В Архангельской области откроется первый в России сельский музей-аэропорт

Фото предоставлено национальным парком "Кенозерский"

Деревянное здание местного аэровокзала в деревне Лопшеньга Архангельской области станет первым в России сельским аэропортом-музеем. Работу над проектом "Воздушные причалы Белого моря" ведёт Кенозерский национальный парк. Этот проект получил грант Президента России, а также победил в грантовом конкурсе "Музей 4.0" благотворительной программы "Музей без границ" Благотворительного фонда Владимира Потанина.

Деревянные северные избы-аэропорты — это неповторимая романтика первых лет авиации, пришедшей когда-то на Русский Север. Самолёты Ан-2 — скромные воздушные труженики. Их пилоты, способные найти воздушный путь в любую погоду и прийти на помощь в самые отдалённые деревни, — часть истории края, при этом пользующаяся огромной народной любовью. В 1937 году в поморскую деревню Лопшеньга впервые прилетел "ероплан", чтобы увезти роженицу в Архангельск. Жители с восторгом вспоминают событие почти столетней давности, хранят фотографии этого знаменательного дня и считают, что именно здесь "родилась" санитарная авиация в Архангельской области.

Работая над проектом "Воздушные причалы Белого моря", профессиональная команда Кенозерского национального парка с любовью и знанием дела собирает самые разные предметы быта, воссоздает интерьеры — простые, но полные жизни и ностальгии по совсем недавнему прошлому, которому нельзя дать уйти безвозвратно.  Экспозиция будущего музея оформляется в "советском" стиле. Предметы собирали почти год: семейными реликвиями делились жители со всего региона. Теперь в коллекции есть всё, чтобы погрузить посетителей в атмосферу второй половины прошлого века: от авиабилетов до форменной одежды лётчика, от конфетных обёрток до мебели. Здесь фотографии, бортовые журналы 1970-х годов в металлических окладах и даже "барограмма" самолета АН-2 — листочек бумаги, показывающий ход полёта, ведь на "аннушке" нет такого технического средства как "чёрный ящик". Здесь барограмму с улыбкой называют "кардиограммой самолёта". Один из последних экспонатов получен от архангелогородки Раисы Костоправкиной. Это репродукция картины Ивана Хруцкого "Цветы и плоды" в деревянной раме. Копия натюрморта сделана в 1960-х годах.

"В Советском Союзе копии известных картин часто можно было увидеть в общественных учреждениях. В аэропорту посёлка Пертоминска и сейчас располагается копия картины Ивана Шишкина "Утро в сосновом лесу". Поэтому мы решили, что зону "Буфет" в аэровокзале Лопшеньги может украсить переданный натюрморт", — рассказала куратор экспозиции, начальник отдела изучения и интерпретации историко-культурного наследия ФГБУ "Национальный парк "Кенозерский" Марина Мелютина.

Гости аэропорта смогут рассмотреть авиационное ретро-оборудование, сфотографироваться с пилотом и даже отправить домой почтовую открытку с приветом из Лопшеньги. Здесь будет и немало современных музейных новинок — в Кенозерье умеют сочетать их практически с любой экспозицией. Гостей ждёт, например, возможность в старинном телефонном аппарате услышать реконструкцию переговоров пилотов с диспетчером пятидесятилетней давности.

При этом очень важно понимать — "воздушный причал Лопшеньги" останется настоящим, а не только музейным аэропортом, продолжит выполнять свою основную функцию: здесь будут ожидать и встречать рейсы. Идею горячо поддержал начальник аэровокзала Илья Иконников и жители Лопшеньги.

Завершение проекта и открытие музея запланировано на осень 2020 года. Добраться до музея малой авиации зимой можно будет на снегоходах, а летом — по морю на катерах. И конечно, по воздуху на АН-2. Его рейсы над Онежским полуостровом будут по-прежнему несколько раз в неделю.