В Хадыженск, к источникам знаний и здоровья

На протяжении многих лет педагогический клуб учителей географии проводит выездные мероприятия, которые дают возможность познакомиться и изучить природные, историко-культурные и хозяйственные объекты Краснодарского края.

Продолжением традиции стала эколого-методическая экскурсия в Апшеронский район, в город Хадыженск. Организаторами поездки стали Краснодарское региональное отделение Русского географического общества и Краснодарский научно-методический центр.

В городе Хадыженске участники педагогического клуба посетили музей Апшеронского районного отделения Краснодарского регионального отделения Русского географического общества, который расположен в средней школе № 7 имени Ю.А. Гагарина. Марина Александровна Леонидова, председатель Апшеронского районного отделения Краснодарского регионального отделения РГО, заслуженный учитель Кубани, познакомила гостей с учениками школы — экскурсоводами музея. Ребята очень волновались, но рассказывали интересно, от души. Марина Александровна предложила посмотреть и потрогать экспонаты — окаменелости, которые школьники находят при раскопках в своём районе. Один из фрагментов окаменевшего дерева был передан в дар музею краснодарской школы № 35.

Следующий объект маршрута — санаторий «Минеральный», который находится на территории города Хадыженска в оазисе первозданной природы среди леса и гор Кавказа. Лиственные и хвойные леса вплотную примыкают к санаторию и продолжаются в его зелёных аллеях. Главное богатство санатория — это йодобромная вода, добываемая с глубины 520 метров. Участники экскурсии попили этой лечебной водицы, погуляли по аллеям санатория, полюбовались на красоту окружающей природы, послушали пение птиц и отравились дальше знакомиться с окрестностями города Хадыженска.

На окраине города начинается пешеходный маршрут к уникальному объекту природы — Шаман-камню. Под руководством проводника — инструктора по детско-юношескому туризму, члена Русского географического общества Ольги Михайловны Жигайловой, маленькой, хрупкой женщины, группа бодро вошла в лес, светящийся изумрудной молодой листвой дубов и грабов, кустарниками папоротника, первоцветами, незабудками, рододендронами…

Всё было бы замечательно, если бы не разрушающая деятельность человека. Прекрасная лесная тропинка превратилась в лесовозную дорогу с рытвинами глубиной до 50 сантиметров. Как шрамы на земле, тянулась колея, по которой был проложен маршрут. Деревья без листвы и ветвей, как гигантские свечи, возвышались над землёй, поваленные стволы довершали этот пейзаж.

Конечная цель путешествия — каменная гряда на хребте Котх (с адыгейского — «кабаний хребет») в районе горы Точильной. Это и есть — Шаман-камень — скала с изображением лица монголоидного типа — единственное такое рельефное изображение на Северном Кавказе. Наскальный рисунок по мнению некоторых исследователей относится к XIV-XVI векам, и мог быть оставлен здесь войсками среднеазиатских завоевателей. Над лицом-маской имеется надпись, состоящая из пяти знаков-символов, которую пока не удается расшифровать.

Зарядившись энергией доброго камня, полюбовавшись просторами, которые открываются с его высоты, группа сделала привал в лесу, чуть ниже по склону. Специально оборудованное для отдыха путешественников место появилось здесь не так давно. Площадка со столом и лавками возникла благодаря международному волонтерскому проекту «Russian Stonehenge», в рамках которого молодые люди — волонтёры из России, Франции, Чехии и Южной Кореи в течение двух недель облагораживали природные и исторические достопримечательности на территории Апшеронского и Туапсинского районов. В общей сложности в проекте приняли участие более двухсот человек.

В этот день участниками экскурсии было пройдено более двенадцати километров, они поднялись на высоту 524 метра, увидели преобразования природной среды, как позитивные, так и негативные, получили огромный заряд энергии. Завершилась экскурсия у минерального источника с лечебной водой, уникальные свойства которой известны давно. Ещё горцы считали, что источники возвращают умирающим жизнь, а стареющим — молодость.

Благодаря гостеприимным членам Апшеронского районного отделения Краснодарского регионального отделения Русского географического общества, педагогам хадыженской школы № 7 программа эколого-методической экскурсии получилась интересной и насыщенной.

Участники экскурсии убедились, что экологизация образования является актуальным направлением работы учителей географии и других предметов.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом развитие личности учащегося должно происходить через освоение различных способов деятельности.

Экологическое образование должно опираться на единство трёх составляющих образовательного процесса: экологическое обучение, экологическое воспитание и экологическое развитие. Формы этого образования могут быть самими разными, но наиболее эффективны выездные и внеклассные мероприятия: «зелёный класс», экскурсии, турслёты, разработка маршрута экологической тропы, проектная деятельность учащихся, связанная с изучением истории, населения, природы, хозяйства, экологии, культуры родного края.

Наталья Маратовна Овсянникова,
ведущий специалист Краснодарского научно-методического центра,
член комиссии географического и экологического образования КРО РГО

[gallery link="file" columns="6"]