Экспедиция "Великий Северный путь"
Экспедиционный проект «Великий Северный путь» (ВСП) осуществляется с 2008 г. Удмуртским государственным университетом (УдГУ), Удмуртским региональным отделением РГО, Финно-угорским образовательным центром под патронажем общественного фонда (ОФ) «Ижевск – культурная столица» при участии Клуба удмуртских полярников».
Целью проекта «Великий Северный путь» является реконструкция и изучение древнего трансконтинентального речного пути, объединявшего Центральную Азию, Сибирь и северо-восток Европы в единое культурно-историческое пространство.
Представление о ВСП как о культурно-историческом феномене и объекте научного изучения формировалось на основе исследований М.А. Кастрена, Э. Гофмана, П. Крузенштена и других исследователей Севера в середине 19 века. Фактически, с исследования территорий, объединенных ВСП, началась история Русского географического общества.
Термин «Великий Северный путь» введен К.Д. Носиловым в 1883 г.
Одна из задач экспедиции – представить Великий северный путь как трансконтинентальную социо-природную систему, к сожалению, превратившуюся в цепь «болевых точек» нашей страны.
ВСП как географический объект включает в себя реки Центральной Азии, Сибири и северо-востока Европы и волоковые пути между ними: Тола, Селенга, озеро Байкал, Ангара, Енисей, Касс и Кемь, Маковский и Касовский волоки, Кеть, Обь, Собь, Конгорский волок и Собский проход, Елец, Уса, Печора, система Печорских волоков Камско-Печоро-Вычегодского междуречья, откуда открывается путь в бассейны Камы и Волги либо Северной Двины и озерной системы Северо-Запада нашей страны.
Особый интерес представляет изучение и реконструкция древних волоков, которые, как оказалось, функционируют и поныне как «народные трассы».
За три полевых сезона в 2008–2010гг. пройдены и изучены три ключевых сегмента Великого Северного пути.
В августе 2008 г. пройден участок ВСП от нижней Оби (Салехард) до п. Сейда на реке Усе, и изучено нынешнее состояние Собского прохода и сухопутного пути через Конгорский перевал с Ельца на Собь. Общая протяженность маршрута – 442 км, в т.ч. 115 км по отрогам Полярного Урала.
Основные элементы маршрута: р. Обь от г. Салехарда до п. Катравож, вверх по р. Соби до истока, система перевальных озер в районе Конгорского перевала, р. Елец от истока до устья, р.Уса – р. Воркута (радиальый выход), по р.Уса до пос. Сейда.
В августе 2009 г. реконструирован и изучен сегмент ВСП от п. Троицко-Печорска на р. Печоре до устья р. Колвы и р. Вишеры, а также система Печорских волоков в Камско-Печоро-Вычегодском междуречьи. Общая протяженность маршрута – 485 км (включая радиальные выходы и пешие участки).
Маршрут включал в себя верховья р. Вычегды, р. Северной Мылвы, р. Печоры от Троицко-Печорска до пос. Якша, р. Волосницы, систему Печорских волоков (Волосницкая «свинка» и волосницкий «прокоп», Печорские волок до р. Вогулки, волок на р. Березовке, волок на р. Мологе), р. Мологе, р. Усть-Еловку, р. Березовку с радиальным выходом на р.Еловку, оз. Чусовское, р.Вишерку, р. Колву (г.Чердынь) – устье р. Колвы, р.Вишеру.
В августе 2010 г. изучена система транзитных путей в на водоразделе бассейнов р. Оби и р.Енисея (севернее г.Енисейска). Общая протяженность маршрута – 374 км.
Особое внимание уделено изучению Кас-Кетской водной системы на месте бывшего Касовского волока и путей с р.Кеми на притоки р. Кети.
Благодаря поддержке администрации Енисейского района Красноярского края, удалось ознакомиться с нынешним состоянием поселений старообрядцев и состоянием транзитных путей на водоразделе между реками Малый и Большой Кас и притоками р. Кети. По результатам экспедиций опубликовано 6 работ, которые представленны на 4 конференциях. Сняты 2 фильма – «Трансуральский транзит», «Зазеркалье империи».