Затопленное святилище, тувинская амазонка и детская могила без младенца: новые загадки Саянского моря

Фото предоставлено ИИМК РАН

Фото предоставлено ИИМК РАН

Затопленное святилище, тувинская амазонка и детская могила без младенца: новые загадки Саянского моря Затопленное святилище, тувинская амазонка и детская могила без младенца: новые загадки Саянского моря

Затопленное святилище, детская могила без ребёнка, тувинская амазонка, россыпь удивительных находок. В мае начался очередной полевой сезон Комплексной археолого-географической экспедиции в зоне затопления Саяно-Шушенской ГЭС. Её организовали Русское географическое общество и Институт истории материальной культуры РАН. Мы публикуем вторую часть дневника медиаволонтёра РГО, который видел всё своими глазами.

С первой частью Тувинского дневника можно ознакомиться здесь.

День девятый: по буддийским местам

Первая рабочая неделя окончена, настал экскурсионный день.

Волонтер РГО у оваа над нишей Суме. Автор фото: Анна Никольская

Волонтер РГО у оваа над нишей Суме. Автор фото: Анна Никольская

Подъём в девять утра, скорый завтрак – и вот уже наш микроавтобус стремительно мчится к одной из наиболее интересных достопримечательностей на Саянском море: буддийской нише Чурумал-бурганныг, также известной как ниша Суме.

После создания Саяно-Шушенской ГЭС этот памятник буддийского искусства XIII века оказался в зоне затопления. Теперь его можно увидеть только раз в год: во время сброса воды на водохранилище с конца мая по начало июля. Всё остальное время высеченная в скале Суме буддийская часовня в виде ниши находится под водой.

Паломники и волонтеры РГО посещают нишу Чурумал-бурганныг. Автор фото: Анна Никольская

Паломники и волонтеры РГО посещают нишу Чурумал-бурганныг. Автор фото: Анна Никольская

Оригинальная ниша расположена на левом берегу реки Чаа-Холь, неподалеку от посёлка Урбюн на высоте 4 м от подножия горы Суме. Её высота составляет 1 м, ширина – 60 см, а глубина – 86 см. К святилищу поднимаются по вырубленным в серых сланцах ступеням.

 

Нишу обрамляет сетка красных штрихов. На сером камне её задней стены выбито барельефное изображение Будды, слева и справа видны силуэты верных стражей – двух Бодхисатв, стоящих в устрашающих позах. Барельефы сильно повреждены, изображений лиц Будды и Бодхисатв не сохранилось. Над нишей высоко в воздухе парит множество орлов. История этого культурного объекта крайне непроста.

Ниша Суме (Чурумал-бурганныг). Фото: Анна Никольская

Ниша Суме (Чурумал-бурганныг). Фото: Анна Никольская

Анатолий Семёнов, антрополог экспедиции: "Что интересно, барельефы стали такими ещё до водохранилища. Какие-то особо активные местные комсомольцы именно на своих, как я понимаю, началах – партийных распоряжений не было – таким вот образом решили побороться с религией и избили барельефы стамеской. Ну а водохранилище позднее лишь продолжило процесс разрушения".

Подъем к реконструированной нише Суме. Автор фото: Анна Никольская

Подъем к реконструированной нише Суме. Автор фото: Анна Никольская

После затопления на некотором расстоянии было построено временное святилище, призванное заместить утраченную нишу. Около десяти лет назад появилась возможность воссоздать нишу поблизости от оригинального сооружения. Ниша была реконструирована по старым фотографиям и рисункам, оставленным многочисленными исследователями. История её изучения берёт своё начало в 1717 году, когда её посетили участники красноярской военно-топографической экспедиции, возглавляемой "детьми боярскими" – Андреем Еремеевым и Иваном Нашивошниковым.

Фото: Екатерина Ленькова

Фото: Екатерина Ленькова

Они обнаружили в нише луки со стрелами, зёрна ячменя, полоски синей и чёрной бумаги, расписанные загадочными золотыми и серебряными знаками. Позже выяснилось, что это тибетские молитвы.

Через четыре года у чаа-хольской ниши побывал красноярский казак Дмитрий Шаров. Он донёс воеводе: "...который-де был над дверями один болван сидящий, и тот-де сколот с камени и увезён".

Волонтёры РГО у святилища. Фото: Анна Никольская

Волонтёры РГО у святилища. Фото: Анна Никольская

В 1726 году воевода снова отправил в Туву казаков с наказом посетить, подробно описать и зарисовать буддийскую нишу и привезти оттуда письмена. Его поручение выполнили Иван Пойлов и Тонока Строгулин. В 1881 году нишу посетил русский археолог А.В. Андрианов. Ну а в советское время её обследовал и описал профессор Л.Р. Кызласов.

Фото: Анна Никольская

Фото: Анна Никольская

Наша поездка подходит к концу. Напоследок мы поднимаемся выше в гору к оваа. Буддизм в Туве синкретически сочетается с языческими верованиями, шаманизмом, потому эти каменные курганы очень часто можно встретить неподалеку от знаковых буддийских мест.

