"Ямальский монстр" приехал в "Орленок"

Фото: Валерий Гончаров
Фото: Валерий Гончаров

Уникальный плавающий вездеход для заполярного бездорожья продемонстрировал воспитанникам профильной смены Русского географического общества "Мир открытий" кубанский инженер-конструктор.

Огромный автомобиль на шести широких колесах в "Орленок" доставили на трейлере. Трасса со скоростным потоком легковушек – не его стихия. Это вездеход для абсолютного бездорожья, способный летом пройти по зыбучим пескам, осенью не утонуть в болоте, зимой пробиться через снежные заносы, а весной переплыть ледоходные реки. Технические возможности уникальной машины юным географам представил ее конструктор – действительный член Русского географического общества, изобретатель из кубанской станицы Староминской Николай Никульшин.

 Валерий Гончаров

Авторское свидетельство и лицензию на мелкосерийный выпуск вездехода Николай Владимирович получил в 2003 году. На данный момент их выпущено более 100 штук. Машиной заинтересовались старатели Дальнего Востока, нефтяники Сургута и газоразведчики Ямала. Оттуда и пугающее название – "Ямальский монстр".

На самом деле, машина огромна только с виду. Благодаря дюралевому корпусу она весит всего 2,5 тонны. Пятки взрослого человека оставляют на влажном песке следы глубже, чем шесть колес низкого давления этого технического чуда. В том "орлята" убедились лично. По свидетельству Николая Никульшина, по ранимой поверхности заполярной тундры вездеход двигается, практически не оставляя за собою следа. Серийная гусеничная техника перепахивает тонкий поверхностный слой сибирских ягельников так, что шрамы на земле не зарастают годами. Отсюда вывод — "Ямальский монстр" экобездорожник будущего.

 Валерий Гончаров

Юные географы завороженно следили за пируэтами, которые вездеход лихо выписывал на песке. А дальше произошло совершенно неожиданное – машина сходу влетела в морской прибой и поплыла по волнам на встроенном в корпус водометном двигателе. Сделав круг, вездеход свободно выбрался на берег, преодолел ступеньки спуска с набережной к пляжу и замер в ожидании аплодисментов.

Ребята наперебой начали задавать вопросы. Один из них касался экспедиций в труднодоступные точки планеты, которые можно выполнить на этом шестиколеснике. Николай Никульшин сообщил, что его команда в ближайшее время собирается взобраться на двух таких "монстрах" на Эльбрус. Цель экспедиции – экологическая. В 1989 году в одно из ледовых ущелий главной вершины Кавказа сорвался "Ленд-Ровер", за рулем которого сидел… сам Николай Никульшин. Выскочить из летящей в пропасть машины тогда удалось каким-то чудом. Пришло время "собирать камни". Николай Владимирович намерен вытащить ржавый искореженный "Ленд-Ровер" и спустить его вниз.