Водолазы продолжают изучать линкор, затонувший в середине XIX века при невыясненных обстоятельствах.
Члены центра подводных исследований Краснодарского регионального отделения Русского географического общества Сумбат Александров и Евгений Абрамов приняли участие уже во второй экспедиции на дно Балтийского моря. Команда водолазов продолжила изучение линкора «Лефорт», затонувшего в середине XIX века при невыясненных обстоятельствах.
Перед подводниками стояла задача сделать как можно больше измерений параметров корабля, фото- и видеоснимков, которые впоследствии будут использованы при создании трехмерного виртуального музея.
По итогам первой экспедиции, которая состоялась в июле этого года, дайверы сумели набросать план линкора, но многие вопросы остались невыясненными. Решить их должна была вторая экспедиция, организованная в октябре.
Конечно, в архивах остались чертежи линкора, сделанные на момент его постройки полтора столетия назад. Разработчики виртуального музея могли бы ими воспользоваться, но информация на сайте была бы некорректной. Ведь корабль неоднократно перестраивали, да и катастрофа принесла большие разрушения. Водолазам предстояло выяснить и задокументировать, в каком сейчас состоянии интерьеры корабля, его палуба, мачты и т. д.
С этой целью они справились лишь частично, подчеркнул Сумбат Александров. Дело в том, что из четырех дней пребывания на Балтике только один удалось посвятить погружениям – неблагоприятная погода помешала провести полноценные исследования. Следующая экспедиция намечена на майские праздники 2014 года – в начале нового сезона навигации.
«Даже в Черном море иногда возникают трудности с погружением, а Балтийское море еще более сложное, таинственное и непредсказуемое. Не случайно оно стало кладбищем для многих кораблей. Работа аквалангиста сопряжена с огромной опасностью для жизни», – рассказал Сумбат Александров.
Стоит отметить, что во второй раз погружаться было проще: команда уже немного знакома с экстремальными условиями моря, да и с самим кораблем. Решено, что во всех последующих экспедициях будут принимать участие те же самые водолазы. Очень приятно, что в ограниченный состав команды из шести человек вошли краснодарские специалисты.
По словам Сумбата Александрова, создание компьютерной модели линкора запланировано на конец этого года. В будущем она «обрастет» трехмерными видеороликами, фотографиями, круговыми панорамами. Но поскольку съемки проходят в сложнейших условиях, то и процесс сбора материала совсем не быстрый. Поэтому сказать, когда виртуальный музей заработает в полную силу, пока невозможно. Известно, что в будущем на этом же сайте планируется разместить 3D-модели и других знаменитых
отечественных кораблей, покоящихся на дне моря. Не забудут и про «Императрицу Екатерину Великую», на которую члены центра подводных исследований Краснодарского регионального отделения Русского географического общества также организуют серию экспедиций.
Первое погружение на линкор «Лефорт» состоялось с 29 июня по 6 июля 2013 года – спустя полтора столетия после его загадочной гибели.
Экспедиция является совместным проектом Русского географического общества, ОАО «АК «Транснефть», НП «Разведовательно-водолазный клуб» и Национального центра подводных исследований. Поддержку проекту также оказывают Министерство обороны РФ и командование Балтийского флота.
Справка
В 1857 году, 9 сентября (а по новому стилю – 22 сентября), воспользовавшись попутным юго-западным ветром, отряд в составе однотипных линейных кораблей «Лефорт», «Владимир» и «Императрица Александра» вышел из Ревеля в Кронштадт для перехода на зимовку в связи с окончанием летней кампании.
Утром 10 сентября ветер переменился на северный со шквалами и снегом. Переходя с галса на галс, эскадра пыталась удержаться на месте между островами Гогланд и Большой Тютерс. Примерно в 7.30 утра, во время очередного поворота на новый галс, порыв ветра положил «Лефорт» на левый бок. Проведя некоторое время в этом положении, корабль опрокинулся и исчез под водой.
Никто не спасся, с кораблем утонули командир – капитан первого ранга Кишкин, 12 офицеров, 743 матроса, 53 матросские жены и 17 детей, всего 826 человек. До гибели в 1994 году пассажирского парома «Эстония» инцидент с «Лефортом» был самой крупной морской трагедией на Балтике в мирное время.
Линейный корабль «Лефорт» обнаружен экспедицией «Поклон кораблям Великой Победы» 4 мая 2013 года, которая обследовала гидролокатором дно севернее острова Большой Тютерс с целью поиска погибшей в 1942 году подводной лодки Щ-320.
«Лефорт» относился к линейным кораблям 84-пушечного ранга, типа «Императрица Александра». Всего восемь линейных кораблей этого типа было построено в Санкт-Петербургском Новом адмиралтействе в период между 1826–1844 годами.
Текст: Анна Панфилова