Оваа неподалеку от ниши Суме. Фото: Анна Никольская.

Оваа неподалеку от ниши Суме. Фото: Анна Никольская.

Оваа – жертвенный курган, возведённый для почитания места и духов, живущих в тайге, горах, на перевалах, в степи, у родников.

По внешнему оформлению представляет собой каменную груду с торчащими из-под камней сухими ветками, на которые привязываются разноцветные ленты чаламаа, или же пирамиду, сложенную из каменных плит.

Спуск от реконструированной ниши. Автор фото: Анна Никольская

Спуск от реконструированной ниши. Автор фото: Анна Никольская

День десятый: ребёнок, которого нет

Утром вскрыли сразу три новых захоронения.

О первом из них рассказывает Мария Никитина, художник экспедиции:

"Здесь захоронен мужчина, воин. У него очень большая могила, почти в два раза шире, чем обычно. Мы даже думали, что, может быть, их две рядом – но версия не подтвердилась.

Голова лошади находится за пределами каменного ящика. Фото: Екатерина Ленькова

Голова лошади находится за пределами каменного ящика. Фото: Екатерина Ленькова

Снаружи к каменному ящику приложен лошадиный череп. Здесь во многих захоронениях находятся головы и копыта лошадей: считалось, что конь необходим воину в загробной жизни. Но обычно они находятся внутри каменного ящика, захоронения с головой лошади за его пределами нам до сегодняшнего дня не встречались.

На бугорке возле каменного ящика имеются остатки органики. Фото: Анна Никольская

На бугорке возле каменного ящика имеются остатки органики. Фото: Анна Никольская

Ещё похоже, что в могиле имеются остатки китайского лака: значит, возможно, у него была лаковая чашечка или что-то подобное. Кроме того, рядом на бугорке виден пока непонятный слой органики, тлена".

Второе погребение также оказалось нестандартным. В нём снова обнаружена голова лошади – чаще всего это свидетельствует о том, что перед нами мужчина. 

Женское захоронение с головой лошади. Фото: Екатерина Ленькова

Женское захоронение с головой лошади. Фото: Екатерина Ленькова

Но в этой могиле оказалась захоронена женщина, всадница: об этом говорит строение скелета и положение рук погребённой.

Череп лошади. Фото: Екатерина Ленькова

Череп лошади. Фото: Екатерина Ленькова

Однако больше всего вопросов как у волонтёров, так и у специалистов-археологов оставило третье захоронение. Перед нашим взором предстала детская могила… без самого ребёнка.

Детское захоронение без останков. Фото: Екатерина Ленькова

Детское захоронение без останков. Фото: Екатерина Ленькова

Это явно детское погребение, но либо ребёночек оказался такой, что сразу рассыпался, разложился, либо… кто знает, может, жив остался, в конце концов, – считает Мария Никитина.

– Встал и ушёл, – шутит один из археологов.

Археологи отмечают места, где были найдены металлические предметы. Фото: Анна Никольская

Археологи отмечают места, где были найдены металлические предметы. Фото: Анна Никольская

При этом в могиле было обнаружено множество пряжек и других погребальных предметов. "Такое количество железа – и никаких костей", – удивляется Мария.  

День одиннадцатый: новые лица

Нашему полку прибыло! Сегодня в лагерь приехали студенты исторического факультета ТувГУ. Им предстоит провести вместе с нами две недели.

Студенты ТувГУ за работой. Фото: Анна Никольская

Студенты ТувГУ за работой. Фото: Анна Никольская

Для ребят работа на раскопках – не только возможность оказать добровольческую помощь специалистам ИИМК РАН, но и студенческая практика. Также многие из них прямо здесь сдадут зачёты. Некоторые из молодых историков приезжают сюда уже не первый раз – и всегда готовы приехать ещё.

Фото: Анна Никольская

Фото: Анна Никольская

Теперь в лагере повсюду звучит тувинская речь, а словарный запас волонтёров РГО пополняется новыми словами и выражениями: "экии", "четтирдим", "чок" и даже "сенээ ынак мен". 

Попробуйте и сами поприветствовать своих друзей по-тувински!

Фото: Анна Никольская

Фото: Анна Никольская

Тувинский разговорник

Экии! – Здравствуйте!

Кайы хире чоруп тур сен? – Как дела?

Четтирдим! – Спасибо!

Байырлыг! – До свидания!

Буруулуг болдум – Прости меня

Мен сенээ ынак мен! – Я люблю тебя!

Эки удуур сен – Доброй ночи!

Чем читингир болзун – Приятного аппетита!

