Взгляд школьников на преподавание географии

Участники дискуссии о концепции географического образования в Артеке. Фото предоставлено Крымским отделением РГО
Участники дискуссии о концепции географического образования в Артеке. Фото предоставлено Крымским отделением РГО

Обсуждение Концепции развития школьного географического образования в РФ состоялось 4 июня в рамках профильной смены Русского географического общества "Мир открытий" в МДЦ "Артек". Дискуссию провела Ольга Царева, директор Департамента экспертно-аналитической и проектной работы Исполнительной дирекции РГО.

Всего в обсуждении участвовало 44 человека – по 22 ученика 7–8-х и 10-х классов. Ребята перед началом обсуждения разбились на пять групп, каждая из которых работала по своему заданию.

dsc09109.jpg


Ольга Царева, модератор дискуссии. Фото предоставлено Краснодарским региональным отделением РГО

Первая группа представляла себя на месте талантливых учителей географии. Второй группе предстояло создать лучший школьный учебник по этому предмету. Третья группа размышляла над учебной программой по географии для всех классов, участники четвёртой команды должны были почувствовать себя опытными педагогами и рассказать о собственных методах преподавания на уроках на примере предложенных тем. Пятой группе представилась возможность показать значимость предмета и мотивировать учащихся к изучению географии и поступлению в профильные вузы.

Что нужно менять

Среди проблем нынешней школьной системы географического образования ребята из младшей и старшей групп называли разные: так, 7-8-классники отмечали ошибки в учебниках и скучное изложение, а 10-классники – проблемы с оборудованием и недостаточную информативность новых учебников. Обе группы при этом отметили главный недостаток, который нужно устранить с помощью реформы: отсутствие реального интереса, понимания, зачем обычному школьнику учить географию. К этому добавляется и неясная перспектива трудоустройства географов.

Сами артековцы в процессе дискуссии смогли сформулировать ответ на этот вопрос. Ребята назвали целый список вполне почетных сфер деятельности, требующих географических знаний. Это политика, туризм, строительство и инженерия; военное дело, дипломатия, журналистика, логистика, государственное управление, сельское хозяйство.

Большая проблема – это подтвердили и младшие, и старшие участники дискуссии – состоит в том, что на полноценное изучение географии в школе не хватает времени. Нехватка учебных часов выливается в спешное, «для галочки», освоение тем, некоторые уроки вообще выпадают из плана.

Многие участники смены РГО в Артеке знакомы с системой Всероссийской олимпиады школьников по географии. В отличие от олимпиад по другим предметам, например, математике, Всероссийская олимпиада по географии недостаточно хорошо известна в обществе, не упоминается в новостях, ей не хватает славы и поддержки. "Раскрутить" эту олимпиаду до действительно всероссийской известности было бы очень хорошо – предлагают ребята.

Герой и видеоблогер

Обсуждение продолжилось в командах. Формулируя образ современного учителя географии, участники нарисовали портрет настоящего "супермена": с харизмой, хорошим чувством юмора, лидерскими качествами; первооткрывателя, заинтересованного в предмете, ведущего собственный видеоблог и готового постоянно развиваться. В каждом классе приветствуются творческие задания на дополнительные темы, интерактивные презентации.

Учитель географии не должен вести другие предметы, настаивают артековцы. Зато ребята хотели бы видеть своих учителей повышающими квалификацию на семинарах, вожатских практиках и в экспедициях. "Учителя сами всегда должны учиться, чтобы глаза горели!" – не больше и не меньше. И не только учиться, но и соревноваться в конкурсах с коллегами из других школ и регионов.

Кстати, обычные контрольные были признаны скучными. Ребята называли новые форматы оценки знаний – практические задания, викторины. Кроме того, артековцам понравился новый формат географического диктанта. Ключевой тезис: проверять нужно всех, а не выборочно – иначе скучно. Нужен диалог с классом, говорят ребята.

Учебник должен быть новым

Второй важнейший вопрос касается учебника по географии. Здесь участники обсуждения не просто предложили идеальную, на их взгляд, формулу – 60% текста, 20% таблицы и 20% иллюстраций, но и нарисовали макет такого учебника. Ближе всего к идеалу для увлеченных ребят показался формат научного журнала, но с мультимедийными приложениями в виде тестов, ссылок, материалов, приложений для смартфона. Все ссылки должны быть "живыми", а теории должно быть примерно столько же, сколько практики, подчеркивали участники дискуссии.

20160608_101008.jpg

Макет идеального учебника по географии. Рисунок артековцев Вероники Лекаревой, Елизаветы Сатосиной, Алины Малахеевой, Карины Лутфуллиной и Дарьи Скрябиной
Макет идеального учебника по географии. Рисунок артековцев Вероники Лекаревой, Елизаветы Сатосиной, Алины Малахеевой, Карины Лутфуллиной и Дарьи Скрябиной

Экспертизой и рекомендацией учебников для школы должны заниматься не только Российская академия образования и другие организации, но и Русское географическое общество, считают артековцы.

Но самое главное, на что обращали внимание почти все, – это то, что учебники должны быть новыми, отображать новейшие концепции и географические открытия. Пока же обновление школьных библиотек – проблема, во многих школах учебники по географии давно не обновлялись либо школьникам приходится покупать их за свой счет.

Есть такая программа

Обсуждали и перспективную учебную программу. В целом она подверглась меньшей критике, чем учебник – разве что ребята предложили не чередовать географию мира и географию России, а осваивать их последовательно. Физическая география, по мнению артековцев, должна оставаться базой географического образования. По мнению 7–8-классников, курс географии родного края должен преподаваться все годы – с 1-го по 11-й класс. И общее мнение – в выпускном классе география нужна обязательно.

Главное - мотивация

Одна из групп обсуждала самый трудноформализуемый вопрос: как сделать географию желанным и престижным предметом. В качестве мотиваторов предлагались наглядные материалы, личность учителя, командная работа, соревнования и олимпиады, походы и экспедиции. Школа, как считают артековцы, может немало: организовывать обмены, встречи с интересными людьми, сотрудничать с региональными отделениями РГО. Олимпиады (особенно желанны – онлайн-олимпиады), конкурсы с призами, например, в виде книг – чем больше, тем лучше.

Сделать географию интересной для школьников мог бы специальный видеоканал или тематические блоки на уже существующих телеканалах. Там могли бы показывать научно-популярные фильмы, рассчитанные в том числе на молодежную аудиторию, рассказывать о различных открытиях в области географии и смежных наук.  

Что из предложений ребят войдет в новую концепцию, будет понятно, когда этот документ подготовят к выходу в свет.