Юбилей «Императрицы Екатерины Великой»

 

В честь 100-летия спуска на воду линейного корабля «Императрица Екатерина Великая», переименованного затем в «Свободную Россию», в Краснодарском крае состоялась встреча с потомками членов экипажа судна.

Линкор «Императрица Екатерина Великая» был спущен на воду 24 мая 1914 года. Этот корабль стал грозным оружием, с которым считались все воюющие на Чёрном море державы. В 1918 году, после заключения Брестского мира, командование линкора оказалось перед трудным выбором. По условиям германского ультиматума им следовало привести судно в Новороссийск, что фактически означало отдать его в руки врагов. А шифрованный приказ, полученный из Москвы, требовал затопить «Свободную Россию» (такое имя получила «Императрица Екатерина Великая» после революции). Часть экипажа дезертировала, некоторые матросы требовали перейти на сторону немцев, кое-кто убеждал бросить судно на произвол судьбы. Однако оставшиеся офицеры приняли решение затопить корабль. В июне 1918 года «Императрица Екатерина Великая» была затоплена в Цемесской (Новороссийской) бухте.

 

«В честь 100-летия спуска на воду линкора «Императрица Екатерина Великая» к нам приехали потомки членов экипажа, - рассказывает председатель Краснодарского краевого отделения Русского географического общества Иван Чайка. – Это Вячеслав Георгиевич Воронченко из Харькова – потомок унтер-офицера Никифора Михайловича Воронченко, служившего на линкоре, и Константин Борисович Стрельбицкий - военный историк, чей прадед также нёс службу на судне «Императрица Екатерина Великая. Примечательно, что все потомки членов экипажа из СМИ узнали о проекте Русского географического общества и связались с нами».

 

Подводная экспедиция «Раскрывая тайны линкора «Императрицы Екатерины Великой» к затопленному судну времён Первой мировой войны организована Краснодарским региональным отделением Русского географического общества при поддержке ассоциации «Газпром на Кубани» в 2013 году и рассчитана на три года.

К двум памятным датам - юбилею корабля и 100-летию со дня начала Первой мировой войны - была приурочена ещё одна акция. В Цемесской бухте, на месте гибели линкора, на глубине около 40 метров установили мемориальную доску. Теперь каждый, кто будет погружаться к «Императрице Екатерине Великой», сможет узнать о судьбе корабля и его экипажа.

 

Затем в Музее морской славы Геленджика состоялась встреча организаторов проекта с потомками моряков, служивших на линкоре, ветеранами ВМФ и «Экспедиции подводных работ особого назначения» (ЭПРОН), поднявших большую часть затопленных кораблей. Участие в событии приняли историки, представители МЧС, которые помогали проводить исследовательские работы, представители других подводных проектов с Балтики и Севастополя, Газпром и журналисты.

Во время встречи три водолаза – начальник экспедиции Сумбат Александров, Евгений Абрамов и Борис Попиашвили – были награждены особыми медалями.

«Это специальные, авторские медали к 100-летию линкора «Императрица Екатерина Великая». Они вручную изготовлены из меди, поднятой нашими водолазами с этого корабля. Пока что мы вручили только три медали, но планируем в дальнейшем вручать эти награды за вклад в экспедицию всем, кто этого достоин», - рассказал Иван Чайка.

 

Затем участники проекта представили результаты работы первого года экспедиции и познакомили гостей с артефактами, поднятыми с корабля. Среди них телефонные аппараты начала XX века, кухонная утварь и посуда и даже табличка с изречением Екатерины Великой о роли службы, которая висела в кают-компании линкора. Все объекты хорошо сохранились и передают дух времени и мощь линкора.

 

Уже открыт новый полевой сезон экспедиции. В этом году водолазам, среди прочего, предстоит поднять на поверхность части якорной цепи станового якоря, проникнуть в командирскую каюту, найти и извлечь оттуда документы и экспонаты для музея, отделить и поднять на поверхность фрагмент броневой плиты линкора. Кроме того, при поддержке Русского географического общества Краснодарское отделение приступает к съёмкам документального фильма о подводных работах на линкоре.

Фото: Иван Чайка, Евгения Слесаренко, Сумбат Александров