Жизнь по стрелке компаса

Фото: Анатолий Поздняков
Фото: Анатолий Поздняков

Публикуем большое интервью председателя Краснодарского регионального отделения Русского географического общества Ивана Чайки общественно-политическому еженедельнику "ЮгTimes".

            У вас много общественных и профессиональных нагрузок. Всем ли направлениям деятельности отдаетесь всецело?

           – Конечно. Иначе нельзя. Все, чем занимаюсь, стараюсь делать хорошо, по максимуму или вовсе этим не заниматься. Любая работа или дело должны приносить удовольствие, должны нравиться и тогда найдется и время, и возможности все делать хорошо.

            Или нужно вовремя отказаться от чего-то.

            Например?

– Я был депутатом апшеронского районного совета с 2004 года и сравнительно недавно сложил депутатские полномочия. Посчитал, что на этом поприще сделал уже многое и нужно идти дальше.

            Впрочем, и без депутатства стараюсь помогать "малой родине". Например, в прошлом году участвовал в создании памятного бюста легендарному герою Великой Отечественной войны К.И. Недорубову, который мы подарили и установили в школе № 24 г. Хадыженска. Ранее аналогичный подарок к 55-летию полета Юрия Алексеевича Гагарина в космос получила школа номер 7, которая носит его имя. Реализуем в районе проекты по линии Русского географического общества, знакомые и незнакомые жители района по старой памяти обращаются за помощью. Стараюсь откликаться на обращения и просьбы земляков.

            – Из какой вы семьи?

          – Семья самая обычная, мама бухгалтер, отец – машиностроитель. Родители работали на Хадыженском машиностроительном заводе.  Они до сих пор живут в Хадыженске. Еще у меня есть старшая сестра.

            Я благодарен своим родителям за воспитание, за возможность получения хорошего образования. Во многом именно они во мне зародили интерес к общественной и политической жизни. Они сами вели активную общественную жизнь и нас всегда учили не быть равнодушными.  Родители в меня вложили стремление, что надо развиваться, ставить цель и идти к ней.

            Главные правила жизни?

            – Всего два. Во-первых, – чем бы ни занимался, стараюсь делать максимально профессионально и качественно, это на 6 с плюсом – по пятибалльной шкале. Второе – какую бы должность я ни занимал, по-человечески отношусь к другим людям. Без оглядок на статус, социальное или имущественное положение. Как ты к людям, так и люди к тебе будут относиться.

            – В 2015-м вы в интервью нашему изданию ушли от ответа на вопрос: как вам новый губернатор? Мол, Кондратьев только пришел, пусть поработает, тогда и оценим. Прошло три года...

– Мы нашли взаимопонимание с губернатором. Вениамин Иванович откликнулся на предложение и возглавил Попечительский Совет нашей организации, был участником ряда наших мероприятий и проектов. Он поддержал и активно помогал продвижению проекта "Золотое кольцо Боспорского царства": провел переговоры с главой Крыма, познакомил с проектом министра экономического развития РФ, а в Сочи на РИФ-2019 —–мы вместе  представили проект премьер-министру страны.            Вениамин Иванович в проект поверил, поддержал, включил свой ресурс для его реализации. 

            – Но вы же и политолог?

            – За три с половиной года произошло сильное омоложение команды – замов, руководителей профильных министерств и департаментов, руководителей многих муниципалитетов. Команда амбициозная, – и себя показать и придать импульс развитию Кубани.

            Поймите, с администрацией края мы работали всегда. Контакты и были и с предыдущей командой. При эффективном взаимодействии с властью получается более оперативно достигать каких-то результатов, решать проблемные моменты. Ведь главное это результат и польза для жизни жителей региона в целом. Поэтому мы стараемся выстраивать конструктивное взаимодействие с властью, органами местного самоуправления, бизнесом, научным и экспертным сообществами и конечно с заинтересованными людьми. Главное это максимальная польза для региона и людей.

            Впечатление, что раньше региональное отделение РГО было академическим содружеством при высшей школе. С появлением вас оно стало почти общественным движением. Давайте вспомним, с чего все началось?

            – С Апшеронского районного отделения, которое "с нуля" было создано в 2002-м. Я сумел заинтересовать деятельностью в Русском географическом обществе учителей географии, краеведов, историков, туристов. Хотя сам всего за год до того стал членом РГО, после поступления в КубГУ. В марте 2002 провели первое заседание общества, на которое приехали люди из Апшеронска, Нефтегорска, станицы Кубанской... Решили сразу создать районное отделение. Главным помощником стала Марина Леонидова (сейчас – руководитель Апшеронского районного отделения РГО). Нас поддержала краевая  и федеральная структуры РГО. К 2010 году из 350 человек членов краевого отделения порядка 150 состояли в апшеронской районной организации. Сегодня Краснодарское региональное отделение РГО – это полторы тысячи членов, двадцать районных "первичек". Мы многие годы занимаем лидирующие позиции в стране и нам доверена реализация многих федеральных и международных проектов.

