Удивительный мир камня

«Удивительный мир камня» — тема очередной лекции, состоявшейся в научно-популярном лектории Краснодарского регионального отделения Русского географического общества. Более ста учащихся, педагогов, гостей лектория приобщились к тайнам подземного мира, узнали, как появляются, живут и исчезают в природе камни.

В День Земли, отмечаемый во многих странах в день весеннего равноденствия различными акциями и мероприятиям, подарок краснодарским школьникам и педагогам сделал заместитель председателя Краснодарского регионального отделения Русского географического общества, профессор кафедры региональной и морской геологии Кубанского государственного университета, доктор географических наук, заслуженный деятель науки Кубани, заслуженный путешественник Российской Федерации Юрий Васильевич Ефремов. В своей новой лекции он рассказал о том, что практически каждый день попадается нам на глаза, и в то же время может хранить секреты — об удивительном мире камней.

Камни прочно вошли в жизнь человека — одни имеют важное хозяйственное значение, другие стали материалом для произведений искусства, а некоторые являются объектами поклонения. Само слово «камень» приобрело дополнительные смыслы: «камень за пазухой», «камень преткновения», «камень на сердце», «философский камень». В своих «Очерках» в 1884 году Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк писал:

«В камне есть своя жизнь, тёмная и неисследованная, проявляющаяся в форме кристаллизации, в сопутствии известным горным породам, в антипатии к другим, в отношениях к свету, электричеству и химическим реагентам. Именно эта кристаллическая форма встала на границе, отделяющей органическую природу от мёртвой материи, и человеческий глаз пытливо ищет здесь ответа своим внутренним свойствам, запросам и тёмным органическим движениям. Мёртвая земля смотрит на человека этими цветными глазами, говорящими о тайниках скрытой в ней жизни. Это «последняя улыбка» цепенеющей в мёртвом холоде неорганизованной природы».

Начав своё выступление с этой цитаты, Юрий Васильевич рассказал о том, что такое камни, можно ли определить их возраст и как это сделать.

«Можно ли определить возраст камня? Многие ответят — нет, зная, как трудно определить возраст животного или растения. Ведь камень существует долго, начало и конец жизни его теряются где-то в неведомых глубинах времени. Но это не так. В геологии уже давно существуют точные методы определения возраста камней.

Жизнь и история камня очень длинна: она иногда измеряется не тысячами, а миллионами и даже сотнями миллионов лет. Не вникая в тонкости этой сложной методики, отметим, что возраст самых древних минералов на нашей планете достигает двух миллиардов лет. По всей вероятности существуют и более древние минералы и породы».

Можно ли считать лёд камнем? Иногда замёрзшая вода ведёт себя так же, как и твёрдые породы, слагающие земную кору.

«Мы знаем еще один такой очень характерный минерал, появляющийся в определенные месяцы года, исчезающий весной на огромных пространствах земли, чтобы снова вернуться осенью. Это твердая вода, лёд и снег. На первый взгляд кажется странным, но вспомним, что иногда лед известен как обычная горная порода вроде известняка, песчаника или глины. Например, в Якутии многолетнемерзлые породы, состоящие изо льда».

Самые удивительные камни — кристаллы. Непроницаемые для света и прозрачные, цветные и бесцветные, миниатюрные и гигантские, они всегда останавливают на себе взгляд.

«Как появляются кристаллы? Нерукотворное чудо возникает в результате уникального сочетания температурных условий и естественной закупорки среды, которое не нарушается несколько миллионов лет».

Не всегда минералы имеют кристаллическую форму, но все они проходят через определённые периоды в своей жизненной истории. Чаще всего, жизнь камней скрыта от глаз человека, но иногда образование минералов происходит на наших глазах.

«Процесс образования минералов очень сложный. Поэтому ради простоты отметим только следующее. В недоступной нам подземной лаборатории рождаются смесь кристаллов в расплавленном и летучем состоянии, которая, поднимаясь вверх по многочисленным разломам и трещинам, застывает. Так возникают минералы и горные породы, многие из которых содержат полезные компоненты — железную руду, драгоценные и цветные металлы.

