Южнославянский праздник "Слава"

Жито и колач. Фото: Юлия Станевская

Пролетело лето. Прошла золотая осень. Потянулись холодные,темные и короткие дни. Остается только терпеть и ждать Нового Года. А на Балканском полуострове наши братья-славяне скрашивают ненастное время веселыми праздниками. В конце осени и в начале зимы многие семьи отмечают Славу. Этот неизвестный россиянам праздник у южных славян считается очень важным – третьим по значимости после Пасхи и Рождества.

Балканские семьи имеют своего святого покровителя. В день этого святого и отмечается Слава. Можно сказать, что Слава – семейное торжество. Однако близкие друзья и соседи тоже могут к нему присоединиться. Жизнь древних славян определялась сельскохозяйственными циклами. Неудивительно, что чаще славят "зимних" святых. Например, святого Димитрия (8 ноября), святого Николая (19 декабря), святого Василия (14 января), святого Иоанна (20 января). 

nakrytyy_stol.jpg


Праздничный стол. Фото: Юлия Станевская

Традиция праздновать Славу уходит корнями в глубокую древность, в дохристианские времена. Тогда каждый род имел бога-защитника, который считался общим предком всех членов рода. В честь бога-предка устраивали торжества. После принятия христианства с языческими традициями стали бороться. Но древние верования оказались живучи. В XIII веке первый сербский архиепископ Святой Савва призвал не бороться с языческими культами, а наполнить их христианским содержанием. Так у сербов, черногорцев и македонцев предок-защитник трансформировался в святого покровителя семьи. Интересно, что Славу празднуют не только православные, но и часть католиков в Герцеговине, Далмации и Албании. А также некоторые мусульманские семьи в Боснии и Герцеговине. В Болгарии, Греции и в России языческий обычай искоренили полностью и сегодня Славу там не празднуют.

Так как же южные славяне отмечают Славу? В старые времена жители села, которые часто бывали родственниками, в день праздника собирались возле церкви. Иногда торжество проходило в каком-нибудь святом месте. Например, возле святого дерева. На стволе такого дерева вырезали крест. Позже Славу стали отмечать не только села, но и предприятия и даже целые города. Например, Белград празднует Славу на Вознесение Господне и эта дата стала Днем Города. И, все же, традиционная балканская Слава отмечается в кругу семьи и близких людей.

Святой покровитель передается из поколения в поколение по мужской линии. От отца к сыну. Девушка, выйдя замуж, начинает отмечать Славу вместе с семьей мужа. Но если у нее нет родных братьев, то семья ее мужа начинает славить двух святых – своего собственного и невестки. Иначе традиция Славы в семье девушки прервется и святой может обидеться.

На современном праздничном столе на Славу можно увидеть мясную нарезку, конфеты и даже наш родной салат "Оливье". Однако традиционные блюда должны присутствовать обязательно. В первую очередь – колач и жито.

Колач – это дрожжевой  хлеб из пшеничной муки. Иногда тесто для него замешивают на святой воде. По древнеславянской традиции  колач имеет форму круга, что символизирует солнце. Сверху хлеб украшают надписями, фигурками или рисунками. Например, надпись "IC XC NIKA" означает "Иисус Христос Победитель". Изображения птиц и фруктов – пожелание благосостояния, книг – пожелание успехов в учебе.

Жито – это сладкое блюдо из молотой отварной пшеницы с орехами и пряностями. Древние славяне считали, что зерно связывает мир мертвых с миром живых: ведь из твердого семени появляется зеленый росток. Позже пшеничное зерно стало символом Воскресения Христа.

Кроме колача и жита на праздничном столе много различных традиционных блюд. В Северной Македонии это запеченая фасоль "Тавче-гравче", различные "Пинджуры". Если Слава приходится на время поста, то мясные блюда заменяют рыбными. Для пришедших ненадолго гостей делают фуршетный стол с маленькими закусками: голубцами "Сармички", мини-пирожными "Ситни колачи". Про эти и другие македонские блюда я рассказала в материале "Балканские кулинарные традиции".

