Тройная полярная кругосветка
История полярных путешествий очень богата и драматична. Много веков люди стремятся покорить вершины планеты – северный и южный полюса. Многие путешественники ставят целью обогнуть полярные области под парусами. Но если вокруг Антарктиды прошло множество мореплавателей, проводятся гонки на яхтах, то с Арктикой обстоит намного сложнее. Только в 2002 году парусному судну впервые удалось завершить многолетнюю экспедицию и замкнуть кольцо полярной кругосветки по периметру Северного Ледовитого океана. В 2010 году, при благоприятной ледовой обстановке Российская яхта «Пётр I» за одну навигацию смогла совершить проход по Северному морскому пути и Канадскому Арктическому архипелагу. Однако охватить одним маршрутом два полюса не удавалось пока никому.
Такую задачу в настоящее время поставили перед собой члены Омского регионального отделения РГО подготовившие и осуществившие в 2000–2001 годах «Северную кругосветную парусную экспедицию «Сибирь-2000» и ещё целый ряд полярных парусных путешествий на самостоятельно сконструированной и построенной яхте «Сибирь». Доклад о проекте был представлен на заседании Учёного Совета РГО в декабре 2007 года в г. Санкт-Петербурге и получил поддержку и одобрение.
Омскому региональному отделению РГО поручено подготовить программу научных исследований для предстоящей экспедиции.
Старт намечен на 2014 год из Санкт-Петербурга. Планируется за первое полярное лето с 1 июля до 1 августа пройти весь Северный морской путь с запада на восток до Берингова пролива. Затем с 1 сентября до 1 декабря спуститься на юг до пролива Дрейка, обогнуть в восточном направлении Антарктиду в самое благоприятное время – с 1 декабря до 1 марта и вновь через пролив Дрейка по направлению Африка – Юго-Восточная Азия подняться до Берингова пролива (с 1 марта до 1 июля).
С наступлением второго полярного лета планируется форсировать северо-западный проход (1 июля–1 сентября) и вернуться в исходную точку экспедиции, в Санкт-Петербург. Таким образом, парусное научное судно пересечёт, в восточном направлении 72 часовых пояса, обогнёт оба полюса и совершит три витка вокруг Земли.
Реализацией проекта совместно с Омским отделением РГО занимается Фонд поддержки спорта «Сибирские парусные экспедиции», региональная общественная организация, созданная специально для аккумулирования средств на подготовку плаваний.
Для осуществления задуманного в одном из лучших отечественных конструкторских бюро «Рикошет Дизайн Группа» спроектировано специальное экспедиционное парусное судно, двухмачтовая бермудская шхуна водоизмещением 100 тонн. Яхта способна не только противостоять экстремальным условиям полярного плавания во льдах и большим ветровым и волновым нагрузкам, развивать необходимую крейсерскую скорость, без чего не уложиться в жесткий временной график движения по маршруту, но и обеспечить достаточные условия проживания и определённый комфорт для 14 человек экипажа и научной группы.
Основу экипажа составляют люди, с большим экспедиционным опытом, прошедшие северную кругосветку и другие экстремальные маршруты на «Сибири» и способные принимать решения и действовать в сложных ситуациях.
Организаторы экспедиции предлагают включить в проект научную программу РГО по комплексным исследованиям Мирового океана (в том числе зон интересов России в Тихом и Индийском океанах), которую будет проводить сменный научный экипаж (по 2–3 человека в смену). Это значительно обогатит знания о природных процессах и антропогенном влиянии в различных частях Мирового океана, у побережий России. Подобные исследования было бы возможно провести за значительно меньшие средства, чем на больших кораблях.
Руководитель проекта, капитан яхты «Сибирь» С.Б. Щербаков
Председатель ОРО РГО И.А. Вяткин