Таллинский прорыв: найти и вспомнить

Таллинский прорыв: найти и вспомнить Таллинский прорыв: найти и вспомнить

5 мая 2021 года начинается экспедиция под эгидой Русского географического общества "180 миль до Ленинграда: история Таллинского прорыва на современной карте". Об этом было объявлено на пресс-конференции в Штаб-квартире РГО в Санкт-Петербурге. С мая по август водолазам предстоит найти и идентифицировать полтора десятка судов, погибших в самом начале Великой Отечественной войны в ходе Таллинского перехода, ставшего одной из самых трагических и по сей день незакрытых страниц войны.

В течение трёх дней, с 27 по 29 августа 1941 года, в водах Финского залива погибло более 60 военных и транспортных судов и свыше 15 тыс. советских граждан. Этому предшествовало решение о передислокации Балтийского флота из Таллина (здесь располагалась главная база) в Кронштадт. Операция проходила в срочном порядке после того, как немецкие войска прорвались в Прибалтику. Если бы не маневр, вошедший в историю как Таллинский прорыв, СССР мог полностью лишиться своего флота на Балтике, а Ленинград остался бы без защиты с моря. Всё это, скорее всего, имело бы катастрофические последствия для всего хода Великой Отечественной войны.

Представляя программу исследований, руководитель экспедиции Константин Богданов заметил, что большая документальная работа была проделана главным штурманом ВМФ СССР контр-адмиралом Радием Зубковым, который написал наиболее полную историю Таллинского прорыва. Кроме того, российскими и эстонскими специалистами были проведены гидрографические исследования морского дна в районе трагедии. Однако большинство судов не идентифицированы и карта их нахождения на дне Балтийского моря нуждается в уточнении.

Руководитель экспедиции Константин Богданов. Фото: Александр Филиппов, пресс-служба РГО

Руководитель экспедиции Константин Богданов. Фото: Александр Филиппов, пресс-служба РГО

Основные потери конвой понёс на минных полях в районе мыса Юминда, ныне относящегося к Эстонии. Однако уже в последующие два дня суда, которым удалось пройти сквозь минные заграждения, подверглись массированной атаке с воздуха. Не имея эффективных средств ПВО и оставшись практически без поддержки с воздуха, корабли оказались живыми мишенями.

Сегодня историки спорят, была ли эта трагедия военной ошибкой или неизбежностью войны, однако поисковиков и  родственников жертв тех событий интересует восстановление исторической памяти. Затонувшие корабли являются крупнейшей братской могилой на Балтике. Поэтому завершением экспедиции станут мемориальные мероприятия на острове Гогланд 29 августа, в день 80-летия Таллинского прорыва.

Гогланд. Фото предоставлено ЦПИ РГО

Гогланд. Фото предоставлено ЦПИ РГО

А сегодня, в День водолаза России, группа подводников из Разведывательно-водолазной команды Константина Богданова при технической поддержке инженерной компании "Фертоинг" выдвинулась в район острова Мощный. К юго-западу от него ранее были найдены четыре затонувших корабля. Эти суда сумели перейти через минное поле, но погибли в результате налёта немецкой авиации. Предположительно речь идёт о транспортах "Калпакс", "Атис Кронвальдс", "Ярвамаа" и "Алев".

Их исследованием водолазы займутся в первую очередь. А после получения разрешения на водолазные работы в территориальных водах Эстонии, которой теперь принадлежит мыс Юминда, будут исследованы и другие затонувшие корабли.

Константин Богданов говорит, что работа предстоит большая. Немногочисленной экспедиционной команде идентифицировать все погибшие в ходе Таллинского прорыва суда физически сложно.

— В этом сезоне мы займёмся теми из них, где погибло наибольшее количество людей — военных и гражданских, — уточняет Константин Богданов. — Это очень необычная для нас операция. Одно дело найти подлодку с экипажем 50–70 человек. И совсем другое — большое судно, перевозившее несколько тысяч человек. Мы пока даже не можем представить, какие находки нас ждут…

Ещё одним результатом экспедиции РГО станет создание интерактивной карты с точными координатами затонувших кораблей и их 3D-моделями.