Мои македонские друзья живут в столице страны – Скопье. Они – горожане уже не в первом поколении, люди образованные и не особо религиозные. Однако семья бережно хранит народные обычаи. Мне было интересно побольше об этом узнать и разобраться в наших общих древнеславянских корнях. Друзья не только пригласили меня на праздник Славы, но и предложили поучаствовать в подготовке к нему. Я с удовольствием согласилась.

Семья моих друзей празднует Славу в декабре, в день святого Николая. Большинство балканских семей отмечает праздник в соответствующий день. Однако мои друзья – носители редкой традиции. Их предки приехали в столицу из города Велес, где принято начинать праздновать накануне вечером. Местные священники считают, что день начинается не в полночь, а раньше – сразу после вечерней службы. У простых людей есть свое объяснение: "Святой заступник приходит в полночь и к этому моменту все гости должны быть в сборе и сидеть за столом. Святой заслуживает к себе уважения". Вечернее застолье поэтому называют "Заслуг".

К праздничной дате мы с подругой начали готовиться за несколько дней. Сделали изысканный македонский десерт под названием "Кадаиф" (его рецепт можно прочитать в моей заметке "Кадаиф. Турецкие мотивы в македонской кухне"), приготовили жито и уже знакомые мне македонские закуски. Испекли колач. Дома у подруги нашлась специальная деревянная печать для его украшения. 

zhito_s_pechatyu.jpg


Деревянная печать для украшения колача. Фото: Юлия Станевская

Традиционный стол был готов. Оставалось лишь освятить жито и колач. В прошлом году мы с подругой ходили для этой цели в храм. К сожалению, там не было возможности ни поговорить со священником, ни сделать фотографии. В этот раз мои друзья пригласили батюшку к себе домой.  Подготовились к церемонии: поставили на стол свечу, тарелку с колачом, миску с житом и стакан красного вина. Рядом положили острый нож.

Пришел молодой приветливый священник. Облачился в ритуальные одежды, зажег свечу и стал читать молитву. Потом взял хлеб, перевернул его и сделал крестообразный надрез. В надрез налил вино. Немного вина плеснул и в жито. Красное вино символизирует страдания Христа. Все вместе мы взяли тарелку с хлебом и под молитву стали крутить ее по часовой стрелке, что символизирует вечное движение солнца по небосводу. В заключение батюшка сделал тарелкой несколько крестообразных движений и мы все поцеловали хлеб.

tradicii.jpg


Освящение трапезы. Фото: Юлия Станевская

После обряда я подошла к священнику, чтобы познакомиться и побеседовать. Он представился: "Поп Сашко". На Балканах церковнослужителей называют "попами" и это слово вовсе не является уничижительным. Братья-славяне не представляются по имени-отчеству. Многие имена заканчиваются на "ко" и "ка" и это не не несет пренебрежительного оттенка. И все же я не могла себя заставить обратиться к священнику подобным образом. Узнав, что я из России, батюшка широко заулыбался. Оказывается он много раз бывал в России и очень любит нашу страну. Достав смартфон, он стал показывать многочисленные фотографии: Москва, Питер, Сергиев Посад, Валаам... А потом смеясь рассказал, что русские друзья наотрез отказывались звать его "Поп Сашко", а называли исключительно "Отец Александр". 

pop_sashko.jpg


Поп Сашко

Отец Александр спешил к другим семьям, которые тоже славили святого Николая. Мы тепло простились с батюшкой. Начали собираться гости. Македонское празднование не отличалось от праздников в наших российских домах: объятия, улыбки, тосты, беседы и песни. Мы с друзьями вспомнили наши совместные поездки по Македонии: город Крушево, национальный парк Маврово и Бигорский монастырь. Строили планы на будущее, планировали новые экскурсии. Надеюсь, что наступающий год принесет всем здоровье и новые интересные путешествия. И пусть поможет нам в этом святой Николай!


Автор: член Московского городского отделения РГО, корреспондент портала 'Балканист" Юлия Станевская