Маяки Северо-Запада России

Подписка на RSS - Маяки Северо-Запада России

       Яркими и запоминающимися памятниками, рассказывающими об истории освоения и развития внешних и внутренних водных путей на Северо-Западе России, являются маяки. На Балтике находится более 40 российских морских маяков, большинство из них расположено на территории Ленинградской области и Санкт-Петербурга, около 10 – в Калининградской области. На Ладожском озере расположено более 15 маяков и крупных навигационных знаков, относящихся к внутренним водным путям. Именно маякам и навигационным знакам, несгибаемым «стражам морей», и посвящен исследовательский проект Ленинградского областного отделения Русского географического общества «Маяки Северо-Запада России», реализуемый при активном содействии Западного военного округа и во взаимодействии с Управлением навигации и океанографии Министерства обороны России.

2c9a5323.jpg


Маяк на острове Мощный. Фото: Андрей Стрельников

        Основная цель проекта «Маяки Северо-Запада России» – изучение и популяризация истории маячного дела и отечественной гидрографии, привлечение внимания общественности к вопросам сохранения российских маяков как объектов истории мореплавания и развития инженерной мысли. Авторским коллективом проекта (А.В.Стрельников, И.Л.Босенко, В.В.Ергер, Г.В.Кравченко) под руководством председателя Ленинградского областного отделения РГО Г.В.Дваса подготовлен текст и богатый иллюстративный материал для одноименного издания, которое находится в процессе подготовки к печати.

151a3563.jpg


Навигационный знак Малый Фискар. Фото: Андрей Стрельников

        Проект «Маяки Северо-Запада России» является комплексным и рассматривает морские, речные, озерные маяки и навигационные знаки. Кстати, среди них есть немало уникальных объектов: самый старый маяк России – маяк Толбухин (основан в 1719 году по приказу Петра I к западу от острова Котлин); самый высокий маяк России – Стороженский (высота – 71 метр) на берегу Ладожского озера; самый высокий в России навигационный знак – Задний створный знак Лесного мола Морского порта Санкт-Петербург (высота – 73 метра).

151a5326.jpg


Начальник маяка Северный Гогландский Николай Тихонович Макоренков. Фото: Андрей Стрельников

        Многие маячные сооружения стали своеобразными маркерами достижений инженерной мысли для своего времени. Как правило, маяки работают в экстремальных условиях и постоянно подвержены активному воздействию агрессивной среды – сильного ветра, морских волн, чрезвычайной жары, холода и высокой влажности. Некоторые маяки переведены на автономный режим работы, но многие до сих пор обслуживаются маячниками – представителями редкой, романтичной, но в то же время очень тяжелой профессии. Живущие в маячных городках, зачастую расположенных за десятки и сотни километров от ближайших населенных пунктов, эти люди ежедневно обеспечивают бесперебойную работу маяков, а значит и безопасность мореплавания.

2c9a8544.jpg


Маячный фонарь на маяке Таран. Фото: Андрей Стрельников

        Реализация проекта, проведение экспедиционных выездов и подготовка материалов для готовящегося издания «Маяки Северо-Запада России» стали возможными благодаря финансовой поддержке Попечительского совета Ленинградского областного отделения Русского географического общества, а также помощи и содействию пресс-службы Западного военного округа, командования Балтийского флота, Гидрографической службы Балтийского флота, Управления навигации и океанографии Министерства обороны России, Музея маячной службы, Калининградского управления Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт», ФБУ «Администрация Волго-Балт», Российского государственного архива Военно-Морского флота.