Пока одни экоактивисты демонстративно портят объекты искусства в попытке привлечь внимание общественности к проблеме загрязнения природы, другие — исследуют токсичные взаимоотношения человечества и окружающей среды посредством анимации.
Японские режиссеры, по месту проживания знакомые с серьёзными экологическими катастрофами (землетрясения и цунами, последствия ядерного взрыва), не могут не обращаться в своих работах к теме природы. Их аниме — манифесты защиты окружающей среды от агрессивного человеческого вмешательства.
Навсикая из Долины ветров (1984)
По сюжету постапокалиптический мир фильма захвачен растениями, испускающими ядовитые споры. В таких лесах обитают насекомообразные монстры Ому, с которыми сражается выжившее человечество. Причиной появления ядовитых растений являются "семь дней огня" — аллюзия на ядерный взрыв, произошедший в Хиросиме и Нагасаки в августе 1945 года.
Главная героиня аниме — Навсикая, княжна небольшого государства Долина Ветров, которое смогло установить с Лесом экологически чистые отношения. Жители этой страны получают энергию и воду с помощью мельниц, а ветер, которому они поклоняются, защищает их от ядовитых споров. Такое использование природных ресурсов — демонстрация возможностей альтернативных источников энергии, которые экоактивисты в реальности активно призывают использовать вместо полезных ископаемых. Навсикая экспериментирует с выращиванием неядовитых растений и пытается установить контакт с Ому, надеясь очистить лес от загрязнения полностью.
Страны-соседи не поддерживают политику Долины Ветров. Они считают, что человек должен быть "господином всего", поэтому занимаются возрождением Титана — эмбриона биологического оружия, которое и уничтожило предыдущую экосистему. Их позиция является отражением современной тенденции к милитаризации, развитие которой загрязняет окружающую среду отходами от оборонных предприятий, выхлопами военной техники, биологическим и химическим оружием.
В поисках решения глобальной экологической проблемы Навсикая узнает, что на самом деле деревья не испускают яд, а очищают почву и воду, загрязнённые Титаном. В конце фильма ей удаётся предотвратить новую катастрофу и вырастить неядовитое дерево.
Хаяо Миядзаки, режиссёр "Навсикаи из Долины ветров", осмысливает ядерную угрозу как то, что спровоцирует захват человеческого мира, которое само себя поставило на грань катастрофы, природными силами. Он, демонстрируя губительные последствия атомной войны, в своей работе пропагандирует пацифизм и экологический активизм.
Босоногий Гэн 2 (1986)
Ядерный удар и его последствия также становятся главным предметом изображения драматических фильмов "Босоногий Гэн" и "Босоногий Гэн 2". Если первая часть завершается натуралистическим изображением взрыва в Хиросиме и момента гибели людей, находившихся в радиусе поражения, то продолжение фильма сосредотачиваются на последствиях применения ядерного оружия.
В этом аниме почти нет зелёных красок, нет растений. Природа Хиросимы в конце 1940-х — серая и голая. В обстрелянных городах страдает не только окружающая среда, но и люди — первые жертвы лучевой болезни. Так манги, на основе которой были сняты оба фильма, уравнивает умирающую природу и умирающее человечество. Тем не менее, полный знак равенства между природным и антропогенным даже в аниме поставить нельзя, так как даже люди осознают, кто стал причиной разрушения экосистемы, человеческих смертей и болезней — сам человек, не природа.
Интересно, что в аниме главный герой, подросток Гэн, вспоминая слова отца, ассоциирует себя с семенами пшеницы, способными прорасти на выжженной земле. Даже в этой художественной детали автор настаивает на сближении человека и природы и, что более важно, их взаимосвязи. Без человеческих действий (посадка семян, распашка поля, полив) не сможет созреть качественная пшеница, а без пшеницы человек не сможет сделать хлеб — основу рациона японцев довоенного времени.
Зелёная легенда Рана (1992-1993)
Действие этого фильма происходит на пустынной, каменистой планете Земля, природные ресурсы которой истощили инопланетные существа Родо. Несмотря на то, что в аниме основная вина за экологическую катастрофу как бы возлагается на Роду, автор подчеркивает негативное влияние на окружающую среду и человечества.
Часть выжившего общества организует религиозный культ. Поклоняясь пришельцам как божествам, они устанавливают на территориях, где ещё остались люди, гидравлический деспотизм — монополию на воду. Родисты обживают места рядом с производящими кислород монолитами инопланетян, на большом расстоянии от которых люди попросту начинают задыхаться.
Это состояние является метафорой на невозможность нормально дышать в крупных городах Японии того периода из-за обилия выхлопных газов и дыма от заводов. Как и в случае с вырубкой лесов, правительство страны озаботилось этой экологической проблемой ближе к 2000-м. В наши дни, по данным швейцарской компании IQair, Япония по индексу загрязнения воздуха находится на 92 месте из 118.