Среди седых камней-патриархов можно обнаружить и минералы, возраст которых исчисляется годами и десятками лет. Например, гипс, гейзериты, калийная и поваренная соль и другие».

Что происходит с горными породами на поверхности? Какие силы природы вступают в противоборство с каменной стихией? Жизнь камней кажется спокойной и размеренной, но иногда в ней происходят значительные перемены.

«Что происходит с горными породами, оказавшимися на поверхности Земли под действием разрушительных внешних сил? Здесь на контакте с атмосферой, содержащей сложную смесь пара, газов, земной и космической пыли в нижних слоях атмосферы носятся частички, выброшенные вулканами, клубится пыль, поднятая ветрами и бурями пустынь. Здесь особый мир химической жизни. Короче говоря, минералы и горные породы разрушаются.

Постепенно и неуклонно нагромождаются здесь песчинки кварца, кремневые соединения глубин разрушаются и превращаются в глины. Ветер, солнце, вода и мороз помогают этому разрушению, унося ежегодно до пятидесяти тонн вещества с каждого квадратного километра земли».

Какими твёрдыми и прочными не были бы камни, они разрушаются. Но в природе ничто не исчезает бесследно, и камни возрождаются в новых формах.

«Под покровом почвы, глубоко в недра земли тянется мир разрушения и примерно до 500 метров в глубину идут процессы изменения горных пород, всё ослабевая в своей силе и заменяясь ниже вновь образующимся камнем.

Здесь всюду идет непрерывная напряженная работа по преобразованию каменного субстрата. Всюду старые тела перерабатываются в новые, осадки ложатся на осадки, образуются минералы, разрушившийся выветриваемый минерал заменяется другим, незаметно на свободную поверхность ложатся новые слои.

Так постепенно, продукты разрушения Земли, ускользая от влияния земной поверхности и закрываясь новыми осадками, переходят в чуждые им условия глубин земной коры. Здесь породы как бы воскресают в совершенно другом виде. Соприкасаясь с расплавленной магмой, которые проникают в них, то растворяя, то вновь выкристаллизовывая минералы».

Жизнь камня Юрий Васильевич проиллюстрировал захватывающими историями из жизни гор. Почему посреди гладкой австралийской равнины поднимается гора Айерс-Рок? Как моллюски оказались на вершине Эвереста? Кто сложил стены священного Гарвала? Какую тайну хранит гора Кайлас? Оказывается, мир камней и гор полон захватывающих тайн.

«Нам кажутся постоянными булыжник мостовой и камень среди пашен только потому, что мы не можем заметить, как постепенно под влиянием солнца, дождя, копыт лошадей и незаметных глазу мельчайших организмов и булыжник мостовой, и валун на пашне превращаются во что-то новое».

Как всегда, лекцию сопровождала яркая презентация, но в этот раз её дополнили камни из личной коллекции Ю. В. Ефремова. Каждый участник лектория захотел подержать в руках кристаллы, собранные в самых разных уголках Земли — от Кавказа до Антарктиды. Многим запомнятся глубина горного хрусталя, магические переливы яшмы, цветочные формы кристаллов гипса.

Более ста человек — учащихся, педагогов, администраторов из нескольких общеобразовательных учреждений собрала лекция «Удивительный мир камня». Местом встречи стал на этот раз краснодарский лицей № 12, благодаря директору Наталье Валерьевне Дзюбейло и её заместителю Виктории Александровне Серебряковой были решены все организационные проблемы.

Оказалось, немало ребят интересуется геологией и географией, по окончании лекции автору было задано много вопросов, особенно активными были шестиклассники из школы № 19. Так же выяснилось, что и у директора лицея, учителя математики, среди сувениров, привезённых из путешествий, имеется такая же гипсовая роза, как и у Юрия Васильевича. А на память о лекции в библиотеке школы остались книги автора — «Тропой познаний» и «Орография, оледенение, климат Большого Кавказа: опыт количественной характеристики и взаимосвязей».

Алексей Александрович Оробец,

руководитель комиссии географического и экологического образования, член Совета Краснодарского регионального отделения Русского географического общества, начальник отдела развития образования Краснодарского научно-методического центра