"Адмирал Владимирский": по дороге домой

11.	ОИС «Адмирал Владимирский» в районе залива Алашеева в море Космонавтов. Фото предоставлено А. Васильевым
ОИС «Адмирал Владимирский» в районе залива Алашеева в море Космонавтов. Фото предоставлено А. Васильевым

3 марта 2016 года океанографическое исследовательское судно Гидрографической службы Военно-Морского Флота  России «Адмирал Владимирский» заходило в порт Кейптаун (Южно-Африканская республика), завершив работы у берегов шестого континента в рамках участия в 61-й Российской антарктической экспедиции (РАЭ). Поход, предпринятый по приказу Главкома ВМФ России адмирала Виктора Чиркова, начался 6 ноября, когда судно вышло из Кронштадта. Для ветерана отечественной гидрографии, которым является «Владимирский», это не первый поход в данный район: в 1982 – 1983 годах он совершил кругосветное плавание вокруг Антарктиды совместно с океанографическим исследовательским судном «Фаддей Беллинсгаузен».

 «Адмирал Владимирский» заходил в Кейптаун в начале января 2016 года. В Рождество, 7 января, судно посетили представители РАЭ – ее руководитель Валерий Лукин и экипаж самолета Ил-76ТД90ВД компании «Волга-Днепр» (состоящий из высококлассных летчиков Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации), участвующий в авиационной поддержке работ в Антарктиде во главе с командиром воздушного судна Михаилом Трубниковым. Летчикам через Никиту Кузнецова была передана подборка книг издательства «Paulsen», специализирующемся на выпуске литературы по Арктике и Антарктиде. Они пополнят библиотеку станции Новолазаревская.

01.jpg


Вид на Кейптаун и причал, у которого стоял «Адмирал Владимирский» в январе 2016 года с Сигнального пика. Фото предоставлено А. Васильевым

 Работы в Антарктиде

9 января, после приема запасов и отдыха личного состава, судно направилось в район Антарктиды. Всего за время перехода из Кейптауна в Антарктику и обратно «Адмирал Владимирский» прошел 13065 миль. Активно работали над решением своих задач сотрудники всех научных групп – гидрографической, гидрометеорологической, радионавигационных измерений и прикомандированные специалисты различных военных и гражданских научных институтов. В антарктических водах работы велись в морях Лазарева, Космонавтов, Содружества, Рисер-Ларсена и Дейвиса.

На протяжении всего перехода гидрографами выполнялся маршрутный промер от Кейтпауна  до окраинных морей Антарктиды.

 Промер – это способ съемки рельефа дна, заключающийся в измерении глубин на галсах (отрезках линии пути судна), отстоящих друг от друга на расстоянии, устанавливаемом в зависимости от рельефа дна и глубин. Полученные в результате данные позволяют уточнить сведения, необходимые для корректуры морских навигационных карт и пособий для мореплавателей.

 Всего за данный этап похода было пройдено 24197 линейных километров промера. Было обнаружено 2 отличительные глубины (заметно отличающиеся в меньшую сторону от окружающих их глубин). После обработки информации сведения о них появятся на морских картах. Навигационно-гидрографические и гидрометеорологические условия по маршруту перехода, в целом, были неблагоприятны для выполнения маршрутного промера. В связи со сложной ледовой обстановкой подходы к берегу оказались невозможны. Большая часть гидрографических измерений была выполнена в районе российской антарктической станции Прогресс, расположенной вблизи залива Прюдс, куда судно пришло 1 февраля. Общая протяженность маршрута на район составила 5880 линейных километров.

07.jpg


Научно-экспедиционное судно «Академик Федоров» и океанографическое исследовательское судно «Адмирал Владимирский» выполняют работы в заливе Прюдс. Фото предоставлено: А. Васильевым

 Океанографические исследования

 Значительную долю исследований любого океанографического судна (как и вытекает из названия всего класса судов) составляют океанографические работы. Не исключение и «Адмирал Владимирский». По всему пути следования, осуществлялись срочные (в стандартные гидрометеорологические сроки) гидрологические наблюдения, по четыре зондирования в сутки, сопровождаемые метеонаблюдениями. На гидрологических станциях, при помощи зондов – профилографов – специальных приборов, опускаемых в океан, до определенной глубины, получались вертикальные профили таких характеристик, как температура, соленость, концентрация растворенного кислорода и скорость звука. Всего было выполнено 238 станций, из них 132 – в Антарктике.

