Свердловские дайверы обследовали неизвестное судно на Каме

Дрон погружается к барке. Фото: Сергей Кондрашин
Дрон приступает к погружению. Фото представлено Сергеем Кондрашиным

Неизвестное судно, обнаруженное около года назад на дне Камы в месте впадения реки Чусовой, впервые детально осмотрела экспедиция Свердловского областного отделения Русского географического общества и уральского дайв-центра "Тритон". Подводные пловцы определили его размеры, форму и выяснили, из какого материала сделан корпус. Предположительно, это грузовая барка XVIII–XIX веков.

Базовый лагерь экспедиция разбила на льду Камы, благо это ещё позволяют сделать погодные условия. Точное местоположение судна определили при помощи подводного беспилотного аппарата. Над кормой корабля во льду пропилили широкое отверстие, и дайверы Сергей Пахотин, Елена Гакашина, Александр Беспамятных и Наталья Копылова начали погружения.

05.jpg

Фото представлено Сергеем Кондрашиным
Фрагмент подводной съёмки. Фото представлено Сергеем Кондрашиным

Дайверам удалось установить, что судно лежит носовой частью по течению реки с дифферентом на нос. Его общая длина — около 40 метров, ширина — 8 метров. В районе кормы глубина погружения — 11 метров, в носовой части — 20 метров. Видимая часть борта возвышается над слоем ила на 2 метра.

Судно предположительно является плоскодонным. Оно не перевёрнуто, не имеет видимых повреждений и хорошо сохранилось, поэтому причины катастрофы пока неясны. Борта судна сделаны из деревянного бруса и грубо обработаны. Видны ряды шляпок железного крепежа. Ближе к корме сохранился фальшборт, сделанный из брусьев, окованных металлической лентой также с железным крепежом. Настил палубы — из досок толщиной примерно 50 миллиметров. Частично в конструкции использованы почти необработанные бревна.

Корпус коробчатой формы без острых обводов, форштевень и киль не обнаружены. Носовая оконечность имеет прямоугольную форму с продольной обшивкой днища. Угловые соединения сделаны довольно грубо.

Носовая часть судна висит в полуметре от дна. Вплотную к левому борту на носу находятся два круглых отверстия диаметром около 30 сантиметров. В них видны элементы силовой конструкции. Ближе к правому борту в носовой части расположены два небольших люка прямоугольной формы. Ближе к носу находятся два более широких открытых люка, ведущие в трюм.

Внутренние помещения судна заполнены илом. Свободное пространство от его поверхности до потолка трюма — около 0,5 метра. Высокий уровень ила внутри судна позволяет предположить, что трюм заполнен грузом.

Вдоль бортов расположены цилиндрические сдвоенные кнехты с остатками швартовочных тросов. От правого борта судна ко дну тянется верёвка прямоугольного сечения, предположительно из кожи. По периметру корабля Ярослав Макаров сделал подводную видеосъёмку.

08.jpg

Фото предоставлено Сергеем Кондрашиным
Барка - беляна. Фото представлено Сергеем Кондрашиным

Объект нашли в 2021 году подводные пловцы пермского дайвинг-центра Safety Stop. В месте обнаружения судна в старину загружали барки различной продукцией и отправляли по Каме в европейскую часть России. В связи с этим можно предположить, что в трюме найденного судна может находиться груз.

Вероятно, обнаруженное судно — барка, построенная в XVIII–XIX веках. Однако окончательно тип находки определят специалисты. Дальнейшее её изучение запланировано на зиму 2022/23 года.

Барка — речное грузовое плоскодонное судно грубой постройки. Она имела простую конструкцию с упрощёнными обводами, палубой и тупыми оконечностями. Чаще всего барки строились на один сезон на реках и озёрах России с начала XVIII и до конца XIX века.

Корпус коробчатой формы без острых обводов, форштевень и киль не обнаружены. Носовая оконечность прямоугольной формы, с продольной обшивкой днища. Угловые соединения сделаны довольно грубо. Носовая часть судна висит в полуметре ото дна.
Ближе к правому борту судна в носовой части, расположены два люка прямоугольной формы, примерно 70х70 сантиметров на расстоянии около 1,5 метров друг от друга по диагонали. Ближе к носу находятся два открытых люка прямоугольной формы 2 х 1.5 м ведущие в трюм. Внутренние помещения под люками заполнены илом. Свободное пространство от поверхности ила до потолка трюма около полуметра. Высокий уровень ила внутри судна позволяет предположить, что трюм заполнен грузом.
Вдоль бортов расположены цилиндрические сдвоенные кнехты с остатками швартовочных тросов. От правого борта судна ко дну тянется веревка прямоугольного сечения примерно 15х15 мм предположительно из кожи. По периметру корабля Ярослав Макаров выполнил подводную видеосъемку.
Барка-беляна или барка-бархот. Речное грузовое плоскодонное судно грубой постройки. Бархотная обшивка судно в несколько рядов доски(бруса). Барка имела простую конструкцию с упрощенными обводами, палубой и тупыми оконечностями. Чаще всего строились на один сезон. Использовалась на водоемах России с начала XVIII и до конца XIX века.