Говорят, что лучше один раз увидеть. А если речь о стране, площадь которой более 17 млн кв. км? Разве можно показать ее всю и так, чтобы было понятно и ребенку и иностранцу? Решить такую амбициозную задачу несколько лет назад попробовали в рыбинском издательстве «Медиарост». Итогом стал выпуск восьмитомной фотоэнциклопедии «Россия: визуальный код». Серия альбомов получилась резонансной — ее высоко оценили и читатели, и эксперты, отметившие авторов национальной географической премией «Хрустальный компас».
Редактор издательства Юрий Маслов признается, что ему нередко приходится отвечать на вопросы: «Для кого это издание?» и «Кто его читатели?».
Уникально об уникальном
— Ответ прост: это все россияне, да и иностранцы — почему бы нет, ведь там все визуально ясно даже без перевода. Каждый, так или иначе, воспримет умом и сердцем издание, посвященное сразу всей стране, всему ее достоянию, богатству, красоте. Автором идеи и концепции был главный редактор издательства Виталий Горошников. В целом в этом проекте мы старались передать и выразить простую мысль — что Россия неисчерпаема и бесконечна. И это не лозунг, не пустые слова. Ведь нам удалось показать это.
Разного рода справочных изданий и различных путеводителей по регионам достаточно. И мы, готовя проект, разумеется, внимательно изучали лучшие из них. Но наша серия действительно выделяется среди аналогичных проектов. Во-первых, масштабностью — в восьми крупноформатных альбомах отражены все республики, края, все области России. Во-вторых, концепцией и жанром — проект определен как «визуальная фотоэнциклопедия». В-третьих, художественными задачами, — отмечает Юрий Маслов.
С востока на запад
«Дальний Восток», «Сибирь», «Урал», «Поволжье», «Север», «Юг», «Северо-Запад» и «Центральная Россия». Тысячи снимков восьми томов как пазлы складываются в одну — бьющую в самое сердце картину. Код считывается. Правда, добиться такого эффекта было непросто.
— Работа шла долго. Начинали еще во времена самоизоляции, и это было прямо-таки особое испытание, когда постоянно перед глазами кадры, зовущие немедленно отправиться в дальние дали – за Урал, в тайгу и к морю, — вспоминает редактор Анастасия Маслова. — По заранее оговоренному тематическому плану мы кадр за кадром отбирали лучшие фотографии из уже имевшихся коллекций. Четкий план был обязателен, ведь у нас энциклопедическая концепция. Нам нужно было показать выбранные тематические векторы: достопримечательности мирового уровня, природу и историю, мегаполисы и окраинные села, науку и искусство, спорт и отдых, хозяйство, транспорт и технику, религии и различные национальные традиции. Нельзя объять необъятное, но планомерное наполнение помогло прийти к некоторой законченности каждого тома как отдельного высказывания.
Одна девятая часть земной суши, 42 процента территории Европы и 19 процентов Азии, 11 часовых поясов и четыре климатических, 89 регионов, более 190 национальностей. А томов вышло восемь. Чтобы упорядочить неисчерпаемый материал, составители фотоэнциклопедии выбрали логику, непогрешимую, как природную данность: по ходу солнца — с востока на запад.
— Географический принцип оказался очень непрост. На поверхности лежит административно-территориальное деление. Оно законно, однако иногда противоречит художественным задачам. Например, Якутия, которая официально относится к Дальневосточному федеральному округу. Этот регион, самый крупный по площади в России, столь велик — с востока на запад он простирается почти на 2500 километров и включает три часовых пояса — что мы совершенно правомерно внесли его образы не только в дальневосточный, но и в сибирский тома. Или возьмём Астрахань. Официально она принадлежит к Южному федеральному округу. Но не включить астраханские пейзажи в том «Поволжье» было бы просто странно. В итоге Астрахань у нас и в южном томе, и в поволжском одновременно. Мы решили буквально подняться выше формальных границ, заданных школьной географией или административно-территориальными картами. Тем самым стремились подчеркнуть идею безграничности, — рассказывает о нюансах составления серии Юрий Маслов.
— Особая сложность поджидала редколлегию не там, где важных объектов мало, а там, где их много. Иногда их немыслимо, неимоверно, невообразимо много. Так было, например, с томом «Запад». Для начала нас захлестнула прямо-таки лавина красоты, проходящая в списке всемирного культурного наследия ЮНЕСКО под обобщенной графой «Исторический центр Санкт-Петербурга». А есть же еще Ленинградская область, прямо-таки переполненная дворцово-парковыми, усадебными, храмовыми ансамблями, мемориальными местами, военными памятниками. И рядом — Новгородская и Псковская области, с их волнующей историей, равной по длительности всей истории государства Российского. Как это все показать под одной обложкой! А что говорить о природной красоте! Здесь объять необъятное было не менее трудно. На том же северо-западе пейзажи Балтики, Карелии, Валдая, новгородского и псковского поозерья… Тут до глубины постигаешь аксиому, что Россия неисчерпаема, — добавляет Анастасия Маслова.