В определенных, интересных для исследования районах, выполнялись пространственные серии таких зондирований, для получения гидрологических разрезов. Особенно интересные результаты получаются, при выполнении разрезов на переходе от шельфа окраинных морей к ложу океана, через континентальный склон. Здесь важнейшие физические и химические характеристики водных масс могут претерпевать радикальные изменения, буквально на расстоянии меньше мили. Приходится делать станции через очень короткие интервалы, что требует напряженной работы и мастерства судоводителей и гидрологов.

04.jpg


Гидрологи выполняют станцию в Антарктике. Фото предоставлено: А.Васильевым

Гидрологической группе экспедиции, состоящей как из опытных сотрудников, много лет занимающихся этой деятельностью – Петра Спирина, Алексея Спиридонова, так и студентов Российского государственного гидрометеорологического университета – Юрия Татаренко, Андрея Соколова и Николая Нижельского, приходилось много работать на пронизывающем ветру, в дневное и ночное время (часто с короткими перерывами между станциями). Но они успешно справились с возложенными на них задачами. Полученная, благодаря их усилиям информация, позволит заметно расширить и уточнить представления о водных массах окраинных морей Антарктиды.

Работы в заливе Прюдс

Подробную характеристику работ, выполненных в заливе Прюдс, дал Александр Артамонов – ведущий океанолог экспедиции, научный сотрудник Арктического и Антарктического научно-исследовательского института. «Южный океан, с точки зрения океанографии, интересен не только неисхоженностью и малоизученностью своих пространств, но и ключевыми, климатообразующими процессами, здесь происходящими. Каждую зиму, лед Южного океана удваивает площадь ледового континента, а летом, тая, уменьшает, что безусловно влияет на климат всей планеты. Кроме того, на антарктическом шельфе и материковом склоне формируются и достигают абиссальных глубин (3000 – 6000 м) наиболее холодные и плотные антарктические донные воды, оказывающие существенное влияние на глобальную структуру и меридиональную циркуляцию вод Мирового океана. Эти воды, занимающие самый нижний слой океана, растекаются по дну на север вплоть до умеренных широт северного полушария. Изменчивость скорости их формирования, влияет на изменение интенсивности меридиональной циркуляции и, в конечном итоге, на изменения климата. Места формирования донных вод на планете можно по пальцам пересчитать и одним из них является море Содружества и занимающий значительную часть его шельфа залив Прюдс. Это третий по величине (после морей Уэдделла и Росса) залив Антарктического побережья.


05.jpg


05. Ведущий океанолог экспедиции, научный сотрудник ААНИИ Александр Артамонов. Фото предоставлено А.Васильевым

Здесь, в рамках совместного проекта участия в 61-й Российской антарктической экспедиции, ОИС «Адмирал Владимирский» и  НЭС «Академик Федоров», выполнили океанографическую съемку. Это уникальный случай кооперации гражданского и военного  океанографических судов в Антарктике. И символично, что такое содружество, проходило именно в море Содружества. Двумя судами в сжатые сроки, было выполнено 167 станций. Столь масштабная съемка в этом районе еще не проводилась.

Целью исследований в заливе Прюдс было изучение процессов на шельфе и материковом склоне, связанных с формированием антарктических донных вод и так называемой «вентиляцией»  глубинных вод Южного океана, а также изучение и уточнение донной топографии залива.

Впервые в этом районе проводилась подробная океанографическая съемка, с малыми расстояниями между станциями, в виде полигона из 11 разрезов, проходящих через бровку шельфа, поперек континентального склона, к западу от котловины Эймери.   При этом, «Адмирал Владимирский» выполнил два разреза в точках, где до сих пор наблюдения не проводились. Предварительный анализ полученных уникальных данных подтверждает опускание по склону холодных и плотных вод в этом месте, но более глубокие выводы о стоящих за этим механизмах, можно будет сделать, лишь по возвращении из похода.


06.jpg


Инженер-гидролог 6-й Атлантической экспедиции Гидрографической службы Балтийского флота Петр Спирин. Фото предоставлено А. Васильевым

В настоящее время остается открытым вопрос о путях проникновения теплых циркумполярных глубинных вод в залив Прюдс и проникновения холодных вод залива за пределы шельфа, поскольку типичные подводные каньоны имеют ширину всего несколько километров и адекватно не представлены на картах. Ответ на этот вопрос может дать только подробный гидрографический промер всего залива, при одновременном выполнении гидрологической съемки. И в этом походе «Адмирал Владимирский» смог выполнить столь не простую задачу, практически для всей, не покрытой льдом, акватории залива.