            Работа строится не только по вертикали, но и по горизонтали: многие работают не только в "своей" организации, но и по комиссиям и центрам. Например, топонимическая комиссия или экспедиционный центр. Есть пакеты предложений, допустим, просветительские поездки по краю и по стране, участие в волонтерских проектах.

            – А деньги?

            – Основная масса проектов реализуется и проводится самими членами организации без финансовой поддержки. Например, в Северском районе проходит акция "Чисто горы – чисто Собер". Волонтеры каждый год очищают окрестности горы от мусора. Каждый раз находятся бизнесмены, которые дают для этой акции перчатки, или пакеты пельменей, или упаковку чая. Вообще много делается людьми по зову сердца и бескорыстно.

            Но бывают и масштабные проекты, "Хрустальный компас" или экспедиция в Гималаи. Тогда находим серьезных партнеров или совершенно официально подаем заявку на грант в РГО.

            Проект по затонувшему линкору "Императрица Екатерина Великая". Он завершен?

            – Каждый проект – это конкретные люди, которые его реализуют.  Пока людям интересно занимаются им, он будет жить.

            Сумбат Александров – руководитель Центра подводных исследований. Он же инициировали подводные работы на "Екатерине Великой". В свое время пришел Платонов Игорь Анатольевич, представился: "Издатель книг. Давайте сотрудничать?!" – Давайте! и создали совместный издательский центр... Потом пришли фотографы: давайте выставки делать? – Давайте!.. Так постепенно организация стала расти – количественно и качественно. Изначально Русское географическое общество было народным, объединяло и интеллигенцию, и военных, и ученых, и путешественников. Оно – под патронажем МВД – собирало экспедиции, проводило первые переписи населения, стояло у истоков создания первых заповедников и первого в стране Закона о заповедниках. Академизм, как вы верно заметили, РГО приобрело в советское время, оказавшись в Академии наук СССР.

            По линкору проект далек от завершения, хотя вначале планировался на три летних сезона. После подводных работ был снят фильм, создана музейная экспозиция, началась работа с потомками членов экипажа линкора. Сейчас работаем над книгой об "Императрице", будем делать постоянно музейную экспозицию – в будущей штаб-квартире регионального отделения РГО.

             

            – Как родилась идея "Хрустального компаса"?

            – В 2011 году отмечали юбилей: 65 лет деятельности Краснодарского регионального отделения РГО. И пришло осознание, что вокруг много достойных людей, которые достигли по истине уникальных результатов, это герои нашего времени, живые примеры и их нужно обязательно вовремя отметить, показать широкой общественности.  "Компас" – это идея, которая возникла у меня при подготовке к юбилею, но потом мы работали над ней командно. Основной костяк кто стоял у истоков А. Ветошкин, М. Котляков, Е. Слесаренко. Важна была идеология и цель премии, которые отразились в названии: компас – показывает направление движения, задает направление пути, хрусталь – кристальная чистота, незапятнанность. Идея простая: премия признания, средство сказать спасибо современникам, которые делают что-то важное для общества, для страны, создают будущее.

            Идею озвучили руководству РГО. Ее поддержали Владимир Котляков, Артур Чилингаров, Николай Дроздов, Виктор Савиных, Святослав Бэлза и другие уважаемые эксперты, которые вошли в экспертный совет. Да многие поддержали, – и партнеры из Газпрома, которые стали вместе с нами соорганизаторами.

            В первый год, когда премию никто не знал, подали заявки на участие больше 150 проектов  из России, Украины, Белоруссии и даже Египта. Когда мы показали С.К. Шойгу результаты первого "Хрустального компаса", он сказал, что наконец-то Русское географическое общество возрождается. И еще Сергей Кужугетович сказал, что это дело нужно обязательно продолжить и сделать его ежегодным.

            В этом году это уже будет седьмая церемония. Изменилось за эти годы число номинаций?

            – Нет, положение о премии, номинации, детали – все было очень хорошо разработано  изначально и с тех пор не меняется. Но каждая церемония делается на новой тематической основе. Приезжайте 17 мая в Зимний театр Сочи, – на "Хрустальный компас", не пожалеете.

