Семейный Транскавказ

Близилось время отпуска 2012 года. Куда поехать отдыхать, было решено заранее: в ближайшие страны с безвизовым въездом – Грузию и Турцию. На чем – вопрос тоже не стоял – на своем автомобиле. В Грузию нам хотелось давно, но смущал вопрос с получением виз, теперь же, после одностороннего объявления безвизового въезда жителей России в Грузию, все оказалось достаточно просто. Маршрут разрабатывали достаточно долго, немалую роль в выборе его точек сыграла прекрасно иллюстрированная страница http://alex-dfg.livejournal.com. Предпочтение в выборе маршрута мы отдали горной части Грузии с великолепной природой и древними памятниками архитектуры, оставив на «закуску» побережье Черного моря и восточную часть Турции.

Путь к грузинской границе занял не очень много времени. После обеда мы встали в очередь на пограничном пункте Верхний Ларс, и через два часа благополучно подъехали к контрольному пункту на въезде в Грузию. Здесь очереди не было, и через несколько минут мы продолжили движение по знаменитой Военно-Грузинской дороге. Первый ночлег планировали у Гергетской церкви Святой Троицы на окраине поселка Степанцминда (бывший поселок Казбеги), куда заехали по узкой извилистой дороге на горку. По описаниям, место пустынное, но нам встретилось на удивление много машин и людей, идущих пешком. Утром проснулись до рассвета, чтобы полюбоваться на гордый Казбек, окрашенные первыми лучами солнца. Предрассветное спокойствие нарушалось множеством людей, идущих мимо нашего лагеря к церкви. Эти люди были очень радостные и дружелюбные, подходили к нам, здоровались, знакомились. Так мы узнали, что сегодня – Троица, и сюда съехались священники и верующие со всей Грузии. Разумеется, мы посетили и церковь. Затем вернулись к более прозаическим вопросам: поменяли валюту и отправились в первый пункт назначения - поселок Шатили на границе с Чечней.

Нам пришлось покинуть хорошее шоссе и двигаться сначала по ухабистым огрызкам асфальта, а затем по грунтовке, вырубленной в сланце. По дороге заглянули в один из магазинов, редких для этих мест, купили местного вина. Путь в Шатили лежит через перевал Медвежий Крест (около 2700 м), который примерно на 300 метров выше знаменитого Крестового перевала на Военно-Грузинской дороге. На перевале нас поймали корреспонденты местного TV9, и пришлось поведать им свои первые впечатления о Грузии. Приехав в поселок вечером, мы уже не пошли смотреть его знаменитую крепость, а встали лагерем на берегу Аргуни. Здесь мы в первый и последний раз встретили вдребезги пьяных людей: компанию чешских и польских туристов. Утром летал военный вертолет и ездили машины с вооруженными людьми. Как выяснилось, здесь ждали президента, но это не стало поводом не пустить нас в поселок-крепость.

Следующее место, куда мы направились – «в гости к Мимино», в Тушетию. По дороге разбирались с особенностями местных заправок, так как солярка у нас подходила к концу, а встреченные заправки почему-то не работали. Но этот вопрос мы решили и поехали в Омало, заночевав по дороге на берегу речки Стори. Здесь мы штурмовали перевал Абано, немного не доросший до отметки 3 км (2926 м)… опять узкая грунтовка, опять серпантин. На перевале мы обнаружили компанию из трех грузинов, любующихся прекрасным пейзажем и пьющих чачу. Познакомились, присоединились к питью и закуске, с удовольствием пообщались. Здесь я выяснил, что в Грузии тоже «ноль промилле», но это никого не смущает, потому что полиция просто так не остановит. Путь в 70 км занял у нас около пяти часов, не считая остановок. В Тушетии мы полюбовались очередной порцией красот и направили свои колеса в небольшой город Сигнахи, расположенный недалеко от границы с Азербайджаном. Этот город заботливо отреставрирован, и на его окраине находится монастырь Бодби, где покоится прах знаменитой святой Нино

Просветительницы, крестившей Грузию. Далее мы поехали в пустынные и засушливые места, в монастырь-крепость Давид Гареджа. В нескольких сотнях метров от него проходит граница с Азербайджаном. Пресытившись аридными ландшафтами, мы двинулись к Черному морю, заехав в пещерную крепость-монастырь Вардзиа, расположенную на берегу Куры неподалеку от границы с Турцией. Здесь нам встретился автомобиль с родным регионом 01. Остановились, поздоровались, оказались грузинские армяне, живущие в станице Ханской. Они приехали навестить родные места и заодно подсказали нам, что посмотреть и где поставить лагерь. Крепость Вардзиа вырублена в вулканическом туфе и напоминает хорошо знакомые нам пещерные города Крыма.