Проведенная в Антарктической зоне работа дала обширнейший материал для дальнейшего анализа и моделирования процессов трансформации вод на шельфе окраинных морей Антарктиды и их влияния на циркуляцию глубинных вод не только Южного, а и Мирового океана и, как следствие, на климат Планеты в целом»

13.jpg


Члены экипажа и экспедиции во время вручения почетных грамот и объявления благодарностей по итогам работы в Антарктике. Фото предоставлено А. Васильевым

 

Посещение станции Прогресс – российской антарктической столицы

3 февраля группа участников похода во главе с командиром похода капитаном 2 ранга Дмитрием Пунтусом, по приглашению начальника станции Прогресс, основанной в 1987 году и в настоящее время являющейся «российской антарктической столицей», отправилась с визитом на ее территорию. Доставку с борта «Адмирала Владимирского» на берег осуществлял вертолет Ка-32 владивостокского предприятия «Авиалифт», базирующийся на «Академике Федорове». Со времен антарктического похода 1982-1983 гг. вертолет впервые сел на специальную площадку, размещенную на юте «Адмирала Владимирского».

08.jpg


Вертолет Ка-32 садится на вертолетную площадку ОИС «Адмирал Владимирский». Фото предоставлено А. Васильевым

На станции гостей встретили начальник зимовочного состава 61-й РАЭ Дмитрий Серов и начальник станции Прогресс во время 60-й РАЭ – Андрей Миракин. Они показали жилые и служебные помещения, а также дизельную электростанцию и гараж, рассказали об истории станции и работах, которые сейчас ведутся на ней. В свою очередь представители экспедиции поведали о маршруте судна, задачах, выполняемых им в ходе 61-й РАЭ. Полярники поделились данными метеонаблюдений станции. Затем состоялась небольшая экскурсия по территории на транспортных средствах повышенной проходимости.

Анатолий Васильев подарил библиотеке станции свой авторский альбом «Кругосветка». Специальным и сувенирными штемпелями погасили сувенирные конверты, посвященные экспедиции. Наконец сделаны традиционные фотографии на фоне флагов разных стран и указателя со стрелками, на которых указано расстояние до разных городов. Теплое прощание с полярниками – и винтокрылая машина за считанные минуты доставила группу на борт «Адмирала Владимирского». Посещение станции Прогресс не только обогатило научный состав экспедиции новыми данными, но и оставило сильное впечатление у всех, кому довелось побывать там. Многие из присутствовавших впервые соприкоснулись с жизнью полярников.

10_na_stancii_progress.jpg


Члены экипажа и экспедиции ОИС «Адмирал Владимирский» на станции Прогресс. Фото предоставлено А.Васильевым

Научные результаты экспедиции: первоначальная оценка

В составе гидрометеорологической группы работали как судовые метеорологи, так и представители Гидрометеорологической службы обеспечения вооруженных сил России – доцент Военно-учебного научного центра «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» полковник Сергей Дьяков и начальник лаборатории того же центра майор Дмитрий Федоров. За время перехода к берегам Антарктиды, работы там и возвращения в Кейптаун было выполнено 427 метеорологических наблюдений за погодными условиями в стандартные синоптические сроки, а также принят и обработан 161 прогноз развития гидрометеорологических условий. Метеоинформация принималась с помощью комплексов «Характер-К» и «Сюжет-МБ».  

Военными метеорологами проведено 2100 метеорологических измерений по маршруту с дискретностью 1 час следующих параметров: количество и формы облачности, высоту нижней границы облаков,  явления погоды, видимости, направления и скорости ветра, температуры и влажности воздуха. 428 раз проводились измерения температуры и солености в приповерхностном слое воды. Было выполнено 54 гидрологических станции и произведен забор приповерхностных вод.

Основным итогом работы группы радионавигационных измерений (начальник – техник Михаил Зибров) стал вывод о надежности отечественной радионавигационной системы ГЛОНАСС, при помощи которой, точность определения места не выходит за пределы 6 метров. При этом она может справляться со своими задачами без спутников GPS. По итогам обработки данных о рабочих зонах покрытия систем ГЛОНАСС, РСДН-20 и других будет внесена корректура в очередной выпуск справочника «Радиотехнические средства навигационного оборудования».

