Пустыня нас пощадила:  автоэкспедиция РГО побывала на полуострове Мангышлак

фото Дмитрия Гриценко

Кубань — Казахстан, Краснодар — полуостров Мангышлак. 10 дней и более пяти тысяч километров. Участники автоэкспедиции Краснодарского регионального отделения Русского географического общества  побывали на "жестокой земле" — так называют в народе плато Устюрт площадью около 200 тысяч квадратных километров, лежащее между Аральской впадиной и Каспийским морем. Они убегали от ливня в пустыне, чтобы не превратиться в гипсовые памятники, опустились ниже уровня моря  во впадину Карагие, увидели рассветную Аврору, долину шаров и жемчужину путешествия — урочище Босжиража. Подробностями автоэкспедиции Краснодарского регионального отделения Русского географического общества на плато поделились фотограф Дмитрий Гриценко и писатель Владимир Никулин.

Практически всё пространство, лежащее между Аральским морем (ныне правильнее говорить Аральской впадиной) и Каспийским морем занято Устюртом. Плато сложено неогеновыми толщами известняка, мергеля, глин и песчаников. Главной особенностью Устюрта являются уступы-чинки высотой 150–190 метров. Первый исследователь арало-каспийского междуморья Эдуард Эверсман так описывает эту местность: "Усть-Урт на кайсацком (казахском) наречии означает плоскую возвышенность, высокую степь…". Именно степь. Это уже позднее здешние ландшафты, почву и растительность стали называть пустыней.

— Весна в этом году поздняя, холодная, для направляющихся в пустыню — хороший шанс, несмотря на риски попасть под дождь. Полуостров находится на "той стороне" Каспия, напротив Махачкалы. Ехали туда по кратчайшему курсу через Элисту и Астрахань. Граница сложная. Для пересечения необходим трехдневный ПЦР-тест. После — 250 километров страшной дороги по казахской степи. На нашей машине лопнуло одно крепление багажника. Доехали до Атырау, дальше двинулись на юг. Следующая остановка — городок Бейнеу. Уже в голубой степи, — рассказывает  Дмитрий Гриценко, который в экспедицию отправился с семьей: женой и двумя детьми — 13 и 10 лет.

e4f5f234-634e-4c3e-ae03-3954bb02a0a0.jpg

Жемчужина полуострова - останец "Корабль "Аврора". Фото Дмитрия Гриценко

Как отмечают путешественники, эта пустыня — одно из тех мест, которое кажется краем земли. Чтобы развести хотя бы маленький костерок в пустыне, веточки чахлого саксаула приходится искать довольно долго.

— Сначала появлялись какие-то неровности на горизонте, а затем — грандиозные обрывы каньона, и глубоко, на сотни метров внизу, долина, изрезанная неглубокими сухими руслами. А над долиной стояли обрывы серо-зеленые внизу, желто-коричневые посередине и ярко-белые, как будто соляные,  вверху. От обрыва отделялись башни, бастионы, гребни также щедро разукрашенные природой. Гребни уходили местами далеко в зеленоватую долину, то сужаясь до ширины ступни, то снова расширяясь. Некоторые башни венчались острыми шпилями, и это делало их похожими на католические храмы. И всему этому великолепию, которое создала природа, не хватило только величественного колокольного звона или мощного органа, — делится впечатлениями Владимир Никулин.

856eefc0-4cc0-45cf-8cd0-447f3e792d80.jpg

Марсианские ландшафты диких мест. Фото Дмитрия Гриценко

Целью путешественников было урочище Босжира, берег древнего океана Тетис, где открываются невероятные виды. Стометровая стена. Выветренные останцы, размывы — каньоны. Горы из гипса и мела. Песчаник, красные, зелёные скалы.

— Похоже на то, что есть в США. Невероятные перспективы. Я сделал кадры, о которых мечтал, — признается участник многих выставок Русского географического общества  Дмитрий Гриценко.

Группа путешественников посетила подземную мечеть Бекет-Ата, где одноимённый святой лечил людей много сотен лет назад. Побывали у останца "Корабль "Аврора", где пережили одну из страшных ночевок: жуткий ветер грозил снести палатки в пропасть. 

56896afb-c9c9-44d3-aae5-ae1d04fd04d8.jpg

Долина шаров. Фото Дмитрий Гриценко

— Но нас ждала награда за нелегкий путь. Глинистая колея привела нас к совершенно фантастическому пейзажу. Пустыня обрывалась огромным белым уступом, как будто густо посыпанным крупной солью. От уступа вдаль уходила долина, обрамленная по периметру такими же уступами с вертикальными стенами. Долина соединялась с каньонами самой причудливой формы. Из нее величаво вырастали огромные замки и крепости из глины. И крепости эти были бы не под силу любому завоевателю древности, потому что их вертикальные стены обрывались на сотни метров и выполаживались только внизу у основания. Далеко внизу, в долине, светлело огромное озеро и перед ним стояли нерукотворные стены из глины, своими зазубренными гребнями напоминающие позвонки доисторических животных. Мы остановились на каменистом мысу, выступающем в эту фантастическую долину на сотни метров. Со стен каньона и нерукотворных глиняных исполинов спускались белые соляные потоки, — описывает представшие перед глазами пейзажи Владимир Никулин.

Члены экспедиции побывали на берегу океана Тетис, у одной из глубочайших впадин Азии —  Карагие, в долине шаров. 

— На выезде из пустыни Устюрт на нас шёл сильный ливень. Страшная туча, мечущая молнии — мы буквально проскочили между струй. Застать такое на дне бывшего океана — страшно. Могли бы превратиться в "памятник" самим себе из гипса, но нам повезло, пустыня нас пощадила, — добавил Дмитрий Гриценко.