Рифмы образов и слов
В фотоальбомах представлен промышленный и событийный репортаж, аэрофотосъемка, макросъемка, есть портреты — лица россиян разных национальностей, возрастов и профессий. Но основу подборок составляют пейзажи. Есть прославленные, известные всему миру, например, виды Волги, Байкала, Ленских столбов, камчатских вулканов или озера Баскунчак. А есть пейзажи иные, чью красоту помог впервые уловить чуткий взгляд фотохудожника: потрясающие виды Дарвинского заповедника, национального парка «Плещеево озеро» под Переславлем-Залесским или озера Неро в Ростове Великом.
— Работы первоклассных фотографов сами по себе прекрасны, тривиальных среди них нет. Они не просто красивые, а – интересные. Со смыслом, с подтекстом, с «изюминкой». Отсмотрены тысячи кадров, отобраны многие сотни. Это была громадная составительская работа, которой занималась Надежда Болотина. А дальше в дело вступает искусство дизайнера. Екатерина Николаева, компонуя кадры, старалась не просто показать «топовые достопримечательности» регионов, но и создать своего рода визуальную драматургию. Она выражается в образных рифмах. Так, цвет вулканической лавы повторяет цвет раскалённого в плавильне металла. Белизна уникального храма в толще меловой скалы перекликается с белизной озимого поля на Белгородчине. Ритм уходящих в бесконечность вагонов на Транссибе зарифмован с ритмом хай-течной архитектуры… И так далее. С востока на запад. От Тихого океана до Балтики. Бесконечная и неисчерпаемая красота, — раскрывает секрет создания визуального кода огромнейшей страны Анастасия Маслова.
Каждый альбом открывает издательское предисловие о сути и духе данного региона — ёмкое и концептуальное. Визуальный ряд дополнен подписями, Чаще краткими. Лаконизм «настраивает» восприятие на нужную волну. Составителям удалось соблюсти баланс конкретности и поэтичности, фактической информативности и образности.
— Отличной находкой, как все мы убеждены, оказались изредка включаемые цитаты из знаковых стихотворений или песен. Яркий словесный образ сразу начинает перекликаться с конкретным кадром, высвечивать в нем новые смыслы, ассоциации. Мы подбирали строки из русских духовных стихов, из национальных эпосов разных народов, например, якутского «Олонхо», признанного ЮНЕСКО нематериальным достоянием человечества. Древние сказания задают свою атмосферу, свою иносказательность, — уверена Анастасия Маслова.
Просветительская миссия
Серия «Россия: визуальный код» была отмечена гран-при Всероссийского конкурса краеведческой литературы «Малая родина», призом в конкурсе «Просвещение через книгу» Издательского отдела Русской православной церкви. В 2024 году восьмитомник «Россия: визуальный код» получил «Хрустальный компас». Национальная премия проводится под эгидой Русского географического общества с 2012 года. Она присуждается за выдающиеся достижения и уникальные проекты в области географии, экологии, сохранения природного и историко-культурного наследия, научной и экспедиционной, просветительской и общественной деятельности.
За 13 лет на премию номинировалось почти 5 тыс. проектов из 51 страны мира. В специальной номинации «Признание общественности», где лауреатов определяют путем интернет-голосования, свои предпочтения выразили почти 3,2 млн человек.
— «Медиарост» в этом национальном конкурсе участвовал впервые, и даже попадание в число финалистов можно было бы считать большой удачей. Но экспертный совет, состоящий из именитых ученых и путешественников, рассудил иначе. Особенно приятным стал тот факт, что статуэтку из хрусталя и серебра нам вручал наш французский коллега — писатель, издатель, путешественник Жан-Луи Гуро. Церемония стала незабываемым событием. Благодаря той встрече удалось завязать знакомства с единомышленниками, найти общие темы. А эффектный «Компас» занял свое почетное место на полке среди наград в гостиной издательства, — поделился впечатлениями Юрий Маслов.
29 мая в международном Доме музыки объявят победителей XIII национальной премии «Хрустальный компас». Яркая церемония под девизом «Планета героев» соберет представителей России, Индии, Китая, Японии, Египта, Италии и Непала. Она посвящена 180-летию Русского географического общества и пройдет при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Партнером премии по стилю выступила компания Indever.
Подготовила Елена Рыжкова