Трансполярная магистраль. 2-й сезон

Экспедиция РГО на маршруте Трансполярной магистрали. Фото Сергей Карпинский

Экспедиция РГО на маршруте Трансполярной магистрали. Фото Сергей Карпинский

С 2019 года Русское географическое общество исследует местность в районе полярного круга для определения маршрута новой железнодорожной линии по территории Ямало-Ненецкого округа и Красноярского края.

Уникальная экспедиция обращается к прошлому в интересах будущего — эффективного развития связанности Сибири с европейской частью России.

Строительство железной дороги Коротчаево — Игарка — Норильск началось в 1949 году. По плану железнодорожное полотно должно было пересечь реки Пур, Таз, Турухан и Енисей, подняться на север до Игарки и дотянуться до Норильска.

Необходимость дороги объяснялась экономическими и геополитическими причинами. Создание транспортного коридора должно было облегчить освоение северных территорий, богатых полезными ископаемыми. Строительство трассы осуществлялось силами заключённых и вольнонаёмных рабочих под руководством Главного управления лагерного железнодорожного строительства СССР и на этом участке получило название "Строительство № 503". После смерти Сталина в 1953 году строительство остановили, построенные участки железной дороги быстро пришли в заброшенное состояние.

Цель нынешней экспедиции сформулировал Президент РГО Сергей Шойгу в 2019 году: "Мы бы хотели изучить старый проект более детально, в том числе, может быть, с перспективой возрождения его для нашей страны, для освоения Сибири".

Новейшая история масштабного логистического проекта началась с экспедиции с участием экспертов РГО, Экспедиционного центра Минобороны России, Российского университета транспорта, Военно-топографического управления Генерального штаба Вооружённых сил РФ и Российского центра освоения Арктики.

Первый, рекогносцировочный, этап экспедиции состоялся в марте — апреле 2019 года. В октябре того же года начался основной этап экспедиции, который продолжается до сих пор. В первый выезд основного этапа экспедиционеры установили 21 пост геотермического мониторинга для сбора данных об изменении температур грунта на разных глубинах и взяли образцы грунтов для лабораторного анализа. В 2020 и 2021 годах экспедиционные группы снимали показания с приборов учёта и доставляли их учёным для анализа. Эти показания и результаты анализа физико-механических характеристик грунтов позволили учёным определить наиболее стабильные участки исследуемого района, по которым и предложено прокладывать железнодорожное полотно. 

Откопка датчика геотермического мониторинга. Фото предоставлено участниками экспедиции

Откопка датчика геотермического мониторинга. Фото предоставлено участниками экспедиции

— Район проведения экспедиции на карте выглядит как прямоугольный треугольник, углами которого являются Уренгой, Туруханск и Норильск, — отмечает руководитель экспедиционного направления Департамента экспедиционной деятельности и туризма РГО Сергей Чечулин. — Длина каждого катета, южного и восточного, превышает 400 км, гипотенуза протянулась почти на 600 км. Примерно по центру треугольника проходит полярный круг, что и дало экспедиции звучное название.

В обследуемом районе вблизи полярного круга автомобильных дорог почти нет. Чтобы использовать зимние дороги, соединяющие месторождения нефти и газа, основную часть исследований проводили в холодное время года. Участники экспедиции проехали 3800 км, из которых 3000 км преодолели на снегоходах. Их маршруты редко пролегали по немногочисленным зимникам, большей частью передвижение шло в условиях, близких к экстремальным, — по снежной целине, льду рек Турухан и Енисей. Преодолевались и горные массивы — например, между Снежногорском и Норильском. Температура в течение основного этапа экспедиции колебалась в диапазоне от минус 45 до плюс 5 градусов.

Экспедиция проходила по территории Красноярского края и Ямало-Ненецкого автономного округа. Фото: Георгий Головин, участник конкурса РГО

Экспедиция проходила по территории Красноярского края и Ямало-Ненецкого автономного округа. Фото: Георгий Головин, участник конкурса РГО "Самая красивая страна"

Благодаря экспедиции РГО в настоящий момент учёные имеют данные с точек съёма показаний о температуре грунтов и атмосферы по всему району возможного прохождения железнодорожной трассы за несколько лет. Налажена постоянная система мониторинга, которая позволяет регулярно отслеживать динамику изменения состояния грунтов на территории площадью почти 80 тыс. км.

Кроме того, специалисты получили пробы снежного покрова и воздуха. Это нужно для понимания степени антропогенного воздействия на арктическую природу в районе возможной прокладки трассы. На основании полученных результатов научных исследований специалисты РГО представили рекомендации о возможных маршрутах прохождения железнодорожной линии и об особенностях её строительства на различных участках. Экспертное заключение будет учтено при выработке решения о прокладке полярной трассы.

Команда экспедиции РГО. Фото: Сергей Карпинский

Команда экспедиции РГО. Фото: Сергей Карпинский

Развёрнутая РГО сеть геотермических постов позволит получать уникальные данные о состоянии мерзлоты ещё несколько лет, а значит, российская наука получит новые актуальные сведения о том, как глобальное потепление влияет на возможности освоения северных территорий нашей страны. Эти научные знания станут основой для принятия решений о формах и способах дальнейшего социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации.