Для учащихся 7 и 8 классов МБОУ «СОШ №2» г. Тарко-Сале методист Центральной районной библиотеки Валентина Парфенович провела уроки патриотического воспитания и истории освоения Арктики.
В 30-е годы прошлого столетия к Арктике было обращено пристальное всенародное внимание - по радио и в газетах о полярниках рассказывали еженедельно. Миллионы людей повторяли, как заклинания, слова, от которых пахло снегом и фантастикой: Северный морской путь, Диксон, Северная Земля, слепые перелеты, Северный полюс, Арктика. Мальчишки бредили Арктикой и зачитывались романом Вениамина Каверина «Два капитана».
Академик Отто Шмидт — живописный бородач, талант, авантюрист - превратил покорение Севера во всенародную идею. Освоение Арктики — это прежде всего развитие авиации и ледокольного флота. У Советского Союза уже имелись исследовательские станции на берегу океана, в вечной мерзлоте, но требовалась база в самых неизученных водах Северного Ледовитого океана. Так возникла фантастическая, небывалая идея дрейфующей станции в районе Северного полюса. Использовать льдину как транспорт, организовать на ней лагерь и в процессе дрейфа льдины проводить метеорологические и гидрографические наблюдения.
В начале 1936 г. советским правительством был утвержден план создания станции на Северном полюсе. В течение года была проведена тщательная подготовка экспедиции. Сшиты специальная теплая одежда, спальные мешки, палатки. Созданы резервные базы для возможной экстренной посадки самолетов. К весне следующего года все было готово. Экспедиция получила название «Северный полюс-1».
Академик Шмидт мечтал лично возглавить такую экспедицию, но врачи вынесли вердикт: длительного путешествия в суровых условиях его организм не выдержит.
Руководителем экспедиции был назначен Иван Дмитриевич Папанин, родом из Севастополя, связист по образованию, строил в Якутии радиостанцию, после чего окончательно перешёл на научно-исследовательскую работу в Арктике.
В составе экспедиции было три человека: радист Эрнст Теодорович Кренкель, гидробилог и врач Петр Петрович Ширшов и Евгений Константинович Федоров- метеоролог, геофизик, журналист.
Пятым участником дрейфа стал коренной житель Севера — пес Веселый, родившийся на одной из советских арктических станций. Его подарили папанинцам зимовщики острова Рудольф.
Лучшие полярные летчики — Михаил Водопьянов, Михаил Бабушкин, Василий Молоков, Илья Мазурук — должны были первыми в мире «приледниться» в этой, как казалось многим, мертвой зоне Арктики. Полёт был труден, долог и проходил в несколько этапов: Москва—Архангельск—Нарьян-Мар—остров Рудольфа (Земля Франца-Иосифа). 19 апреля на острове Рудольфа приземлилась эскадрилья из пяти отечественных самолетов ТБ-3 и Р-5. Оттуда они должны были сделать рывок на льдину - это случилось 21 мая. Честь первого в истории приледнения в районе Северного полюса принадлежит Герою Советского Союза летчику Михаилу Водопьянову. Это опасное задание арктический ас выполнил безукоризненно.
Документальный фильм, который успел снять на льдине оператор Трояновский, сразу приобрели продюсеры из 12 стран. Доход, который получила Москва от этих контрактов, окупил подготовку экспедиции.
С первого дня начались плановые гидрографические исследования и метеорологические наблюдения. За метеонаблюдения отвечал Федоров. Четыре раза в сутки он отправлял на Большую землю сведения об атмосферном давлении, температуре, относительной влажности воздуха, направлении и скорости ветра.
Для связи с землей центральная радиолаборатория в Ленинграде изготовила по специальному заказу две радиостанции — мощную на 80 ватт и 20-ваттную аварийную. Основной источник питания для них был ветряк (кроме него имелся движок с ручным приводом). Все это оборудование (общий вес его был около 0,5 тонн) изготавливалось при личном наблюдении Кренкеля и руководстве радиотехника Н.Н. Стромилова.
Льдина, на которой был расположен лагерь сначала дрейфовала со скоростью 3 км. в сутки, затем скорость увеличилась до 8 км., льдину стало относить на юг в Гренландское море.
С наступлением полярной ночи скорость дрейфа льдины возросла до 20 км. за сутки. При полной темноте, сильном ветре, температуре воздуха -47 градусов началось сжатие льда. Полярники спали по очереди, чтобы не быть захваченными врасплох при очередном разломе.
С конца января 1938г. льдина непрерывно уменьшалась, и вскоре полярникам пришлось послать радиограмму: «В результате шестидневного шторма в 8 утра 1 февраля в районе станции поле разорвало трещинами от полкилометра до пяти. Находимся на обломке поля длиной 300, шириной 200 метров. Отрезаны две базы, также технический склад… Наметилась трещина под жилой палаткой. Будем переселяться в снежный дом. Координаты сообщу дополнительно сегодня; в случае обрыва связи просим не беспокоиться».
Для советского правительства было дело чести спасти папанинцев с дрейфующей льдины. Их искали самолетами, но спасли ледоколы. 2 февраля 1938г. был получен ответ из Москвы: «Все восхищены вашим мужеством, большевистской выдержкой в столь тяжелый для вас момент. Все шлют вам горячий привет и уверены, что в героической борьбе со стихией победителем будет ваш отважный коллектив. Правительство утвердило ряд новых мер по оказанию вам большой помощи. «Таймыр» выйдет третьего с Остальцевым. «Мурманцу» поручено обязательно пробиться к вам. Срочно готовится «Ермак». Я выхожу на «Ермаке». Шмидт».
19 февраля 1938 г. ледокольные пароходы «Таймыр» и «Мурман» за 70 широтой, в нескольких десятках километров от берегов Гренландии спасли папанинцев.
Всех участников ледовой эпопеи представили к званию Героев Советского Союза. В Москве и Ленинграде прошли торжественные мероприятия, посвященные подвигу полярных исследователей. В Кремле состоялся прием у Сталина, на котором глава страны произнес приветственную речь.
За 274 дня дрейф льдины составил более 2500 километров. За это время папанинцы узнали об Арктике больше, чем прежние исследователи за два века, а в СССР сравнивали их дрейф с путешествиями Христофора Колумба и Фернана Магеллана, называли Папанина и его друзей первооткрывателями Северного полюса.
Идея арктических дрейфов оказалась плодотворной. После папанинцев во льдах Северного Ледовитого океана работали еще 40 научно-исследовательских станций. «Северный полюс-40» покинула дрейфующую льдину в августе 2015 г. Страна получала климатическую, географическую, биологическую, медицинскую и даже военно-стратегическую информацию. Благодаря этим экспедициям Арктика открыла людям многие свои тайны.
Полярная станция «Северный полюс-41» официально начала свою работу 2 октября 2022 г.
В настоящее время работает дрейфующая полярная станция «Северный полюс-42». Она была официально открыта 1 октября 2024 года.