            В этом году число участников – 556 из 6 стран мира и 71 региона РФ. А всего за семь лет у конкурса было 2087 участников – из 36 стран мира и всех регионов России!

            – А иностранные участники могут победить или, как в программе "Голос", кубинка или израильтянин участвуют, но финалистом не станут…

            – Нет, у нас не так все по заслугам! К примеру, у нас в 2015-м победителем становился американский National Geographic, за проект "Россия крайнего Севера. Земля Франца Иосифа"... Победителями становились совместные проекты с США, Китаем, Монголией и др. Выходили в финал представители Азербайджана, Белоруссии, Монако, в прошлом году победителем стал проект – антарктической "кругосветки" – организованный совместно 27 странами мира!

            Сначала оргкомитет обрабатывает заявки и отбирает наиболее любопытные. А затем уже Экспертный совет в Москве называет победителей. В этом году Экспертный Совет заседал четыре с половиной часа...

            Так победители уже известны?

            – Они выбраны, но пока они – тайна для общественности. Финалистов мы объявим 1 мая, а 17 в Сочи будет вручение премии.

            Премия не имеет денежной составляющей? Тогда зачем вам "Газпром" в качестве партнера?

            – Как зачем?! Организация и проведение церемонии стоят серьезных ресурсов. К примеру, каждая статуэтка "Хрустального компаса" это произведение искусства, ручная работа Она делается из очищенного кварцевого песка, который добывают только на одном месторождении под Харьковом, хрусталь отливается на старейшем в стране Николо-Бахметевском хрустальном заводе. Затем одевается серебряное основание и компас.

            Так что спасибо, огромное спасибо "Газпрому" и людям которые там работают. Их гражданская позиция совпала с нашей.

            Как родился проект "Золотое кольцо Боспорского царства"? Ведь объекты показа в большинстве своем были давно известны (с античных времен)…

            – В Новороссийском местном отделении РГО есть такой Лев Степко, сотрудник местного краеведческого музея. Это была его идея, которую он представил на заседании комиссии по развитию туризма Краснодарского регионального отделения РГО, – "нанизать" на один маршрут объекты античного наследия России вне зависимости от региона. Но, по его мнению, на проект требовались миллиарды рублей и годы подготовки. Но мы решили, что есть уже объекты, которые можно предъявить туристам, легко подтянется бизнес (объекты питания и объекты размещения), наверняка заинтересуется бизнес-сообщество, работающее на ниве туризма.

            Вместе с  министром курортов и туризма края Христофором Константиниди мы решили этот проект разработать и внедрить. Начали работать: основу проекта создавали совместно специалисты РГО и Минтуризма, подключилось экспертное сообщество – музейщики, Минкульт, представители винного туризма. Потом, когда в общих чертах что-то стало вырисовываться, смогли заинтересовать министерство курортов Крыма и аналогичные структуры Севастополя и Ростовской области. В общем, в апреле услышали идею от Степко, а в сентябре подписали 5-стороннее соглашение о создании и реализации маршрута. За полгода был разработан маршрут, концепция, брендирование, подключили все площадки (музейные, археологические, объекты турпоказа, объекты винного туризма, театрализованные представления), аудиодиск для гидов. В этот проект мы включили больше ста организаций, которые в большей или меньше степени будут взаимодействовать между собой.

            – Два ваших последних проекта линкор "Императрица Екатерина великая" и "Золотое кольцо Боспорского царства"  носят не географический, а исторический характер. В XIX веке было Императорское русское историческое общество. Которое возрождено в новейшей истории как российское историческое общество… Вы влезли на чужое поле?

            – Нет. Изначально РГО занималось не только географией, но и статистикой и этнографией, у нас были и археологические экспедиции. У РГО всегда были очень тесные взаимоотношения с флотом и армией. Члены РГО часто реализовывали проекты на стыках наук, в пограничных областях. Мы не конкурируем с Российским историческим обществом и не мешаем друг другу реализовывать значимые проекты.

            – Традиционный вопрос "под занавес": планы на будущее?

            – В ближайший год, до юбилея – 175-летия – РГО хочу подытожить крупные проекты: завершить создание штаб-квартиры РГО в Краснодаре. Еще – снять документальные фильмы, издать книги, завершить экспедиции.

            – Вас в Москву не зовут?

– Зовут. И в краевые структуры, и в Москву, и за границу – есть интересные предложения: в политике, в общественной жизни, в бизнесе. Но взял паузу, потому что не могу бросить людей, которые меня окружают, свою команду.  Нужно завершить хотя бы глобальные проекты, оставить свой след и потом идти дальше.

 

Михаил Кибальник