Устойчивое развитие: у России особый путь

Второй из Дней учителя географии — 2013 в рамках X Краснодарского педагогического марафона был посвящён обсуждению темы «Устойчивое развитие и экологическое образование и воспитание» в формате круглого стола. Его ведущей была руководитель природоохранительной комиссии Краснодарского регионального отделения Русского географического общества, кандидат технических наук, доцент Нина Васильевна Витульская.

Выступала Нина Васильевна неторопливо и тихо, не пыталась сделать нас своими сторонниками или в чём-то поучать, но говорила о том, что близко каждому из нас, о том, что в последние десятилетия волнует всё человечество. Мне показалось, что она читала мои мысли, приводила в стройную форму недодуманные мною идеи и выводы...

Не берусь пересказывать всю полуторачасовую лекцию, но хочу поделиться тем, что успела записать на свои «учительские поля». Возможно, какие-то сведения пригодятся коллегам-педагогам для уроков или выступлений, а что-то позволит пополнить свой багаж знаний по этой актуальной теме.

«Все животные имеют свой ограниченный ареал обитания, кроме человека: он захватил всю Землю.

В 1995 году была принята экологическая доктрина устойчивого развития, которую разработали для России европейские учёные. После этого все формы и уровни образования в России стали включать в себя экологию. По мнению Владимира Ивановича Вернадского, наряду с экологической историей существует и экологическая география. Но сейчас акценты меняются: больше изучают не науку экологию, а экологическую безопасность человека.

Первые учителя и учебники по экологии появились в середине девяностых годов XX века. Первыми экологами стали прошедшие переподготовку учителя физики, биологии, химии, географии и даже музыки. Ректор Кубанского государственного университета Михаил Борисович Астапов — один из первых идейных экологов, именно он содействовал активному внедрению факультативных курсов по экологии в школах Краснодарского края.

Экология — междисциплинарная наука. Минимумом знаний по экологии должен обладать каждый учитель, особенно учителя естественнонаучного направления.

Глобальные проблемы человечества: 1 место — дефицит пресной воды, 2 место — потеря плодородных земель и плодородия почв, 3 место — глобальное загрязнение атмосферного воздуха (один автомобиль выбрасывает в воздух до 300 различных вредных соединений).

Особое влияние на человека оказывает вода, её качество. Наш Краснодарский край обладает запасами пресной воды большими, чем вся Европа, ведь у нас два подземных водоносных горизонта: Кавказский и Азово-Черноморский. И уже с глубины более 150 метров нашу воду можно пить, не применяя очистки.

Человек XXI века не может прожить без электромагнитных излучений, которые позволяют создавать новые средства коммуникации. В XXI веке мы превращаем Землю в энергоинформационную систему (ЭИС). Есть виды растений и животных, которые не выдерживают воздействия этой ЭИС, потому их стало кратно больше исчезать с лица Земли. К сожалению, человек привыкает к излучению (как в Чернобыле, когда люди возвращаются туда жить, хотя это возможно не ранее, чем через 300 лет!), но в его организме происходят определённые изменения.

Необходимы общие усилия человечества, чтобы улучшить мир. Но всё будет зависеть от тех, кто будет стоять во главе мира.

Устойчивое развитие должно быть не только в области экологии, но и в экономике. Нельзя ставить экономику впереди экологии — это грозит гибелью всему человечеству. Должна быть экологизация всех видов человеческой деятельности. Устойчивое развитие — прерогатива той власти, которой народ доверяет свою судьбу.

Норвегия, Швеция, Финляндия начали экологизацию образования ещё в восьмидесятых годах прошлого века, частично скопировав систему образования с советской школы, когда минимумом знаний по всем предметам обеспечивался каждый, - в то время доминировал системный подход к образованию. В этих странах считают, что в технических дисциплинах человек может «добрать» и потом, а вот правильное воспитание и естественнонаучную картину мира необходимо формировать в школе.

Проблема устойчивого развития сегодня тесно связана с обеспеченностью теми средствами, которые могут этому способствовать. Но Россия является исключением, так как она самодостаточна. У нас свой, особый путь развития. Мы — 1/6 часть мира и 1/6 часть всех плодородных земель, страна уникальных запасов пресной воды (а ведь более 50 % Азии, 90 % Африки испытывают недостаток питьевой воды).

Россия должна сохранить то, что имеет. Вся планета живёт уже давно за счёт десятого будущего поколения, которое только будет населять Землю.

Считается, что Россия и все россияне развращены своими богатствами, не считают их, что приводит к прямой зависти тех, у кого свои ресурсы уже закончились или заканчиваются».

Вот такая была интересная, заставляющая задуматься лекция. Тем, кого эта тема заинтересовала, Нина Васильевна предложила узнать больше из книги «Основы учения об устойчивом развитии социоприродной территории» изданной под эгидой Краснодарского регионального отделения РГО и Кубанской народной академии.

Но это ещё не всё! Ведь был обещанный ранее сюрприз: слово взяла Надежда Денисовна Безуглая, секретарь Краснодарского регионального отделения Русского географического общества. Она вручила всем выступавшим на VI научно-методической конференции «Развитие географического образования в условиях изменения подходов к преподаванию и итоговому оцениванию» членам РГО памятный подарок — книгу Семёна Ивановича Васюкова о Кавказском побережье Чёрного моря «Край гордой красоты». А потом — фотографирование и обсуждение предстоящей методической экскурсии в Хадыженск.

Лилия Павловна Казанцева,

учитель географии гимназии № 18 города Краснодара,

член комиссии географического и экологического образования КРО РГО