Тувинский дневник: первые находки и впечатления

Фото предоставлено ИИМК РАН
Фото предоставлено ИИМК РАН

День первый: история до истории

Вечер воскресенья. На Ярославском вокзале семеро молодых людей с огромными рюкзаками садятся на поезд "Москва – Абакан". Впереди – несколько дней пути и целый месяц в одном из живописнейших мест планеты: на Саянском море. Знакомимся уже в вагоне. География нашего небольшого волонтёрского отряда более чем обширна: три страны, шесть городов. Россия, Белоруссия, Молдавия. Москва, Орёл, Казань, Кемерово, Минск, Кишинёв. Остальные добровольцы едут в экспедицию из других городов.

1-4.jpg

Фото предоставлено участниками экспедиции
Фото предоставлено участниками экспедиции

Нам предстоит ехать трое суток до Абакана поездом, затем пять часов на автобусе до Кызыла и ещё пару часов до села Чаа-Холь. На вторые сутки за окном начинают проплывать города, хорошо знакомые по карте, но никогда не виденные ранее: Екатеринбург, Омск, Новосибирск, Ачинск. Поездка на поезде – настоящее путешествие и настоящее же изучение географии родной страны. Через трое суток, когда уже трудно поверить в жизнь за пределами поезда, - мы наконец прибываем в Абакан. Покупаем билеты до Кызыла, и вскоре автобус увозит нас за пределы Хакасии.

1-5.jpg

Фото предоставлено участниками экспедиции
Фото предоставлено участниками экспедиции

По пути делаем остановку возле невероятно красивого места – парка Ергаки.

Ергаки – природный парк, расположенный на юге Красноярского края. Представляет собой массив разнонаправленных грив и отрогов, в значительной степени обработанных ледником. Отдельные горные пики имеют причудливые очертания и собственные имена: Звёздный (наивысшая вершина Ергаков), Зуб Дракона, Птица, Парабола, Молодёжный, Зеркальный и др. Неповторимость Ергакам придают множество озёр, как правило карстовых, ледникового происхождения. 

1-6.jpg

Фото предоставлено участниками экспедиции
Фото предоставлено участниками экспедиции

На смотровой площадке, где автобус сделал остановку, стоит буддистская ступа. Местные жители обходят её несколько раз по кругу, а затем, сложив ладони, подолгу смотрят на статуэтку Будды в верхней части сооружения.

1-7.jpg

Фото предоставлено участниками экспедиции
Фото предоставлено участниками экспедиции

Спустя некоторое время выезжаем и из Красноярского края. Очередная остановка – столица Республики Тыва, город Кызыл. В ожидании машины до конечной точки маршрута – лагеря археологов поблизости села Чаа-Холь – посещаем Национальный музей Республики Тыва.

1-9.jpg

Фото предоставлено участниками экспедиции
Фото предоставлено участниками экспедиции

Национальный музей Республики Тыва им. Алдан-Маадыр, – первый музей в истории Республики Тыва, официально основан 13 мая 1929 года. В экспозициях музея отражена практически вся история и культура тувинского народа от древних времён до наших дней.Самая интересная экспозиция – так называемая «Золотая комната» - посвящена находкам, сделанным при раскопках скифских курганов. Приятно, что многие  экспедиции, в которых было найдено золото скифов, организовывались РГО и участвовали в них добровольцы – такие же, как мы. Посещение музея здорово добавило энтузиазма – а вдруг и нам так повезёт!

До самого лагеря мы добрались поздно вечером. 

День второй: Главюрта

Утром в палатках появился свет и электричество, в небе – солнце, а у нас – отличное настроение и запас энтузиазма на целую неделю.

Первый рабочий день начался с установки юрты в центре лагеря – ей предстояло стать главным штабом и полевой научной лабораторией. Именно здесь, в научном юртовом центре, специалисты займутся обработкой и обсуждением полученных результатов, а также составлением научных отчётов.

Юрта ставится в несколько этапов:

1. Устанавливаем каркас.

Деревянный каркас состоит из нескольких решетчатых стен – хана. От их количества зависят размеры юрты.

2-2.jpg

Фото предоставлено участниками экспедиции
Фото предоставлено участниками экспедиции

2. Ставим эжик (дверь)

2-3.jpg

Фото предоставлено участниками экспедиции
Фото предоставлено участниками экспедиции

3. Подготавливаем хараача

2-4.jpg

Фото предоставлено участниками экспедиции
Фото предоставлено участниками экспедиции

По центру крыши устанавливается дымовое отверстие – хараача: через него проходит солнечный свет и выходит наружу дым от печи.

