Уникальные деревянные корабли со всего мира прибудут в Архангельск

Реплика большого традиционного поморского палубного коча XVIII века (клуб «Полярный Одиссей», Петрозаводск).Фото: wikipedia.org
Реплика большого традиционного поморского палубного коча XVIII века (клуб «Полярный Одиссей», Петрозаводск).Фото: wikipedia.org

В июле 2020 года в Архангельске Северный морской музей проведёт первый Международный форум по деревянному историческому судостроению "Матица–2020". Его цель – обмен опытом и закрепление за Архангельском статуса центра деревянного исторического судостроения.

- В России – тысячелетняя история кораблестроения. Задолго до Петра I у нас строили уникальные суда, способные плавать по ледяным морям в шторма на тысячи километров, – говорит инициатор форума, директор Северного морского музея Евгений Тенетов. – Мы хотим людям во всём мире напомнить об этой славной традиции.

verf_varyag_kareliya_foto_s_oficialnogo_sayta.jpg

Верфь "Варяг", Карелия. Фото с официального сайта
Верфь "Варяг", Карелия. Фото с официального сайта

Ледокол поморов: как находка с берегов Онеги меняет наши представления об истории кораблестроения. Читать.

По словам Евгения Тенетова, возрождение деревянного судостроения невозможно без осмысления традиционных технологий, использование которых позволяет формировать кадровый резерв будущих проектировщиков, строителей, а также реставраторов, музейщиков и реконструкторов.

- В Архангельской области наметился интерес к традиционному деревянному судостроению. Несколько проектов связаны с попытками воссоздать исторические суда: "Товариществом северного мореходства" построена яхта "Святой Пётр", а "Товарищество поморского судостроения" построило поморский карбас "Вашка" и приступило к реализации проекта "Поморская шхуна". Другой занимательный проект – поморский коч – строит ассоциация "Созвездие". И, наконец, Северный морской музей построил поморский карбас, – с удовольствием перечисляет инициатор форума. – Традиционное деревянное судостроение – это важнейший пласт региональной северной культуры с огромным имиджевым и туристическим потенциалом. Кроме того, это важнейший межрегиональный и международный историко-культурный элемент, связующий страны и народы северной Европы. 

pomor_man.jpg

Поморы на промысле. Начало XX века. Источник: wikipedia.org
Поморы на промысле. Начало XX века. Источник: wikipedia.org

Возрождение легенды: зачем в Архангельске строят допетровское судно. Читать.

Собеседник рассказал, что школы и верфи деревянного судостроения сохранились или открываются в соседних с Архангельской областью регионах и странах: Карелии, Вологодской области, г. Котка (Финляндия), многих городах Северной Норвегии и на Лофотенских островах. Архангельск расположен в уникальном географическом месте – дельте Северной Двины, впадающей в Белое море. До него легко добраться, а, значит, город может стать центральной площадкой для координации проектов, связанных с историческим судостроением.  

nicholas_roerich_guests_from_overseas_corrected_colour.jpg

"Заморские гости". Художник Николай Рерих
"Заморские гости". Художник Николай Рерих

Форум пройдёт на нескольких площадках: в нацпарке "Кенозерский", в Северном морском музее, на верфи "Товарищества поморского судостроения", в Фонде возрождения традиционного судостроения и арктического мореплавания. Он будет состоять из деловой и культурной программ. Мастер-классы, выставки, гонки судов, маневрирование в Северной Двине.

- В рамках форума мы приглашаем его участников и гостей посетить верфь деревянного судостроения и вновь открываемую "Арктическую школу традиционного деревянного судостроения" на Мосеевом острове в Архангельске, где ведётся строительство поморского коча – деревянного судна, которое на определённом историческом этапе играло важную роль в процессе государственного освоения Арктики, – рассказывает руководитель проекта "Поморский коч", глава Фонда возрождения традиционного судостроения и арктического мореплавания Глеб Плетнёв.

20200103_152026.jpg

Фото предоставлено Глебом Плетнёвым. Проект "Поморский коч"
Фото предоставлено Глебом Плетнёвым. Проект "Поморский коч"

На данный момент зарегистрировано 20 участников из России и стран Скандинавии.

- Мы хотим собрать людей, связанных с сохранением традиционного деревянного судостроения. Это обмен профессиональным опытом и демонстрация результатов, а ещё – яркий праздник для жителей Севера, – говорит Евгений Тенетов.

Желающие принять участие в форуме в качестве участников могут написать директору Северного морского музея Евгению Тенетову tenetovatmail.ru (tenetov@mail.ru). Партнёры форума "Матица":  Министерство культуры Архангельской области; Северный морской музей; Национальный парк "Кенозерский"; Северный (Арктический) федеральный университет; "Товарищество поморского судостроения"; Фонд возрождения традиционного судостроения и арктического мореплавания; "Товарищество северного мореходства"; норвежский Баренцев секретариат.

20191123_194322.jpg

Фото предоставлено Глебом Плетнёвым. Проект "Поморский коч"
Фото предоставлено Глебом Плетнёвым. Проект "Поморский коч"

На профессиональном, плотницком языке "матица" – это потолочная балка или бревно, перекрытие и основа для крыши и стропильной системы. В XIX веке "матицами" называли национальные культурно-просветительские общества, созданные в эпоху их национально-культурного возрождения. Учитывая главную цель – рассказать и отчасти возродить деревянное историческое судостроение на Севере, – организаторы форума посчитали такое название символичным.

- Форум "Матица" – это ещё одна возможность показать глубокие корни экономического уклада жителей Севера и Арктики, его культурные, туристско-рекреационные, имиджевые ресурсы, которые могут быть использованы как для решения социально-экономических проблем Поморья, так и в интересах развития северных и приактических регионов, межрегионального и международного развития, – считает руководитель Департамента регионального развития РГО Сергей Корлыханов. – Русское географическое общество поддерживает комплекс мероприятий по сохранению историко-культурного наследия поморского судостроения и судоходства в Арктике.

Подробности.