ли я в Гоби? Я ответил, что ещё нет. "А поехали в Гоби, чего нам сидеть? Зачем нам снег, поехали в пустыню?" — предложил он. Вот так с лёгкой руки Фёдора Филипповича родилась идея поездки в Гоби, и мы поменяли направление. Самое главное — нам надо было пройти большое расстояние, больше 1 000 км, и в более или менее тяжёлых условиях испытать нашу технику. За полгода удалось организовать эту экспедицию и, как уже мы знаем, успешно преодолеть эту дистанцию.

 А чему-то посвятили экспедицию? Как это сказалось на выборе точек маршрута?

— В Гоби достаточно несложно выбрать маршрут, потому что эта огромная пустыня очень удачно расположена с точки зрения путешествия. Можно, как мы, доехать из города Даланзангат — это один из самых южных городов. Понятно, что есть посёлки и дальше, но это последний город на юге у границы с пустыней Гоби куда идёт асфальтовая дорога. И мы могли туда совершенно спокойно отправить нашу технику, потому что трайки шли фурой из Улан-Удэ.

Всегда хочется сделать что-то. Не просто проехать, а найти какую-то дату, повод. Как раз оказалось, что в этом году исполняется 110 лет с момента подписания ещё Российской империей документа о признании Монголии, как собственно государства. Я вообще за то, чтобы мы не забывали свою историю, особенно соседей. Немногие знают, что Монголия оказала очень большую помощь — Красной армии было поставлено огромное количество лошадей, полушубков и прочего инвентаря. Это достаточно бедная страна, но и она внесла свой посильный вклад в победу в Великой Отечественной войне. Поэтому мы всегда стараемся найти какие-то даты, о которых можно было бы напомнить людям. Я и сам о ней не знал, пока не начал копаться.

 А на что особенно обращали внимание, разрабатывая маршрут?

— Изначально мы планировали пройти полторы тысячи километров. Поставили себе такую задачу и даже подняли её до 1 600 км, чтобы дойти до 1000 миль. Как потом оказалось, это была слишком оптимистичная задача. В итоге мы её изменили и прошли 1 000 и 1 километр. Но и этого было достаточно для достижения рекорда, который мы заявляли — пересечь пустыню Гоби на мотовездеходах, подобных нашим, и испытать технику.

Время тоже было выбрано не случайно, потому что сентябрь — это "бархатный сезон" в пустыне. Уже не так жарко днём и ещё не так холодно ночью. Хотя перепады дневной и ночной температур всё равно были порядка 30 градусов, это тоже было весьма ощутимо. Мы специально искали не самые простые пути, потому что нам нужно было заставить технику работать в напряжённых условиях. Не скажу, что в экстремальных, но мы старались её не щадить для того, чтобы получить объективную картинку — где слабые места, где что может порваться, сломаться. Поэтому использовали её достаточно беспощадно.

На помощь мы специально не рассчитывали, нашей задачей была автономность. Понятно, что у нас была машина сопровождения, которая везла топливо и какие-то лагерные вещи, палатки. Однако, при желании, мы могли обойтись без этого, потому что у нас ещё были два прицепа, которые в итоге даже не распаковывали, и они такими вернулись в Москву.

Мы находились не в совсем диких краях и раз в три дня выходили на какие-то туристические места, кемпинги, где можно было принять душ, постираться чуток. Совсем кошмарных условий не было, всё было на уровне незначительного комфорта.

— В поездке принимал участие Фёдор Конюхов. Какое влияние он оказал на путешествие? Чему научил? Каково это – пройти с ним всю эту дорогу?

— Фёдор Филиппович — удивительный человек, человек-батарейка! Это человек с такой энергией, которой он делится со всеми. И находясь рядом, ты заряжаешься ей. Когда мы вечером садились у костра, то кто у нас был практически единственным рассказчиком? Конечно же, Фёдор Филиппович. Потому что-то количество приключений, через которое прошёл этот человек, это его жизнь — даже если специально захочешь повторить, вряд ли получится. Это человек-позитив, он всегда первый готов помогать. При том, что ему за семьдесят лет — это настоящий кладезь энергии, доброты и отзывчивости. Удивительный человек! И с ним оказалось очень легко и комфортно, потому что в таких моментах всегда есть опасение, что попадутся люди, с которыми тебе придётся что-то терпеть, как-то притираться. Но нет, с Фёдором Филипповичем безумно легко и просто. Проще говоря, он — потрясающий попутчик!

Какой была первая встреча с пустыней, чем она запомнилась?

