Во время Международного яхтенного фестиваля составят новую лоцию Черного моря

В медиастудии Русского географического общества состоялся круглый стол, посвященный развитию туризма на черноморском побережье. Речь шла о новом для нашей страны направлении туризма – яхтенном.

Что изменил закон о госгранице

Одним из примеров привлечения путешественников из разных стран на российские берега является Международный яхтенный фестиваль «Черное море». Он стал одним из первых мероприятий, испытавших на себе действие изменений к закону о госгранице. До недавнего времени в нашей стране существовали очень строгие нормы таможенно-пограничного оформления яхт. «Таких сложных условий по заходу в порт для судов под иностранным флагом, которые действуют в России, сегодня нет нигде в мире», – отмечал заместитель министра курортов и туризма Краснодарского края Петр Бобрий.

В июне 2013 года ситуация изменилась – был подписан закон о возможности плавания парусных яхт под иностранным флагом в территориальных водах России. По мнению специалистов, это решение поможет сделать черноморские курорты популярными у иностранных туристов и принесет в казну немалые средства.

За круглым столом собрались председатель Краснодарского регионального отделения Русского географического общества Иван Чайка, председатель оргкомитета Международного фестиваля «Черное море» Глеб Плетнев, президент Ассоциации яхтсменов Черного моря, командор фестиваля Игорь Петров, автор ряда документальных проектов на экологическую тематику, режиссер фильма про черноморских дельфинов Гаяне Петросян, фридайверы и путешественники.

– Фестиваль стартовал 27 июня 2013 года в Севастополе и завершился 7 июля в Сочи, – рассказал Глеб Плетнев. Помимо этих городов мы прошли Балаклаву, Ялту, Феодосию, Новороссийск и Геленджик. Когда подготовка к фестивалю только начиналась, для его проведения мы готовили документы аж для специального Постановления правительства, которое позволило бы провести регату. Но ФЗ № 110 позволил парусным прогулочным яхтам двигаться по российским портам без оформления таможенных процедур. 18 июня закон вступил в силу, и мы стали первой эскадрой с участием иностранных яхт, посетивших Черное море. Яхты были под флагами Украины, Мальты, Панамы и Коморских островов, а общее количество участников фестиваля превысило 80 человек. Границу РФ мы пересекли на 12 яхтах.

Мы провели их по побережью Черного моря, чтобы показать, как много достопримечательностей нашей страны можно посетить морским путем, и продемонстрировали на своем опыте, что это реально и возможно, что яхтенным туристом может стать любой человек в возрасте от 5 до 80 лет без специальных навыков.

«В Краснодарском крае разработана концепция строительства 14 яхтенных портов. Если их построят, у нас будет серьезный прорыв» Глеб Плетнев

Чем привлекателен морской туризм?

– Передаю всем пламенный привет из города Севастополя! – говорит Игорь Петров. – Прежде чем продолжить наш разговор, хочу пояснить: понятие «яхтенный туризм» не является синонимом слова «дорого». Чтобы путешествовать по морям, не обязательно иметь собственную яхту, во всем мире обычным делом является чартер яхт. Наш фестиваль показал, что такой вид отдыха очень интересен, привлекателен и доступен.

Как член оргкомитета, я неоднократно принимал участие в известном черноморском ралли «Кайра». В его рамках яхты под флагами 18–20 стран мира стартуют из Стамбула и проходят по всем странам Черного моря. Самые большие трудности у нас всегда были с посещением российских портов. До принятия нового закона, даже имея визу и приглашение, мы могли зайти только в один порт. Например, побывав в Сочи, не могли посетить Геленджик, Балаклаву и Новороссийск. Теперь такая возможность есть.

«Яхтенный туризм принес Турции в 2010 году 4 миллиарда долларов. Планируемый доход от индустрии яхтинга к 2020 году в этой стране оценивается в 20 миллиардов долларов США» Игорь Петров

С точки зрения экономической привлекательности, яхтинг – очень перспективное направление туризма. Развитие необходимой для этого инфраструктуры создаст новые рабочие места и привлечет в бюджет немалые средства. Но для этого и в России, и на Украине нужно многое сделать. Так, у нас нет понятия чартера под иностранным флагом, очень мало яхтенных марин… Но интерес к Черному морю очень большой, так как летом у нас нет изнуряющей жары и частых штормов.

Ралли, которое мы провели в этом году, на мой взгляд, выполнило еще одну важную миссию: доказало, что Россия и Украина – дружественные, братские народы. В какой бы порт мы ни зашли, украинские яхты везде встречали как родных. Очень приятно, что старые связи не рвутся, ведь добрососедские отношения принесут обоюдную пользу нашим странам…

– На мой взгляд, одна из главных задач яхтенного фестиваля – это привлечение внимания к экологии Черного моря и обитателям его вод – черноморским дельфинам, – убеждена Гаяне Петросян. – Во время фестиваля мы снимали фильм, посвященный этим удивительным животным. Состояние трех видов черноморских дельфинов – афалин, белобочек и азовок требует особого внимания. Они внесены в Красные книги Украины и Черного моря, списки Венской конвенции, Европейский и Международный Красные списки (списки исчезающих видов, составленные Международным союзом охраны природы и природных ресурсов. – Прим. Т.А.), однако сокращение популяции этих животных продолжается. Виной тому – браконьерство и экологические причины.

Мы надеемся, что наш фильм, который сейчас находится в производстве, поможет изменить отношение людей к этим проблемам…

– Парусная экспедиция не была гонкой или регатой, а являлась именно фестивалем, приуроченным к Году охраны окружающей среды, – подчеркивает Иван Чайка. – Мы шли для того, чтобы отдать дань памяти 230-летию Черноморского флота, осуществить общественный экологический мониторинг побережья, показать достопримечательности и побывать на олимпийских объектах…

В октябре в нашей стране должна открыться первая полноценная яхтенная марина, которая расположена в Сочи.

II Международный яхтенный фестиваль «Черное море»

Нас окрылило внимание, проявленное к яхтенному движению в этом году, поэтому в 2014-м решено посетить несколько стран черноморского побережья – Украину, Болгарию, Турцию и Румынию, - рассказывает Глеб Плетнев. - Предполагаем создать основную группу из 10 парусных яхт размером около 50 футов, что позволит пересекать расстояния более 100 миль за один переход. Предполагаемая длительность всего яхтенного перехода – 1600 миль. Сейчас штаб-квартира фестиваля в Москве занимается детальной проработкой предстоящего маршрута.

– Мы отправимся в новые места в том числе и для того, чтобы их описать, составить новую лоцию Черного моря и путеводитель для яхтсменов, – сообщил Игорь Петров.

Организаторы фестиваля благодарят за помощь и поддержку Федеральное агентство по туризму, Министерство культуры Российской Федерации, Краснодарское региональное отделение Русского географического общества, министерства туризма Краснодарского края и Крыма, администрации городов, через которые проходили суда, а также всех людей, встречавших их на берегу.

Текст: Татьяна Нефедова

Фото: Илья Мельников