2-5.jpg

Фото предоставлено участниками экспедиции
Фото предоставлено участниками экспедиции

Мы ставим монгольскую юрту, у которой хараача стоит на двух подпорках. Тувинские юрты таких опор не имеют: во время их установки один человек держит хараача, пока остальные скрепляют его со стенами специальными жёрдочками – ынаалар.

4. Ставим ынаалар

2-6.jpg

Фото предоставлено участниками экспедиции
Фото предоставлено участниками экспедиции

Ынаалар – длинные деревянные жерди, в своем множестве образующие крышу юрты. Их размер и количество зависят от величины юрты: чем больше секций решеток хана, тем длиннее и массивнее ынаалар. 

Задача эта, как оказалось, довольно непростая – у нашей юрты жерди упорно не хотят крепиться к хараача: через минуту-две после установки выскакивают и с грохотом падают вниз. "Монгольская рулетка", – шутит один из археологов. – Встаёшь внутрь и ждёшь – прилетит или нет".

5. Сверху крыша укрывается тканью:

2-10.jpg

Фото предоставлено участниками экспедиции
Фото предоставлено участниками экспедиции

6. Полотно крепится верёвками к каркасу:

2-11.jpg

Фото предоставлено участниками экспедиции
Фото предоставлено участниками экспедиции

7. Весь каркас накрывают полотнами из войлока, после чего обматывают верёвками.

2-13.jpg

Фото предоставлено участниками экспедиции
Фото предоставлено участниками экспедиции

Наконец, юрта готова! Теперь у лагеря есть свой научный и административный центр.

День третий: раскоп №13

Место нашей работы расположено всего в пятнадцати минутах ходьбы от лагеря. Ощущения от прогулки трудно передать на бумаге. Вокруг простираются бесконечные пески, россыпи яшмы, барханы, холмы, покрытые зеленью, дальние гряды гор в синеве.

А самое главное – всего через месяц место, где мы стоим, будет скрыто толщей воды. 

3-2.jpg

Фото предоставлено участниками экспедиции
Фото предоставлено участниками экспедиции

Путь до раскопа пролегает по дну Саяно-Шушенского водохранилища, или, как его ещё называют, Саянского моря. Оно образовалось в результате строительства Саяно-Шушенской ГЭС на реке Енисей и имеет протяжённость более 250 километров.

Ежегодно в конце мая из-за особенностей работы электростанции вода на несколько недель уходит и у археологов появляется возможность исследовать территорию. А исследовать здесь есть что: воды Саянского моря уберегли от чёрных копателей множество исторических памятников.

3-3.jpg

Фото предоставлено ИИМК РАН
Фото предоставлено ИИМК РАН

Наш раскоп находится на могильнике Ала-Тей 1, который относится к эпохе хунну II–I веков до н.э. В прошлом году Ала-Тей 1 уже порадовал археологов множеством ценных находок: большим числом украшений, оружия, бронзовых и гагатовых пряжек, инкрустированных сердоликом, бирюзой и перламутром, китайскими монетами у-шу и зеркалами эпохи династии Западная Хань и т.д.

Хунну – древний кочевой народ, с 220 года до н.э. по II век н.э. населявший степи к северу от Китая. Именно для защиты от их набегов император Цинь Шихуаньди построил Великую Китайскую стену. В конечном счёте из-за войн с Китаем и междоусобиц Хуннская держава распалась.

Подробнее про хунну на территории Тувы можно прочитать здесь.

Марина Евгеньевна Килуновская, руководитель экспедиции: "Многое о хуннах мы знаем из китайских источников.  Как известно, первый историк в Европе – Геродот, а в Китае это Сыма Цянь. Он написал исторические хроники "Ши Цзи" – про войну Китая с кочевниками, в том числе с хунну. Как о скифах можно судить по Геродоту, так и о хуннах – по Цяню".

3-5.jpg

Саянское море и гора Ала-Тей после ухода воды. Фото предоставлено ИИМК РАН
Саянское море и гора Ала-Тей после ухода воды. Фото предоставлено ИИМК РАН

Хунны считаются предками европейских гуннов. Кроме того, существует очевидная преемственность между многочисленными культурными элементами хуннов и современных монгольских народов: например, тамгой, юртой на телегах, композитным луком, протяжной песней и т.д. У монгольских народов также сохранилась хуннакая символика с изображением солнца и луны.

Марина Евгеньевна Килуновская: "Есть ли преемственность между хунну и современными монгольскими народами? Да, в Монголии, на Байкале есть целый род, который называет себя "гунну". Спрашиваешь: "Ты кто?" – "Я – хунн".