Мы выгрузили трайки, заправились и нырнули в пустыню. Первое впечатление было странным — а где, собственно пустыня? В нашем представлении пустыня — это Сахара, песчаные дюны до горизонта, как морские волны. Гоби же — это каменистая пустыня, она даже больше похожа на степь. Мелкие камушки, на них растёт то ли верблюжья колючка, то ли саксаул... Какая-то растительность есть. И вся эта история у тебя до горизонта. Мне это где-то даже напомнило казахстанские степи. И вот это было, конечно, неожиданно!

И в первый же день мы потерялись с нашими машинами сопровождения, которые где-то катались сами по себе и занимались своими делами вместо того, чтобы обеспечивать проведение экспедиции. А под конец, на одном из трайков у нас накрылась шестерня коробки передач — ехать было можно, но мы понимали, что нас ждёт основательный ремонт. И хорошо, что у нас всё было своё — мы были готовы к такому стечению обстоятельств и встали лагерем, не дожидаясь их. Разложили палатки, развели костёр, разогрели еду и завалились спать, потому что, честно говоря, устали очень. Первый день был самый активный и эта активность нам сломала один трайк. И мы поняли, что больше так себя, конечно, вести не будем.

Первый ремонт в пути?

— Да, весь следующий день был посвящён ремонту трайка. Игорь проделал огромный объём работы, практически в одиночку перебрал коробку. И к исходу второго дня мы сделали небольшую пробную поездку по пустыне, чтобы посмотреть, как ведёт себя машина. Всё получилось очень позитивно, и мы поняли, что трайк сможет продолжить дорогу, но не надо так скакать. Потому что мы вели себя как пацаны, добравшиеся до новой игрушки, а техника, как бы мы её не испытывали, требует к себе бережного отношения.

Есть ли всё-таки в Гоби песок? Говорят, что на всю пустыню его около 3%. Какое впечатление произвели дюны?

— Что касается дюн, то мы знали, что они там есть, и целенаправленно к ним ехали, но это всё равно оказалось полнейшей неожиданностью. Среди ровной, как стол, до горизонта степи из мелкого камушка вдруг лежат горы песка. Такое впечатление, что их привезли сюда специально какие-то исполины — это гряда длиной больше 100 км и шириной 20-30 км. В максимальной высоте есть дюны, которые достигают 300 метров. Огромные дюны, и мы, конечно, по ним покатались. Трайк на своих огромных колёсах идёт ровно, потому что песок плотный, а машина уже вязнет.

И самое удивительное — при том, что в Гоби всегда дует сильный ветер, этот песок никуда не движется. Он уже миллионы лет лежит в этом месте и никуда не девается. И это поразило и удивило больше всего!

 Долина динозавров. Привезли с собой сувенир на память?

— Долина динозавров — это невероятно! Когда ты, даже невзирая на песок, попадаешь в каньоны фантастической красоты, то сперва совершенно завороженно на них смотришь, потому что не ожидал такого здесь увидеть. А когда понимаешь, что это – крупнейшее в мире кладбище динозавров, то ощущаешь мальчишеский восторг – раз, а два – естественно, мы сразу ринулись искать кости. Понятно, что просто так они там уже не валяются, их давным-давно все собрали. И чтобы их найти, надо проводить раскопки, а для этого есть специальные экспедиции. Но! Могу сказать, что мелкие осколки костей динозавров валяются прямо под ногами. Мы нашли небольшие фрагменты, размером максимум с пачку сигарет. По законодательству Монголии их запрещено вывозить, но, конечно же, по небольшому сувениру каждый взял. И я думаю, что де факто (лат. de facto — «на деле», «фактически») каждый такую частичку Гоби себе привёз на память. Грешны, чуточку нарушили закон, но мы ж байкеры...

 А как прошёл день рождения в пустыне?

Ещё будучи в Долине динозавров, мы с Захаром Кухловым (он очень помог мне с организацией этой экспедиции, за что ему отдельное спасибо), съездили на пастбище и выкупили у пастуха козу. Хотелось угостить ребят свежим мясом, шашлыком. На следующее утро мы встали довольно рано, меня поздравили, мы выпили пару рюмок чая за меня и поехали дальше. Нас ждал огромный каньон, где мы должны были встретиться с нашими машинами сопровождения с мясом. После этого мы планировали купить в городе всякой еды к праздничному столу.

Мы добрались до этих каньонов, встали лагерем из трёх трайков и... всё. В итоге день рождения мы отмечали втроём – я, Игорь и Фёдор Филиппович. Атмосфера была фантастической: над нами усыпанное миллиардами звёзд небо, горит костёр. Фёдор Филиппович рассказывал истории... Он подарил мне в этот день свой новый спальник, потому что я накануне очень замёрз. И ещё подарил, сделанный своими руками, крест из саксаула. На редкость тёплые подарки – один в прямом смысле, а второй – душевно. Вот такой 48-й день рождения в самом центре пустыни Гоби!

