Новая экспедиция Русского географического общества прольет свет на одну из самых драматических страниц российской военной истории.
Краснодарское региональное отделение Русского географического общества организует подводную экспедицию к затопленному линкору времен Первой мировой войны. Специалисты Центра подводных исследований отделения готовились к этому проекту несколько лет.
Судьба линейного корабля «Императрица Екатерина Великая» неразрывно переплелась с событиями той великой эпохи, а жизнь его оказалась недолгой и драматичной.
В мае 1911 года император Николай II утвердил программу обновления Черноморского флота, предусматривающую строительство трех новых линейных кораблей, одним из которых стала «Императрица Екатерина Великая».
Корабль был спущен на воду в мае 1914 года. По оценкам современников, в нем воплотился многогранный талант отечественных инженеров и все нововведения возрожденного флота. Мощное бронирование, двадцать 130-миллиметровых бортовых орудий и двенадцать 305-миллиметровых орудий главного калибра в четырех башнях сделало новые линкоры грозным оружием, с которым считались все воюющие державы на Черном море.
Из трех новых линкоров только «Императрица Екатерина Великая» побывала в серьезном бою. В декабре 1915 года во время патрулирования она встретила германо-турецкий линейный крейсер «Гебен». Последний, использовав свое преимущество в скорости, ушел в Босфор, чудом уцелев под огнем нашей артиллерии.
После революции «Императрицу Екатерину Великую» переименовали в «Свободную Россию».
1 мая 1918 года линкор перевели из Севастополя, занятого немцами, в Новороссийск. Новый германский ультиматум Брестского мира поставил моряков перед выбором: вернуться в Севастополь, поверив обещаниям немцев об интернировании флота, или затопить его, как требовал шифрованный приказ из Москвы. Часть экипажа дезертировала, большинство оставшихся матросов требовали вести линкор в Севастополь. Однако офицеры решили не отдавать корабль врагу.
В июне 1918 года «Императрица Екатерина Великая», она же «Свободная Россия», была затоплена в Цемесской (Новороссийской) бухте. Такая же участь постигла многие другие суда Черноморского флота.
Спустя 12 лет, в 30-е годы прошлого века, специально созданная для подъема затонувших судов государственная организация «Экспедиция подводных работ особого назначения» (ЭПРОН) подняла большую часть затопленных кораблей, но «Императрица Екатерина Великая» так и осталась лежать под водой. Извлечение из погребов корабля его боезапаса привело к взрыву, разрушившему корабль. Накануне Второй мировой войны вспомнили о башнях затопленного линкора. Их подняли и передали советскому флоту, а орудия установили на 30-й и 35-й башенных батареях береговой обороны под Севастополем.
Сейчас корпус некогда грозного боевого корабля покоится на глубине 38-40 метров на траверзе мыса Дооб. Часть днищевой обшивки разрушена, но размеры корпуса и состояние металла позволяют составить впечатление о былой мощи...
Участники экспедиции «Раскрывая тайны «Императрицы Екатерины Великой» планируют проникнуть во внутренние помещения судна и расчистить их от илистых отложений и завалов. Затем будут произведены фото- и видеосъемка линкора и всех его элементов, составлен план судна и оценена степень утрат. После этого предстоит выяснить возможность консервации и музеефикации объекта. Далее планируется демонтировать и поднять на поверхность для консервации и передачи в музей отдельных корабельных конструкций, приборов и прочих предметов, имеющих мемориальную ценность. После окончания работ планируется выпустить книгу и видеофильм о корабле.
Руководят проектом председатель Краснодарского отделения Русского географического общества Иван Чайка и глава Центра подводных исследований Отделения Сумбат Александров. Научный консультант – руководитель комиссии исторической географии Отделения кандидат исторических наук Виталий Бондарь. Проект поддерживает постоянный партнер Краснодарского отделения Общества корпоративная ассоциация «Газпром на Кубани».
Старт экспедиции назначен на конец апреля 2013 года. Она рассчитана на три года, будет проходить в три этапа, и закончится в 2015 году. Однако большую намеченных исследований планируется завершить к 2014 году – к столетию со дня спуска линкора на воду.
Текст: Татьяна Нефедова при содействии Центра подводных исследований Краснодарского отделения Русского географического общества