Специалисты Института радиоэлектроники им. Академика В.А. Котельникова (Алексей Павельев) и Научно-исследовательского института прикладной геофизики (Сергей Усков) занимались изучением состояния ионосферы (слоя атмосферы с высоты 50 – 60 км до 1000 км, насыщенного заряженными частицами – ионами и свободными электронами). Их глобальный вывод – наличие низкого фона ионосферных возмущений в антарктической зоне. Результаты их работы будут использованы Росгидрометом. Пригодятся они и военным морякам – удалось выявить определённую закономерную связь работы приёмоиндикаторов радионавигационных систем с уровнем  возмущения ионосферы.

12.jpg


Вахта на главном командном пункте судна. Фото предоставлено А. Васильевым

Даже беглый обзор основных работ, выполненных учеными во время похода «Адмирал Владимирский» к берегам Антарктиды показывает, что научные результаты, достигнутые его участниками будут использованы не только военными, но и принесут пользу в различных отраслях науки. Информация, полученная российскими гидрографами позволит пополнить морские навигационные карты, руководства и пособия для плавания, что способствует мореплаванию в том или ином районе в более безопасном режиме. Эти глобальные задачи решаются международным морским сообществом, в которое по праву входит Россия.

Их достижение не было бы возможным без напряженной и слаженной работы всего экипажа судна – от капитана и старшего механика до дневальных из команды обслуживания. Именно благодаря их ежедневному труду поход продолжается безаварийно, а все поставленные задачи выполняются. 22 февраля командованием похода были вручены почетные грамоты и объявлены благодарности лучшим специалистам экспедиции по итогам выполнения поставленных задач в окраинных морях Антарктиды.

 

16_kapitan_korablya_i_nachalnik_ekspedicii.jpg


Командир похода капитан 2 ранга Дмитрий Пунтус и капитан судна Александр Пышкин возлагают венок к памятнику русским морякам. Фото предоставлено А. Васильевым

Второй заход в Кейптаун

3 марта «Адмирал Владимирский» вновь пришел в Кейптаун. Помимо пополнения запасов воды, топлива и продовольствия, а также отдыха личного состава, для моряков судна представителями Посольства, Генерального Консульства, аппарата Военного Атташе РФ в ЮАР и представителей южно-африканских ВМС была приготовлена обширная программа мероприятий.

4 марта состоялся визит командования походом к флаг-офицеру Военно-Морских сил ЮАР контр-адмиралу Млана и командиру военно-морской базы Саймонстаун контр-адмиралу Дламини. В этот же день на военном кладбище Саймонстауна, расположенном недалеко от главной базы ВМС ЮАР, состоялась церемония отдания воинских почестей и церковного поминовения русских моряков, похороненных здесь с 1809 по 1912 годы. (на сегодняшний день известны фамилии 16 человек).  Панихиду отслужил священник похода – отец Олег (Артемов) совместно с отцом Даниилом (Луговым) – настоятелем храма Святого Преподобного Сергия Радонежского, находящегося в окрестностях Йоханнесбурга. В мероприятии приняли участие Чрезвычайный и Полномочный Посол России в ЮАР Михаил Петраков, Военный Атташе России в ЮАР полковник Николай Пушистов, Генеральный Консул Роман Амбаров, вице-консул Алексей Егоров, капитан научно-экспедиционного судна «Академик Федоров» Игорь Стецун и другие официальные лица.

17.jpg


Командование похода, дипломатические представители России в ЮАР и офицеры ВМС ЮАР отдаю воинские почести на кладбище в Саймонстауне. Фото предоставлено А. Васильевым

В Саймонстауне установлен памятный знак, посвященный одной из страниц истории Российского флота. 3 мая 1805 года шлюп «Диана» под командованием выдающегося российского мореплавателя лейтенанта Василия Головнина был задержан в бухте Саймонс-Бей британскими кораблями. Незаконное интернирование продолжалось больше года. 28 мая 1809 года русские моряки обрубили якорные канаты и покинули бухту. Знак в память об этом событии был установлен 28 мая 2009 года Правительством России и Обществом истории ВМС ЮАР.

5 марта ОИС «Адмирал Владимирский» посетила делегация дипломатических представителей России в ЮАР, во главе с Послом Михаилом Петраковым. На следующий день на борту судна состоялся концерт, приуроченный к приближающемуся Международному женскому дню – 8 марта, организованный представителями Посольства РФ. Перед собравшимися выступил местный рок-исполнитель Уэстлей Энгельбрехт. Музыкальные хиты, исполненные им под гитару не оставили равнодушными никого. 7 марта в Саймонстауне прошли соревнования по мини-футболу, волейболу и настольному теннису между российскими и южноафриканскими моряками. В этот же день судно посетила делегация моряков ВМС ЮАР. В праздничный день 8 марта «Адмирал Владимирский» покинул Кейптаун. Для членов экипажа и участников экспедиции начался путь домой.