Как итог дня могу вспомнить: "-Понравилось? -Да! -Ещё хочешь? Нет!". Как-то так...

На утро после дня рождения мы собрали лагерь. Приехала машина с нашими ребятами, которые встали в 70 километрах от нас в туристическом кемпинге — с юртами (в одной из них мы даже потом ночевали), родником и прочей экзотикой. Нам пришлось вернуться с ними туда за запчастью и, конечно, козой — которая, к слову, оказалась совершенно несъедобной, как подошва. Там уже второй раз отметили день рождения всей компанией. Игорёша починил очередную поломку у трайка. Более того, одна из машин разбила колесо, а запасного не было. Тогда мы поняли, что предварительный план придётся менять и идти уже без неё. Слили с машины всё топливо, отправили её обратно в Иркутск, а сами решили двигаться дальше. Во-первых, нам надо было закончить свою поездку и испытания трайков. Во-вторых, выйти всё-таки на рекорд, а для этого нам надо было пройти ещё около 500 километров. Мы поменяли направление и решили, что продолжим двигаться не на запад, а на север – крайняя точка маршрута была на асфальтовой полосе и туда могла подойти фура для того, чтобы мы загрузили на неё трайки.

 Финишная прямая. Чем запомнилась?

— Ощущения от финишной прямой я помню очень хорошо. Я понимал, что из трёх трайков у нас два уже ломались и такая поломка снова, может быть, у любого из них, а запчасти у нас уже заканчивались для таких критичных поломок. Мы старались ехать аккуратнее. Хотелось всё-таки доехать, а не встрять в какую-то проблему. И тут... у меня ломается полуось. Слава богу, с собой была запасная. И Игорёша буквально в течение полутора часов "на коленке" всё это поменял, и мы поехали дальше. Но меня не оставляла мысль о том, что у нас есть шесть полуосей, одна из них заменена и запасных больше нет. А сломаться может любая из них, даже моя новая. Едешь и думаешь: "Можно мы уже просто доедем без каких-то приключений? Нам уже достаточно! Мы наремонтировались, начинились и напереживались...". И каждые десять километров — "О, отлично, десяточку прошли. О, ещё одну, отлично! Ай, какие вы молодцы, мои машинки". Сидишь, считаешь эти километры и думаешь: "Только бы ничего не отвалилось".

 Итоги путешествия. Удалось ли исполнить все поставленные цели, в том числе рекорд России?

— Итоги путешествия однозначно положительные. Многие мне писали, что за ерунда, что за техника такая... Ребятки мои дорогие, для того испытания и устраиваются, чтобы найти слабые места. И мы их нашли! Поэтому сейчас мы их просто доработаем и всё, а техника – прекрасная. Самое глупое, это рассчитывать, что техника не сломается. Она на то и техника, чтобы иногда ломаться. Особенно если это не асфальтовая поездка, а более или менее экстремальная экспедиция с точки зрения отсутствия дорог и всего прочего. Самое важное, что техника – ремонтопригодная! И она легко чинится "на коленке" подручным инструментом и едет дальше. Вся техника дошла своим ходом до точки финиша – это главное.

Мы установили в классе наших вездеходов рекорд — никто Гоби не пересекал на них, 1 000 километров по этой пустыне не проезжал. И это даже не только рекорд России, но и мировой. Ребятами из "Книги рекордов" он зафиксирован, все доказательства мной предоставлены и приняты. И я думаю, что в декабре на "Мотозиме" нам будут вручены наши дипломы, награды и всё остальное.

Поэтому могу сказать, что все цели и задачи, которые ставились перед экспедицией, были выполнены на 100%. Мы результатами очень довольны. Теперь будем готовиться к каким-то новым экспедициям, рекордам и достижениям. Только вперёд!

— Как можно продолжить фразу: "Моя пустыня Гоби – это…"?

— Ветер! Это ветер 24 часа в сутки, который дует постоянно.

 По чему особенно скучаешь после поездки?

— После любой поездки ты скучаешь о новой поездке. А особенно в текущем положении, когда не особенно понятно, что у нас будет завтра – это немножко усугубляет ситуацию. Хочется снова куда-то вырваться, снова оказаться в седле и каких-то новых приключений. Вот оно! Больше всего ты скучаешь об этом — о поездке, о приключения и драйве! Я никогда не скучаю о том, что было, всегда хочется чего-то нового.


Александр Юнанов (Юнан)  мотопутешественник и член Московского городского отделения РГО — поделился своими впечатлениями, фотографиями и хроникой поездки по территории, где до сих пор находят останки динозавров, а многие ищут следы цивилизации атлантов или вход в таинственную Шамбалу.