Керченское местное отделение РГО им. Данилевского Н.Я. совершило поход в Старо-Карантинские каменоломни. Прошли более 9000 шагов! ... Убедились, что пещеры воруют время: провели 3 часа под землей, а показалось, что только 1,5 часа. Преодолели маршрут, который выстраивался более 160 лет...
Здесь начинали добывать строительный камень с момента строительства крепости "Керчь" после Крымской войны, и работы не затихали до самых 60-х годов 20 столетия. Сначала каждый проход рубили по 250 метров, потом их соединяли в галереи, и таким образом получились подземные лабиринты, по которым мы прошли.
Чтобы проходки точно могли соединиться бойками в определенных местах, требовалось маркшейдерское искусство. Керченская династия маркшейдеров Медведевых вела съемку практически всех каменоломен, составляя подземные карты. В советское время для этого стали приглашать шахтеров Донбасса.
По ходу экскурсии перед нами прошла другая, не парадная, история города и его жителей за полтора столетия. Общество "Набат", руководит которым Сергей Чернов, бережно хранит и приумножает поисковыми работами страницы истории Старокарантинских каменоломен. Энтузиастам даже удалось создать в подземелье небольшую экспозицию.
Кроме того, из завалов нередко извлекаются человеческие останки в виде разрозненных костей. И хоть происхождение и датировка их неизвестны, все они аккуратно собраны и захоронены в братской могиле, над которой установлен оригинальный и, можно сказать, уникальный памятник в виде звезды с вписанным в нее христианским крестом. Взаимоисключающие друг друга символы примирились над могилой, где покоится и Белая гвардия, и Красная армия, одним дороги были слова "За веру, царя и Отечество", другим - "Весь мир до основанья мы разрушим". Примирились...
"Груды камней помогают представить, насколько тяжелый труд ждал тех, кто сюда попадал на работы по своей воле или принудительно"-продолжал свой рассказ, как добывался камень, наш подземный гид, иллюстрируя повествование размещенными здесь же фотографиями. Несколькими фотографиями Петр Главатских дополнил галерею и в нашем походе. Поразило одно из послевоенных фото, на котором запечатлена женщина-камнерез во время выбивки камня.
Прошли мы и по галереям с граффити, на некоторых стояли даты 1909, 1938, 1947 годы. Оставили их на стенах каменоломен и заключенные при царской России, и заключенные во время свирепого ГУЛАГа, и пленные немцы. Кто-то рисовал свой баркас, кто-то девушек и любимую Валю, а кто-то даже изобразил Пушкина. Немцы в своих граффити изображали наряженную елку, курочку, несущую яйца, паровоз с вагонами, в котором художник, наверное, представлял себя, мечтая о возвращении домой. Как сложились их судьбы - неизвестно, но дома построенные пленными немцами стоят до сих пор, добротные дома.
В команде с нами был парнишка 12 лет Никита. Не пропустил ни одного слова, ни одного закоулка. Протискивался в щели, чтобы сделать для нас труднодоступные фото. Наверное, так же добывали информацию для Старокарантинского партизанского отряда имени Сталина и юные партизаны Володя Дубинин, Ваня Гриценко, Толя Ковалев, хрупкие, юркие, отважные мальчишки.
А каменоломни кого только не укрывали на этом нулевом этаже Керчи. И партизан-революционеров, и партизан во время Великой Отечественной войны, и население, и типографию, и завод по изготовлению снарядов, и продуктовые склады, и хлебопекарню.
В подземном музее фотогалерея защитников каменоломен. Слева – портреты защитников в первую оккупацию, справа - во вторую оккупацию города. На фото те, кто выжил, и те, кому не довелось увидеть мирное небо. Теперь уж никого из них нет. Несмотря на то, что в каменоломнях довольно сухо, все портреты в стекающих каплях влаги. Как в слезах. А над ними с потолка свисают корни деревьев, пробившиеся сквозь толщу камня. Сила жизни...