3-6.jpg

Вид на могильник Ала-Тей 1. Фото предоставлено участниками экспедиции
Вид на могильник Ала-Тей 1. Фото предоставлено участниками экспедиции

Наконец, прибываем на место. "Каждое захоронение имеет свой номер, вы будете работать на 13-й могиле. Так и будем называть вас: "раскоп №13", – шутит наша руководитель.

День четвёртый: работа продолжается

Сегодня мы продолжаем расчищать тринадцатую могилу. Участок раскапывается послойно. После снятия каждого слоя открывшаяся картина тщательно фиксируется специалистами для дальнейших научных исследований.

3-9.jpg

Фото предоставлено участниками экспедиции
Фото предоставлено участниками экспедиции

Рабочий день волонтёра составляет 6 часов: с восьми до двух, краткий перерыв – каждые 45 минут. Желающие могут остаться работать и после обеда. Рука постепенно привыкает к лопате, становятся привычными основные правила работы: не ходить по "бровке", снимать землю тонким слоем, копать аккуратно, а не "как в огороде".

4-1.jpg

Фото предоставлено участниками экспедиции
Фото предоставлено участниками экспедиции

Час за часом, слой за слоем – так и закончилась смена. Сокровища хунну нам все ещё только предстоит найти, а вот природные богатства уже обнаружены. На снимке – кристаллы горного хрусталя, найденные волонтёром Игорем Бондарем поблизости раскопа.

4-2.jpg

Кристаллы горного хрусталя, извлеченные из горы Ала-Тей. Фото: Екатерина Ленькова
Кристаллы горного хрусталя, извлеченные из горы Ала-Тей. Фото: Екатерина Ленькова

День пятый: Наташа и её друзья

Нам повезло: первое раскрытое захоронение – не только для волонтёров РГО, но и для всей экспедиции этого сезона – оказалось одним из самых необычных за всю историю раскопа.

Рассказывает Марина Евгеньевна Килуновская, руководитель экспедиции:

"Это погребение хунну – первое раскопанное в этом году: оно очень глубокое, у нас таких захоронений раньше не было. Погребённый мужчина был очень рослым – метр девяносто как минимум. Для древних кочевников это практически гигант: мужчины у них были метр шестьдесят обычно, женщины – метр пятьдесят.

5-1.jpg

Мужское захоронение со скифским сосудом. Фото: Екатерина Ленькова
Мужское захоронение со скифским сосудом. Фото: Екатерина Ленькова

В захоронении было очень много воды. Погребённый фактически лежал в ней – и это не сейчас произошло, когда образовалось водохранилище, а видимо, специально так положили в воду. Он лежал в деревянном гробу – и самое интересное, что у него кроме баночного сосуда, обычного для местного населения, есть сосуд в виде вазы, характерный для скифской культуры (предшественницы).

img_20190529_093953.jpg

У изголовья видна скифская ваза. Фото: Екатерина Ленькова
У изголовья видна скифская ваза. Фото: Екатерина Ленькова

Известно, что сначала сюда пришли скифы, а затем из Монголии, из Северо-Западного Китая пришли монгольские кочевники хунну. Эта могила демонстрирует связь между хунну и прошедшей эпохой скифов, ушедших в Причерноморье (уже во II веке скифов здесь нет). Но, видимо, какие-то люди, которые были связаны со скифами, были их потомками, здесь ещё жили и что-то помнили.

5-3.jpg

На сосуде виден знак «Н». Фото предоставлено ИИМК РАН
На сосуде виден знак «Н». Фото предоставлено ИИМК РАН

Ещё недавно мы находили – практически рядом – женское захоронение с подобным скифским сосудом. Очень интересный на нём знак был: "Н" – "эн" или "аш", мы назвали её "Наташа". У неё была очень необычная пряжка. Обычно здесь мужчины носили железные пряжки на поясе, а женщины для украшений использовали бронзу и камень. А у этой женщины была пряжка из сибирского гагата – разновидности каменного угля.

Было бы очень интересно, если бы удалось установить какую-то родственную связь между нашей Наташей и этим человеком, который здесь захоронен… но это нам скажут уже генетики, антропологи".

День шестой: что в чёрном ящике?

Новый день принёс новые открытия: наш небольшой отряд принял участие во вскрытии каменного ящичка, много веков назад установленного над одним из погребений.

6-1.jpg

Каменный ящичек хунну. Фото предоставлено участниками экспедиции
Каменный ящичек хунну. Фото предоставлено участниками экспедиции

 

Что представляют собой подобные сооружения, какой они служили цели? Рассказывает Мария Никитина, художник экспедиции:

"Такие каменные ящички встречаются здесь во многих могилах близко к поверхности земли: может быть, их ставили на саму поверхность, может быть – на какую-нибудь приступку в могиле. А уже в них находятся маленькие двухкамерные сосуды, горшочки – овальной формы с перегородкой в середине, в перегородке ещё иногда бывает отверстие, небольшая дырочка.

