Третий поход за тайнами Мангазеи завершился в Туруханске

Фото: Д.Хусаинов

Экспедиция "Тайны Мангазеи – 2021", организованная отделением Русского географического общества в Ямало-Ненецком автономном округе, завершилась в селе Туруханск Красноярского края. 12 отважных путешественников возвратились домой после почти месячного плавания на копии поморского карбаса. За 28 дней они преодолели 500 километров, из них — 160 против течения. В ходе поисков следов самого древнего заполярного города России обнаружены и зафиксированы на карте более 80 исторических объектов — вековые лиственницы с зарубками, крестами и другими изображениями. Найдено предположительно средневековое поселение.

Считается, что Мангазея была первым русским городом в Заполярье. Первые сведения о нём относятся к XVI веку. Поселение было расположено на реке Таз в месте впадения в неё притока Мангазейки.

Почти весь маршрут экспедиции, повторявший путь русских первопроходцев, пройден на вёслах, что значительно усложнило задачу. Погода путешественников не баловала — всю дорогу шёл дождь и дул пронизывающий, не попутный ветер. Это не могло не сказаться на здоровье. Из-за недомогания сотрудникам МЧС пришлось эвакуировать капитана карбаса Александра Рачева. Через несколько дней он выздоровел, но догнать команду ему не удалось.

2021_tm_kopter-0969.jpg

Фото: Д.Хусаинов

Самым тяжёлым выдался участок в десять километров перед озером Перевальным. Ширина мелкого ручья здесь временами не превышала трёх метров, а русло было завалено огромными стволами деревьев. Встречались болота. В один из дней удалось преодолеть лишь 250 метров. А целиком водораздел между Обско-Тазовским и Енисейским речными бассейнами прошли за восемь дней.

Это была уже третья попытка членов Ямальского отделения РГО раскрыть тайны Мангазеи. Из экспедиции привезли 12 тысяч фотографий, по её результатам будет издана книга, создан документальный фильм и подготовлена выставка. Организовать экспозицию планируется в Новоуренгойском городском музее изобразительных искусств осенью 2021 года.

2021_tm_kopter-0929.jpg

Фото: Д.Хусаинов

Об итогах экспедиции рассказал один из её участников — кандидат исторических наук Алексей Матвеев.

— Расскажите о своих впечатлениях об экспедиции.

Экспедиция не простая просто потому, что формат экспедиции очень сложный. Провести целый месяц в дороге и не просто на мотоцикле или моторной лодке, а двигая своими руками и парусом судно это тяжело. Потому что экспедиции такой длительности они стационарные. Когда я работал в археологии, мы приезжали на три месяца и всё было нормально, потому что стоял стол, потому что жизнь была обустроена, её не приходилось каждый день сворачивать, а потом разворачивать. В бытовом плане было очень тяжело. Тем не менее организаторы позаботились, чтобы нам было комфортно, там у нас был стол, стулья и ещё какие-то такие штуки, которые мы просто так в поход с собой не взяли бы. Погодные условия для Крайнего Севера, наверное, были нормальными, один день у нас всего лишь не шёл дождь, все остальные дни шёл дождь, а до этого шёл снег, ветер порывистый, условия такие северные, просыхать нам было тяжело, но у нас была переносная баня, в которой мы сушились. Она нас спасла от ежедневного переохлаждения.

2021_tm-1066.jpg

Фото: Д.Хусаинов

Какие задачи стояли во время экспедиции?

Что касается многозадачности. Первая у каждого была задача внутренняя, продержаться и не заболеть. Вторая задача реконструкторская. Третья задача была снять фильм. Фильм документальный об этом походе, о поморах с элементами реконструкции, поэтому была телевизионная настоящая задача, мы одевали костюмы, мы выполняли задания режиссёра, оператора, иногда по несколько раз. Четвёртая задача научная. Нам удалось зафиксировать 80 объектов, которые связаны с вот этой деревянной книгой жизни, которая отпечатана на лиственницах, которые стоят по всему маршруту.

2021_tm-9848.jpg

Фото: Д.Хусаинов

— Расскажите подробнее о своих исторических находках.

Лиственницы все разные, разной датировки. Мы пока не знаем какой, наша задача была зафиксировать эти затёсы, эти зарубки. Я сначала смотрел зарубки, которые имели хозяйственное значение, обозначали лесные делянки, а потом, когда началось, я там прям завёлся, потому что эти затёсы сделаны пусть 200 лет назад, это информация, которую ты не понимаешь, задача была понять, что это такое. Шёл поступательный процесс. Молодец Данила Хусаинов, с которым мы всё это вместе обсуждали, и в этих рассуждениях и наблюдениях у нас родилась гипотеза о том, что это такое и зачем это. Что мы выяснили: посёлок Красноселкуп, откуда мы стартовали, он административно подчинялся Туруханску, а это предполагает постоянное движение разных людей. Поэтому они шли по этому маршруту, тут шли и почтальоны, и раскулаченные в 30-е годы, и военнообязанные, все они по дороге оставляли метки. Самая понятная метка это места погребения, затёсы с крестами разной формы. Это наводит на мысль, что некоторые люди были католической веры, некоторые православные, а есть звезда в одном месте. Люди шли, кто-то погибал, надо хоронить, над ним надо возводить надмогильное сооружение. Если ты будешь колотить крест, то он простоит недолго, поэтому лиственница в этом плане самая вечная история, поэтому она затесывалась и на ней вырубался крест. И, когда шли люди, они поминали добрым словом усопших. Вторая группа объектов — навигационные штуки. На реке существуют неудобные для движения места перекаты. У большинства этих перекатов стоят эти знаки. Мы как поняли эту зависимость, просто проходили перекаты, выходили на берег и находили эти метки. До этого было непонятно, как искать, а тут появилась закономерность. Третья история люди оставляли о себе какую-то надпись, есть и современные надписи. А есть большие косые, рубленые затёсы, видно, что огромным топором рублены и вообще не понятно. Мы на цифровой карте всё это занесём, геопозиционируем и в печатном виде выдадим куда-то.