Раскрывая тайны «Императрицы Екатерины Великой»

Внуки моряков, служивших на погибшем русском линкоре, включаются в работу поисковой экспедиции Русского географического общества.

Как исчезло грозное оружие

«Мой дед, Никифор Михайлович Воронченко, был отправлен на «Императрицу Екатерину Великую» после окончания школы машинистов в Севастополе осенью 1915 года, – рассказывает харьковчанин Вячеслав Георгиевич Воронченко. Из телевизионного репортажа он узнал о том, что к месту гибели судна организована поисковая экспедиция, и поспешил связаться с ее организаторами. – В этой школе молодые матросы обучались специальностям машиниста, механика, электрика и т. д. – Мой дед принимал участие во всех походах эскадры Черноморского флота в годы Первой мировой войны, был свидетелем и участником морских сражений и находился на борту судна вплоть до его трагического затопления…».

«Императрица Екатерина Великая» была спущена на воду в мае 1914 года. По оценкам современников, в этом линейном корабле воплотился многогранный талант отечественных инженеров, а также многие научные достижения того времени. Новый линкор стал грозным оружием, с которым считались все воюющие на Черном море державы. Судьба этого корабля неразрывно переплелась с событиями той великой эпохи, а жизнь его оказалась недолгой и драматичной.

В 1918 году, после заключения Брестского мира, командование линкора оказалось перед страшным выбором. В соответствии с условиями германского ультиматума им следовало привести корабль в Новороссийск, что фактически означало отдать его в руки врагов. А шифрованный приказ, полученный из Москвы, требовал затопить «Свободную Россию» (так стала называться «Императрица Екатерина Великая» после революции). Пользуясь царившим безвластием и неразберихой, часть экипажа дезертировала, некоторые матросы требовали перейти на сторону немцев, кое-кто убеждал бросить судно на произвол судьбы. Однако оставшиеся офицеры приняли другое решение. В июне 1918 года «Императрица Екатерина Великая» была взорвана и затоплена в Цемесской (Новороссийской) бухте. Такая же участь постигла многие другие суда Черноморского флота…

Экспедиция по изучению линкора продлится три года

В апреле 2013 года Краснодарское региональное отделение Русского географического общества организовало масштабную подводно-исследовательскую экспедицию в Цемесской (Новороссийской) бухте. В ее рамках водолазы, морские историки и краеведы изучают затопленную здесь «Императрицу Екатерину Великую».

Во время первого экспедиционного сезона исследователи опустились на дно, где лежит корабль, проникли в его внутренние помещения и начали расчищать их от илистых отложений и завалов. Провели фото- и видеосъемку линкора и всех его элементов. Начали составлять подробный план судна и оценивать степень нанесенного ущерба. После того, как эта работа будет полностью завершена, ученые решат, возможна ли консервация и музеефикация судна. Они планируют демонтировать и поднять на поверхность отдельные корабельные конструкции, приборы и прочие предметы, имеющие мемориальную ценность. Все это будет храниться в музее Русского географического общества в Краснодаре, где уже приступили к подготовке экспозиции, посвященной «Императрице Екатерине Великой».

«После первого экспедиционного сезона у нас фантастические результаты, – говорит председатель Краснодарского отделения Русского географического общества Иван Чайка. – На нас вышли потомки моряков, служивших на линкоре! В начале октября позвонила Ирина Владимировна Савченко из Курской области. Ее дед, Андрей Никитович Ерёмин, проходил службу на корабле до мая 1918 года, то есть до момента его затопления. А на днях с нами связался внук еще одного члена команды «Императрицы Екатерины великой». Он живет на Украине. Люди благодарили нас за работу и говорили, насколько важно для них сохранение памяти о предках. На мой взгляд, это самое значимое достижение экспедиции!».

Хроника судеб

«Мой дед очень тепло отзывался о главнокомандующем Черноморского флота – легендарном адмирале Колчаке, – продолжает Вячеслав Георгиевич Воронченко. – Примечательно, что никогда в разговорах с нами он не называл его адмиралом, а только командиром, главнокомандующим. Рассказывал о нем как об очень решительном человеке. Я еще ребенком слушал эти воспоминания и проникся уважением к Колчаку. И потом в школе было довольно трудно воспринимать официальную точку зрения, поскольку она шла вразрез с моими детскими впечатлениями.

Гибель «Императрицы Екатерины Великой» на рейде была трагедией для многих членов команды. Дед не любил говорить об этом тяжелом событии, так как переживал его очень болезненно».

После затопления линкора «Императрица Екатерина Великая» Никифору Михайловичу предлагали работать в ЧК – чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Однако он отказался. Потом он до самой пенсии работал на различных харьковских предприятиях – собирал и ремонтировал турбины. Но о морском прошлом и об «Императрице» Никифор Михайлович не забывал. Много рассказывал о своей молодости сыну, а потом и внуку. В 1973 году, на 83-м году жизни, Никифора Михайловича не стало. Его родные с огромным интересом продолжают собирать информацию о тех событиях, в которых принимал непосредственное участие их родственник. Они уже побывали в Севастополе. А в ближайшем будущем надеются встретиться с участниками экспедиции «Раскрывая тайны «Императрицы Екатерины Великой».

Таким образом, в работе исследователей появилось еще одно направление – теперь вместе с летописью корабля они воссоздают хроники судеб служивших на нем моряков.

Через месяц в Законодательном собрании Краснодарского края презентуют выставку, рассказывающую о находках первого сезона. Общая продолжительность экспедиции три года. Но завершить большую часть намеченных работ планируется в 2014 году, к столетию со дня спуска линейного корабля «Императрица Екатерина Великая» на воду.

Краснодарское региональное отделение Русского географического общества проводит экспедицию «В поисках «Императрицы Екатерины Великой» при поддержке компании «Газпром на Кубани».

Материал об экспедиции на ГТРК «Кубань»: смотреть репортаж.

Текст: Татьяна Нефедова, Анна Панфилова

Фото из архива Вячеслава Воронченко и Краснодарского регионального отделения Русского географического общества