В Центральной детской библиотеке Армавира прошло первое в новом году занятие клуба выходного дня «Нескучайка». В 2020 году эти встречи будут объединены одной темой – историей российских железных дорог. Поэтому на первое занятие член городского отделения Краснодарского регионального отделения Русского географического общества Ольга Нефедова пригласила начальника вокзала «Армавир-Туапсинский» Сергея Эчмеляна.
Первое занятие для учащихся городской гимназии №1 назвали «Прошлое и настоящее Туапсинки».
Сергей Эчмелян рассказал ребятам об условиях строительства этой железнодорожной ветки и о том, как 105 лет назад, 15 февраля 1915 года, по Армавир-Туапсинской железной дороге началось регулярное движение. Дорога связала с Черноморским побережьем не только Закубанье, но и многие регионы Кавказа и Ставрополье.
Инициаторами сооружения дороги стали инженер путей сообщения Петр Перцов, атаман станицы Родниковской Андрей Переясловский, военный инженер, профессор Николай Петров и староста посада Туапсе Александр Кривенко. Строительство началось поздней осенью 1909 года, и уже к началу 1911-го дорога протянулась от Армавира до Белореченской. Последний отрезок дороги прокладывался в сложных горных условиях. Первый поезд из Армавира в Туапсе, где строился большой новый порт, прибыл 5 февраля 1914 года. После соединения Армавир-Туапсинской дороги с Владикавказской магистралью Армавир превратился в железнодорожный узел, что еще более стимулировало рост местной экономики и стало важным фактором притока сюда новых жителей.
На встречу с ребятами Сергей Александрович принес книгу «История и судьба Туапсинки: 100 лет Армавир-Туапсинской железной дороги», которую написал инженер и историк, почетный работник Северо-Кавказской железной дороги, почетный железнодорожник Виталий Трифонович Сидоренко. Книга издана в 2015 году, к 100-летию Армавир-Туапсинской железной дороги. В работе над изданием использовались архивные материалы и рукописные материалы краеведов. В качестве иллюстраций воспроизводятся почтовые открытки, фрагменты географических карт, проектные чертежи, подлинные фотографии из фондов Музея истории Северо-Кавказской железной дороги, Дорожной научно-технической библиотеки, Государственного архива Ростовской области, Донской государственной публичной библиотеки, Армавирского краеведческого музея, Историко-краеведческого музея им. Полетаева.
В завершение встречи гость пригласил школьников на экскурсию на вокзал «Армавир-Туапсинский».
Напомним, что члены Армавирского отделения КРО РГО предложили использовать участок разрушенной ветки Армавир-Туапсинской железной дороги «Станица Убеженская – станица Николаевская» как туристический маршрут. В 2019 году были организованы авто- и велопробеги, автобусные и пешеходные экскурсии.