В Краснодарском региональном отделении Русского географического общества состоялось заседание комиссии краеведения. Одним из наиболее дискуссионных стал доклад краеведа и действительного члена Общества Владимира Косолапова о найденном им в Геленджике камня с объемным изображением женщины без головы и ног, который, по предположению спикера, является артефактом скифских времен.
Владимир Косолапов рассказал, что 28 марта этого года нашел на северной стороне бухты Геленджика камень из песчаника размером 240 на 160 см и толщиной около метра. На камне высечено тело женщины, держащей в правой руке сову и касающейся левой рукой головы оленя. Ее талия перехвачена узким поясом, лицо не читается.
Владимир Власович предположил, что это может быть барельеф змеинохвостой русалки скифских времен.
«По сведениям древнегреческого историка Геродота в священной скифской роще богини-матери Гекаты проживал демон - русалка с хвостом змеи. От нее и Геракла произошли скифы, гелоны и агафирсы», - рассказывает краевед. Аналогом греческой Гекаты была скифская богиня земли и воды Апи (ее изображали в виде женщины с ногами, переходящими в змей или в побеги растений). Священная роща скифов Гилея, предположительно, располагалась на северном берегу Геленджикской бухты.
Примерно 2500 лет назад уровень моря был ниже современного на 5-7 м, и когда он поднялся, культовый центр скифов в Гилейской роще ушел под воду. «Возможно, нас ждут еще какие-то артефакты скифской истории. Они могут быть как на дне бухты, так и на берегу», - уверен Владимир Косолапов.
Рассматривая атрибуты изображенной на камне «русалки», он обращает внимание на сову, являющуюся символом богини мудрости, войны и ремесел Афины. Олень или лань по левую руку женщины - атрибут богини охоты, материнства и целомудренности Артемиды, а пояс мог быть атрибутом богини любви и плодородия Афродиты. «Русалка, сова и голова оленя расположены в трех разных плоскостях. Иногда Гекату также изображали в виде трех связанных спинами женских фигур», - говорит Владимир Косолапов.
По его словам, существует гипотеза о том, что при матриархате богиня-мать греков соединяла в себе все свойства перечисленных богинь: Афины, Афродиты и Артемиды. При патриархате ее функции были разделены между тремя богинями. «Языки скифов и греков принадлежат к индоевропейской языковой семье. Их предки в прошлом проживали в одном регионе. Возможно, барельеф отражает древнюю богиню-мать, общую для скифов и греков того времени», - считает ученый.
Археолог Геленджикского музея А.Б. Григорьев рассказал Владимиру Косолапову, что в их музей уже обращались неравнодушные жители города с просьбой осмотреть этот камень. Однако местные ученые высказали предположение, что барельеф был выполнен в советское время мастером-умельцем.
Кстати, с этой точкой зрения согласны и представители Краснодарского краевого историко-археологического музея – заповедника им. Фелицына – ученые лаборатории полевых исследований, действительные члены Русского географического общества Александр Кондрашев и Андрей Чушкин.
«Мы были в Геленджике и провели осмотр камня. Это крупный вытянутый валун размером 2.4 х 1.7 м из местного песчаника, лежащий на урезе воды. На камне заметны следы окатанности с мористой стороны, т.е. он лежит здесь недавно. Признаков культурного слоя в районе монолита не наблюдается, зато рядом среди насыпной гальки видны размытые обломки ж/б конструкций, уложенные видимо, в берегозащитных целях. На поверхности камня с помощью инструментов (в том числе сверла) нанесено стилизованное изображение фигуры женщины. Работа не завершена и выполнена небрежно», - уверены ученые.
По их мнению, изображение на валуне, техника обработки камня и его состояние позволяют предположить, что «барельеф» выполнен в современный период, может быть, в советское время или даже позже. Возможно, он предназначался для оформления интерьера на одной из летних площадок города. Кстати, в геленджикском кафе «Здравствуйте» сказочные персонажи из этого же песчаника украшают дворик. «Можно предположить, что неизвестным мастером была сделана неудачная попытка изобразить какое-то женское божество с использованием атрибутов античных богинь - совы (Афина) и лани (Артемида). По каким-то причинам работа не была закончена (скорее, забракована) и за ненужностью каменный монолит вывезен на берег моря и уложен на урезе воды в качестве берегозащитного материала», - резюмируют Александр Кондрашев и Андрей Чушкин.
После заседания комиссии краеведения Краснодарского регионального отделения Русского географического общества в ряде СМИ и профессиональном сообществе разгорелась дискуссия по этому вопросу. Время и дальнейшие исследования покажут, какая из теорий правдива.
Свой доклад на заседании также представил председатель комиссии краеведения Борис Суятин.
Борис Дмитриевич Суятин рассказал собравшимся об интеллектуальном турнире юных физиков–экологов «Цветные стекла», идейным вдохновителем и организатором которого он является уже много лет.
Отдельное внимание Борис Дмитриевич уделил перспективам этого турнира. По его мнению, многие ребята, участвующие в нем, потом уходят в науку: заканчивают вузы, защищают кандидатские диссертации. Более того, некоторые их исследования в рамках турнира могут оказаться интересными даже представителям научных кругов, т.к. поставленные задачи довольно сложны и достойны внимания не только школьников и учителей, но и серьезных ученых.
В завершение встречи историк кубанской фотографии Борис Устинов представил слайд-фильм, созданный на основе фотографий известного путешественника Сергея Прокудина-Горского, который много путешествовал по Российской Империи и был одним из первых, кто применил технику цветной фотографии в стране. В подборку Бориса Устинова вошли кадры, на которых запечатлены церкви, монастыри, пейзажи. Цветные изображения дореволюционной России 100-летней давности вызвали живой интерес у зрителей.
Анна Панфилова