Добравшись до Батуми, мы решили отдохнуть несколько дней на море. Куда ехать – вопрос не стоял, потому что у церкви в Гергети мы познакомились с замечательным человеком Мамукой Гогтидзе, созвонились с ним, и он разместил нас в Кобулети, в доме своей сестры - прямо на берегу моря. Пляж шириной в сотню метров занят отдыхающими только у самого моря, вода очень теплая и прозрачная, пляж сложен разноцветной галькой из магматических пород. Все замечательно, но влажность воздуха там очень высокая, и тяжело переносится температура чуть выше 30 градусов. Естественно, наша программа не включала только лежание на пляже: это тяжело и скучно. Мы посмотрели знаменитый Батумский ботанический сад и старую часть города с живописными узкими улицами и старинной архитектурой.

Теперь мы решили посмотреть на Турцию, мало знакомую жителям России. Ведь русские ездят отдыхать в какую-то другую Турцию, где «все включено» и тур обходится дешевле, чем отдых на местных курортах. Грузинская граница была

пройдена уже привычно быстро, а на турецкой нас встретило какое-то броуновское движение. Нас немножко притормозило оформление обязательной автостраховки, но местный хелпер-полиглот помог все быстро разрулить. И мы двинулись в сторону Трабзона, движимые привычными промежуточными целями: поменять валюту и покушать в кафе. Валюту поменяли, но с кафе у нас в Турции как-то не сложилось: или они не работали, или попадались рестораны с нескромными ценами. Так что местные продмаги и походная кухня нам отлично помогали. За Трабзоном мы нашли пансион прямо на пустынном берегу моря и совершили пару поездок по окрестностям. Здесь было заметно грязнее, чем в Грузии, больше граффити на исторических памятниках и больно царапали душу фрески христианских храмов с безжалостно оббитыми ликами. Что поделаешь: другая страна, другая культура.

Дальше мы поехали в район знаменитой горы Арарат. Восходить на нее мы не собирались, но посмотреть издалека хотелось. Друзья, побывавшие там, обещали 50-градусную жару, но в кемпинге мы ставили палатку под ливнем и укрывались ночью теплыми спальниками. Арарат был все время закрыт дымкой.

Обратно в Грузию мы заехали через другой пункт перехода, и у нас было сильное ощущение, что мы вернулись домой: можно поговорить по-русски, можно дешево, вкусно и много покушать. Горючее по 40 рублей казалось теперь почти дармовым, после 80 рублей в Турции. Остановились посмотреть Боржоми, попили в парке вкуснейшей минералки, запрещенной мудрым Онищенко.

На обратном пути к границе посмотрели воспетый М.Ю. Лермонтовым монастырь на слиянии Арагви и Куры и посетили храм Джвари, где святая Нино поставила первый в Грузии крест. В окрестностях Гори посетили древнейший в Грузии пещерный город Уплисцихе. Очередная ночевка у Гергетской церкви – и мы опять томимся в очереди на российской границе.

В целом Грузия и ее жители нам очень понравились: на редкость гостеприимные и дружелюбные. Живут небогато, но с достоинством, содержат в чистоте и порядке огромное количество древних крепостей и храмов. На дороге ведут себя адекватно, ездят спокойно и с уважением к остальным водителям. Но ездят зачастую на неухоженном автохламе и нередко ремонтируются на обочинах. Приходилось периодически останавливаться, предлагать помощь, и они ее с радостью принимали, потому что у большинства местных водителей почему-то нет нужных гаечных ключей. Туристы здесь чувствуют себя очень спокойно: мы встречали множество людей из Европы (и на автомобилях, и пеших), а это верный показатель, что с безопасностью здесь все в порядке, да и сами грузины говорили, что преступность у них сильно прижали. Мы спокойно ставили палатку и ночевали в любом понравившемся месте. Большинство достопримечательностей можно посмотреть бесплатно, там нет охраны, в надежде на адекватность посетителей, что пока что оправдывает себя. Мы платили по 60 рублей за взрослый билет лишь в трех местах (крепости Вардзиа, Уплисцихе и Батумский ботанический сад). Цены на продукты тоже вполне приятные: покушать в кафе втроем можно примерно за 400-600 рублей, огромное ведро персиков на обочине дороги можно было купить за 100 рублей. Очень радует отсутствие вымогателей с полосатыми палками.

В Турции мы получили меньше положительных эмоций, хотя все равно было очень интересно. Необычные пустынные вулканические ландшафты, еще более необычное пустынное побережье Черного моря без видимых признаков отдыхающих в самый разгар лета.

За три недели путешествия мы проехали около 4500 км, побывав в самых разнообразных условиях и природных областях, что было крайне интересно для нас как для географов. Это были контрастные горные пейзажи, с высокими водопадами, узкими и глубокими ущельями и следами лавин, полупустынные, почти плоские вулканические нагорья, а также типичные субтропики с пальмами и влажным климатом. Наряду с природным разнообразием очень впечатлила прекрасно сохранившаяся древняя архитектура, которая поведала нам о сложной и богатой истории этих мест. Все это оставило очень приятные и яркие впечатления о поездке и, конечно, породило желание попасть сюда еще раз.