Другая часть общества в аниме пытается восстановить разрушенную экосистему. Члены революционного движения "Опасность" изучают ботанику в поисках растения, семена которого они могли бы синтезировать для дальнейшего выращивания. Их спасением становятся одуванчики — зелёное удобрение, насыщающее почву микроэлементами (кальций, калий, фосфор, медь и т.д.) и поддерживающее полезную микрофлору в грунте. На заключительных кадрах их зонтики плавно пикируют к воде, пролетая мимо спасающихся оппозиционеров.
Помпоко: Война тануки в период Хэйсэй (1994)
По сюжету аниме Исао Такахата японские предприниматели активно вырубают леса для строительства новых комплексов. Так они лишают среды обитания тануки — енотовидных собак, представленных в аниме в качестве мифических героев. Чтобы сохранить свои дома на холмах в предместьях Южного Токио, тануки учатся перевоплощаться в людей. Интегрируясь в человеческого общество, они пытаются остановить строительство и объяснить акционерам, что финансовые планы бизнесменов вредят природе.
Что удивительно, некоторые тануки так и остаются в образах людей, причём перенимают не только их внешние повадки, но и потребительское мировоззрение. Изнутри зная, какой лес занимает наибольшую площадь, они начинают продавать природные зоны, забывая о том, что сами недавно страдали от подобных решений со стороны настоящего человека.
Экологическая проблема, поднятая в аниме, основана на настоящем кейсе. В 1965 году в Японии был придуман план "Большой город Тама", который предполагал расчистку холмов Тама под строительство крупного жилого комплекса. Проект был реализован в 1971 году, повлекши за собой уничтожение небольшой природной зоны.
Как и в реальности, в аниме застройка всё же происходит: некоторые тануки остаются в городе, влача жизнь бездомных собак, другие же не могут расстаться с природой и уходят в соседний лес, надеясь на то, что местные предприниматели "проголодаются" нескоро.
Принцесса Мононоке (1997)
Аниме-фильм Хаяо Миядзаки повествует о юном принце японского народа эмиси Аситаки, отправившемся в путешествие по острову, чтобы вылечить свой недуг. Ища лекарство от наложенного на него проклятья, Аситака невольно втягивается в конфликт Леса и Железного города.
Лес у Хаяо Миядзаки — мифическое пространство, обитателями которого становятся не только знакомые всем зрителям животные, но и оригинальные фантастические существа — "лесные человечки". Природу в фильме защищают бог-вепрь Оккотононуси — предводитель кабанов, богиня-волчица Моро, её приёмная дочь-человек Сан (принцесса Мононоке) и всемогущий Лесной Бог — дух леса.
Им противостоит Железный город, которым руководит расчётливая, но заботливая госпожа Эбоси. Чтобы защитить своих граждан, она наращивает военное производство. Для добычи железной руды, необходимой при выплавке оружия, Эбоси приказывает вырубать лес.
Этот эпизод автобиографичен для Японии. В период Второй Мировой войны государство начало активно вырубать деревья для строительства судов и армейских объектов, что привело к стихийным бедствиям. Отсутствие лесов на склонах гор спровоцировало наводнения и оползни: сельскохозяйственные угодья в низинах потеряли естественные защиту от тропических циклонов. Рисовая поля — основа экономической жизни японцев того периода — уничтожались стихийными бедствиями. Начался голод. Оглядываясь на этот трагичный опыт, после капитуляции Япония на законодательном уровне ввела программу по восстановлению лесов, которая продолжается в стране и сегодня.
Конфликт леса и города в аниме заканчивается кровавой бойней, в которой предводитель кабанов и богиня-волчица умирают, Лесному Богу отрубают голову, а Эбоси лишается руки. Казалось бы, мир природы в борьбе с человечеством потерпел поражение. Однако перед своей смертью дух леса снимает с Сан и Аситаки проклятье ненависти (человеческий порок) и возрождает лес. Жители разрушенного Железного города, вспоминая прошлое, осознают свои ошибки и во главе с Эбоси решают создать новое поселение в гармонии с природой.
— Божественного леса больше нет, потому что умер Лесной Бог…
— Разве может быть так? Ведь Лесной Бог есть сама жизнь, конец и начало.
Таким образом, аниме-фильмы можно считать одним из метафорических форматов размышления об экологичности взаимоотношений человека и природы, продвижения энвайронментализма. Несмотря на то, что японские режиссеры демонстрируют пагубное влияние антропогенного вмешательства, в своих работах они выражают надежду на возможность установления гармонии между Человеком и Лесом.
Источники:
- Shikimori — онлайн-энциклопедия аниме и манги
- Вакай Ю. Сравнительный анализ концепций лесовосстановления в Японии: посадка для борьбы с эрозией почв или производства древесины. — 2010
- Гусенко Н.С. Законодательная поддержка эволюции комплексной технологической системы, отвечающей за окружающую среду (на примере Японии). — 2019
- Чувахина Л.Г. Экономическое "Цунами" японской экологической катастрофы. — 2021
- IQair — 2021
- Строй-архив — 2022
- Одуванчик на участке — польза и вред | Ботаничка
Автор: Юткина Юлия, Журфак МГУ