Ийе – да

Чок – нет

Кырган-ачай – дедушка

Кырган-авай – бабушка

Авай – мама

Ачай – папа

Акый – брат

Угбай – сестра

Кыс – девочка

Оол – мальчик

Башкы – учитель, преподаватель

Хун – солнце

Ай – луна

День двенадцатый: изучая основы

Приезд тувинских студентов дал старт образовательной программе: сегодня наш отряд прослушал лекцию руководителя экспедиции Марины Евгеньевны Килуновской. За почти полтора часа мы узнали много нового об истории раскопок на могильнике Ала-Тей и наиболее значимых находках прошлых лет.

М.Е. Килуновская читает лекцию. Фото: Анна Никольская

М.Е. Килуновская читает лекцию. Фото: Анна Никольская

Рассказывает Марина Килуновская, руководитель экспедиции:

"Огромный интерес представляют захоронения с бронзовыми пряжками, или, как их ещё называют, ажурными пластинами. Они все уникальны: таких бронзовых пряжек во всём мире насчитывается всего несколько десятков. Причём на сегодняшний день коллекция пластин, обнаруженных в Туве, по числу уже почти превышает всё то, что было известно во всех остальных местах распространения хунну.

Фото предоставлено ИИМК РАН

Фото предоставлено ИИМК РАН

Интересно отметить, что там, где встречаются захоронения хунну, – в Китае, Монголии, Забайкалье, – у погребённых всегда имеются две пряжки на поясе. Одна из них с язычком, а вторая – простая, они застегивались друг на друга. У нас в Туве по-другому, здесь в захоронениях практически всегда одна пряжка: пояс просто одевается на неё и затягивается. Можно предположить, что в большинстве случаев пряжки-пластины этого типа являлись в Туве не пряжками в прямом смысле этого слова, а скорее центральным декоративным элементом поясного набора.

Фото предоставлено ИИМК РАН

Фото предоставлено ИИМК РАН

На пряжках обычно изображены животные. А из пряжек с изображениями животных самые распространённые – это пластины с быками и яками. Таких у нас ранее было найдено восемь, и сейчас совсем недавно обнаружили ещё одну – всего девять. И во всём мире известно ещё около десяти.

Достаточно часто имеется изображение агрессивных сцен – укусов, борьбы. Что, вероятно, некоторым образом отражает общую социальную ситуацию того времени.

На этой пряжке, например, изображены две лошади, которые кусают друг друга, их борьба. Одна кусает другую за ногу, а вторая – за спину.

Ещё одна находка данного типа – это прямоугольная пряжка со сценой борьбы двух тигров и дракона из разрушенного погребения на могильнике Терезин.

Фото предоставлено ИИМК РАН

Фото предоставлено ИИМК РАН

Также были найдены пряжки с верблюдами, грифонами, драконами. Встречаются изображения архаров – горных козлов, у которых рога соприкасаются между собой. В этом году мы как раз нашли две такие маленькие пряжки, которые, по-видимому, использовались для украшения обуви.

Имеется серия пряжек с геометрическими рисунками. На самых концах линий геометрического узора изображены головы лошадей либо змей. За пределами Тувы большое количество таких пряжек было также найдено в Минусинской котловине: в основном это случайные находки, хотя есть и экземпляры из раскопанных погребений.

Фото предоставлено ИИМК РАН

Фото предоставлено ИИМК РАН

Интересно, что пряжки сделаны из очень тонкого слоя бронзы, так что если их носить долго, то они могут сломаться, погнуться. Потому для них достаточно часто делали деревянную подкладку – основу, представлявшую собой небольшую дощечку с бортиками, размером чуть больше самой пряжки.  В дощечке делалось углубление, после чего бронзовая пряжка помещалась в эту основу и закреплялась в ней ремешками или нитками через сквозные отверстия. Иногда встречаются сломанные ещё при жизни пряжки – для них тоже делали деревянную подложку.

Источник изображения:

Источник изображения: "Археологические вести №24". Спб, 2018.

Причём дерево бралось не любое – подходили только породы дорогого дерева. Например, вишнёвого: скорее всего, оно поставлялось из Китая. В то время, можно сказать, была мода на все китайское. И вообще, считается, что хунну были побеждены не китайским оружием, не войнами, а именно тем, что приняли китайский образ жизни.

Сам же пояс изготавливался из кожи. Он мог быть как широким, так и совсем тоненьким ремешочком. Помимо крупных пряжек он украшался различными бляшками – они надевались на пояс по кругу.

Стандартным украшением поясов на Ала-Тее 1 и Терезине являются небольшие прямоугольные шестилучевые бляшки размером около 2,5 × 4 см. Их насчитывается уже несколько десятков. На хорошо сохранившихся богатых поясах они располагались сбоку и сзади. Также встречаются изображения быков анфас, и ещё одна разновидность такого типа украшений – это сферические бляшки.

Большое открытие позапрошлого года – пряжки из сибирского гагата, очень плотного сорта каменного угля. На территории Тувы такие изделия ранее были неизвестны. На могильниках Ала-Тей 1 и Терезин они были найдены в нескольких женских погребениях в качестве украшений пояса. Анализ показал, что этот гаг