Подводники надеются, что результаты поисков будут интересны не только россиянам, но и общественности Эстонии, что послужит улучшению отношений между нашими народами.

Фото: Александр Филиппов, пресс-служба РГО

Фото: Александр Филиппов, пресс-служба РГО

Нынешняя экспедиция стала логическим продолжением проекта "Поклон кораблям Великой Победы", начатой Константином Богдановым и его командой ещё в 2005 году. Всего за 15 лет поисковики обнаружили и идентифицировали 16 подводных лодок.

С 2012 года команда работает в основном в акватории Балтийского моря. Среди прочего, в 2014 году водолазами был обнаружен транспорт "Вайндло", чуть позднее вывозивший уцелевших участников Таллинского прорыва, а в 2018-м — эсминцы "Калинин" ("Прямислав") и  "Яков Свердлов" ("Новик"), непосредственно состоявших в конвое. Кроме того, ещё один борт из трагического списка — танкер Т-12 — несколько лет изучают водолазы Центра подводных исследований РГО.  

Директор инженерной компании

Директор инженерной компании "Фертоинг" Артём Мельников. Фото: Александр Филиппов, пресс-служба РГО

Директор инженерной компании "Фертоинг" Артём Мельников надеется, что результаты экспедиции станут своего рода виртуальным музеем, основой которого будет геоинформационная модель операции, а также фото и видео, сделанные участниками экспедиции.

Большая база данных будет важна как для историков, изучающих события Великой Отечественной войны, так и для граждан России, чтобы они могли воодушевляться подвигами предшественников. Мы формируем новый пласт морской истории нашей страны, сказал Артём Мельников.

Руководитель общественной организации

Руководитель общественной организации "Память Таллинского прорыва" Мария Инге-Вечтомова. Фото: Александр Филиппов, пресс-служба РГО

Руководитель общественной организации "Память Таллинского прорыва" Мария Инге-Вечтомова, чей дед поэт Юрий Инге погиб в той трагедии, отметила, что у этой истории есть важное человеческое измерение. Она передала пожелания успеха от участника Таллинского прорыва Василия Павловича Джурджи, которому нынче исполнилось 100 лет, и его жены Татьяны Петровны Сергеевой, являющейся ещё и внучкой участника той операции.

Директор департамента экспедиционной деятельности и развития туризма РГО Сергей Чечулин. Фото: Александр Филиппов, пресс-служба РГО

Директор департамента экспедиционной деятельности и развития туризма РГО Сергей Чечулин. Фото: Александр Филиппов, пресс-служба РГО

Новый проект по поиску и увековечиванию памяти участников Таллинского прорыва это крупная веха в изучении русской истории, в изучении истории Великой Отечественной войны, в популяризации знаний великих и трагических событий, которые произошли в начальный период войны, подчеркнул директор Департамента экспедиционной деятельности и развития туризма РГО Сергей Чечулин.

 

Эскадренный миноносец типа

Эскадренный миноносец типа "Новик". Фото: wikimedia.org

 

Таллинский прорыв: цифры и факты

Эвакуация основных сил Балтийского флота под командованием вице-адмирала Владимира Трибуца из Таллина в Кронштадт в конце августа 1941 года. Из Таллина вышли 225 кораблей и судов.

В том числе:

— 151 военный корабль,

— 74 судна: 20 транспортов и 54 вспомогательных судна.

До Кронштадта дошли 163 единицы:

— 132 военных корабля,

— 29 вспомогательных судов,

— 2 транспорта,

— неустановленное число малотоннажных гражданских судов и плавсредств, не подчинённых Военному совету флота.

Во время перехода погибли 62 корабля и судна:

— 19 боевых кораблей и катеров,

— 25 вспомогательных судов,

— 18 транспортов.

По данным Радия Зубкова, из Таллина эвакуировалось около 40 тыс. человек, включая экипажи, войска, гражданских лиц.

В итоге доставлено в Кронштадт 26 881 человек.

Погибло более 15 тыс. человек:

— 8600 военнослужащих флота и 143 вольнонаёмных флота,

— 1740 бойцов сухопутных войск,

— 4628 гражданских лиц.

Основные силы флота прибыли в Кронштадт вместе с людьми, военным и техническим грузом, материальными средствами. 

Айвар Валеев