6-2.jpg

Вскрытый каменный ящичек с сосудом. Фото предоставлено участниками экспедиции
Вскрытый каменный ящичек с сосудом. Фото предоставлено участниками экспедиции

Иногда хунну ставили подобный ящик с сосудом внутри, иногда просто один сосуд, и вот только на днях – в первый раз! – попался пустой ящичек вообще без горшка. Пока неясно, чем обусловлены эти различия в обряде – возможно, статусом похороненного.

Для чего такие сосуды использовались, мы также пока не знаем – но предполагаем, что это часть поминального ритуала. Одно время мы выдвигали гипотезу, что это могут быть ритуальные светильники, что, может быть, когда хоронили или после похорон совершали поминальный ритуал, их зажигали – но это всё, конечно, лишь версия, просто красивая идея. 

6-3.jpg

Двухкамерный погребальный сосуд хунну. Фото предоставлено участниками экспедиции
Двухкамерный погребальный сосуд хунну. Фото предоставлено участниками экспедиции

Интересно, что обряд этот встречается только у хунну, более того – только здесь. Хотя есть ещё один-единственный аналог этим горшкам: в тесинской культуре в Хакасии.  По крайней мере, с точки зрения внешнего вида контекст использования там другой: в Хакасии сосуды стоят в могилах среди всего прочего инвентаря, а здесь – сверху. Видимо, эти племена каким-то образом заимствовали друг у друга элементы традиции".

6-4.jpg

Волонтёр с сосудом. Фото предоставлено участниками экспедиции
Волонтёр с сосудом. Фото предоставлено участниками экспедиции

Удивительные находки продолжились и в свободное от работы время.

Аиля, волонтёр из Казани: "Мы пошли на гору, и знаете, что там увидели? Гнездо орла – а в нём три яйца!"

6-5.jpg

Орлиное гнездо. Фото: Иван Приставко
Орлиное гнездо. Фото: Иван Приставко

День седьмой: затерянные в песках

Рабочий день начался со вскрытия нового погребения.

Кем был этот человек? Прежде всего, перед нами мужчина – об этом свидетельствует характер захоронения: его руки вытянуты вдоль тела, а не сложены на груди, как было принято у хунну при погребении женщин. Широкие скулы выдают в мужчине ярко выраженного монголоида, что несколько выделяет его среди остальных погребённых в этом могильнике, у которых монголоидные черты не столь выражены.

7-2.jpg

Зачистка черепа. Фото предоставлено участниками экспедиции
Зачистка черепа. Фото предоставлено участниками экспедиции

Кроме того, погребение находится близко к поверхности – а значит, возможно, похороны проходили зимой, когда не было возможности вырыть могилу глубже. 

7-1.jpg

Фото предоставлено участниками экспедиции
Фото предоставлено участниками экспедиции

Спустя всего два часа с начала раскопок работу приходится остановить: надвигается песчаная буря. В сторону могильника, клубясь, приближается плотная завеса из песка. 

В спешке собираем вещи, укрываем раскопанные могилы. Надо торопиться: с каждой минутой видимость ухудшается, песок забивается в нос и глаза. По дороге обратно к лагерю дышать становится возможным только через плотную ткань.

Остаток дня проводим в палатках. Скучно? Совсем нет! Отличная возможность обсудить спорные вопросы истории скифов, сыграть партию в шахматы или же восстановить сном силы, изрядно растраченные к концу первой недели.

7-3.jpg

Песчаная буря удаляется. Фото предоставлено участниками экспедиции
Песчаная буря удаляется. Фото предоставлено участниками экспедиции

К вечеру вблизи лагеря буря рассеивается, но последние следы недавнего буйства природы все ещё можно наблюдать вдалеке.

День восьмой: и всё сначала

Несмотря на принятые защитные меры, большинство рабочих участков из-за бури занесло песком. Что делать? Расчищать заново. Волонтёр создан для копания, как птица для полёта.

8-1.jpg

Фото предоставлено участниками экспедиции
Фото предоставлено участниками экспедиции

Все с нетерпением ожидают завершения дня: завтра – выходной, а значит, нам предстоит увлекательная поездка по тувинским достопримечательностям.

8-2.jpg

Фото предоставлено участниками экспедиции
Фото предоставлено участниками экспедиции

А что дальше? А дальше – больше! 

Анна Никольская

Про место раскопок и экспедицию прошлого года мы подробно писали ранее.