19.jpg


19. Памятный знак, установленный в честь шлюпа «Диана» в Саймонстауне. Фото предоставлено А. Васильевым

 Важным итогом данной части похода является завершение основной части работы (подготовка текстов, иллюстраций, верстка) книги-альбома «"Адмирал Владимирский". Поход к берегам Антарктиды 2015 – 2016», созданной на борту судна Анатолием Васильевым и Никитой Кузнецовым. Иллюстрированное издание объемом 256 страниц посвящено не только событиям и итогам похода, но мемориальной составляющей маршрута, который проходил по многим местам, связанным с историей Российского флота.

Текст: Никита Кузнецов, с борта ОИС «Адмирал Владимирский»

Фото: Анатолия Васильева

  • 11.	ОИС «Адмирал Владимирский» в районе залива Алашеева в море Космонавтов. Фото предоставлено А. Васильевым
Вид на Кейптаун и причал, у которого стоял ОИС «Адмирал Владимирский» в январе 2016 г. с Сигнального пика. Фото предоставлено А. Васильевым
Члены экипажа ОИС «Адмирал Владимирский» во время экскурсии на мыс Доброй Надежды. Фото предоставлено А. Васильевым
Летчики самолета Ил-76ТД90ВД в конференц-зале ОИС «Адмирал Владимирский» с капитаном судна Александром Пышкиным, священником похода отцом Олегом (Артемовым) и корреспондентом журнала «Морской сборник» Никитой Кузнецовым. Фото предоставлено А. Васильевым
Гидрологи выполняют станцию в Антарктике. Фото предоставлено А. Васильевым
Ведущий океанолог экспедиции, научный сотрудник ААНИИ Александр Артамонов. Фото предоставлено А. Васильевым
Инженер-гидролог 6-й Атлантической экспедиции Гидрографической службы Балтийского флота Петр Спирин. Фото предоставлено А. Васильевым
Научно-экспедиционное судно «Академик Федоров» и ОИС «Адмирал Владимирский» выполняют работы в заливе Прюдс. Фото предоставлено А. Васильевым
Вертолет Ка-32 садится на вертолетную площадку ОИС «Адмирал Владимирский». Фото предоставлено А. Васильевым
Гости с ОИС «Адмирал Владимирский» с российскими полярниками в кабинете начальника станции Прогресс. Фото предоставлено А. Васильевым
Члены экипажа и экспедиции ОИС «Адмирал Владимирский» на станции Прогресс. Фото предоставлено А. Васильевым
11.	ОИС «Адмирал Владимирский» в районе залива Алашеева в море Космонавтов. Фото предоставлено А. Васильевым
ОИС «Адмирал Владимирский» в районе залива Алашеева в море Космонавтов. Фото предоставлено А. Васильевым
Вахта на главном командном пункте судна. Фото предоставлено А. Васильевым
Члены экипажа и экспедиции во время вручения почетных грамот и объявления благодарностей по итогам работы в Антарктике. Фото предоставлено А. Васильевым
14. Часть женского состава экипажа судна. Фото предоставлено А. Васильевым
Торжественная церемония на военном кладбище в Саймонстауне. Фото предоставлено А. Васильевым
Командир похода капитан 2 ранга Дмитрий Пунтус и капитан судна Александр Пышкин возлагают венок к памятнику русским морякам. Фото предоставлено А. Васильевым
Командование похода, дипломатические представители России в ЮАР и офицеры ВМС ЮАР отдаю воинские почести на кладбище в Саймонстауне
Музей ВМС ЮАР в Саймонстауне. Фото предоставлено А. Васильевым
Памятный знак, установленный в честь шлюпа «Диана» в Саймонстауне. Фото предоставлено А. Васильевым
Концерт южноафриканского рок-музыканта Уэстлея Энгельбрехта на вертолетной площадке ОИС «Адмирал Владимирский». Фото предоставлено А. Васильевым
Южноафриканский музыкант Уэстлей Энгельбрехт с членами экипажа и экспедиции ОИС «Адмирал Владимирский». Фото предоставлено А. Васильевым
Обложка альбома Анатолия Васильева и Никиты Кузнецова, посвященного походу ОИС «Адмирал Владимирский» к берегам Антарктиды. Фото предоставлено А. Васильевым