Найдена инновационная технология строительства в Арктике

У термина «новые технологии» в последнее время сложился устойчивый стереотип восприятия. Будто бы «новые технологии» — это только то, что связано с микрочипами, алгоритмами и электродвигателями. Но на самом деле поиск новых технологий это в первую очередь процесс переосмысления экосистемы человека, способов ответа на современные потребности и вызовы новой реальности.

Когда мы, участники объединения «Маяк Арктики», стали разрабатывать вижн нового севера, то столкнулись с достаточно тривиальными проблемами. И, как и во всех остальных областях, они содержатся в семантике –> в словах, которые мы используем для выражения мысли. Раньше говорили «покорять север» или «осваивать север», но при этом север так и не становится ни покорным, ни своим.

п. Тикси, 2020

Чтобы быть на севере, мы сами должны освоиться и покориться. Только став Арктике своими, мы сможем развиваться и жить здесь.

Поэтому мы стали рекомендовать использовать слова «открывать север», «познавать север» и «развивать север».

Только в симбиотическом состоянии принятия Арктики и себя в ней мы сможем добиться синергии и взаимного развития.

Первичной целью «Маяка Арктики» стало строительство и эксплуатация научно-исследовательского центра в поселке Тикси — площадки для эффективного взаимодействия и кооперации организаций, объединенными «северным намерением».

Путин: именно в знак уважения ко всем поколениям отечественных исследователей, первопроходцев мы объявили наступивший год Годом науки и технологий

А как строить здания в Арктике в 21 веке? Так перед нами встала задача найти новую технологию строительства с ключевыми критериями:

  • Экономичность. Топливо на севере стоит значительно дороже, чем на «большой земле», и с каждым годом будет только дорожать. Поэтому необходимо снизить затраты на отопление помещений.
  • Экологичность. Вывозить строительный мусор, бочки из под топлива и вышедшие из строя здания — слишком тяжело и дорого. Поэтому по результату советского периода освоения все берега завалены десятками тысяч бочек — их сбор и утилизация/вывоз слишком сложны в условиях короткого навигационного периода.
  • Скорость строительства. Лето у нас короткое, зато малоснежное. Длится оно всего один месяц в году, да и то не всегда. Поэтому технология должна позволять совершать строительство либо быстро, либо круглогодично.
  • Легкость. При использовании свайных фундаментов, мерзлота начинает «гулять», что приводит к трещинам и авариям. Поэтому абсолютный вес материала должен быть таков, чтобы под ним сваи не плыли и не приходилось подмораживать почву вокруг них.
  • Ёмкость и простота в транспортировке. Должна быть возможность перевозить уже готовые строительные блоки, занимающие минимальное пространство на кораблях.
  • Эстетичность. Север мрачен в полярную ночь и тосклив в весенне-осенние туманы. Экосистема человека на севере должна содержать в своём ДНК природную красоту. Людям нужно тепло уюта, а не только отопление. Северянам нужны дома, которые хочется называть домом, и в которые не стыдно пригласить гостей с материка.

Каменное строительство сразу отпало. Камень не экономичен, чтобы его протопить требуется много топлива. Под ним деградирует мерзлота, сваи начинают гулять — приходится использовать фреоновые «холодильники» для промораживания почвы в тёплый сезон. Охлаждать мерзлоту!

Металлоконструкции (сталь и алюминий) и пластик с утеплителем тоже отпали из-за своей неэкологичности, сложности с вывозом мусора. Ну а главное, что уже сегодня мы должны смотреть на 50 лет вперёд — что делать с металлопластиковыми домами, когда они придут в негодность? Необходимо думать не только о северном завозе, но и о северном вывозе. Оставить решение этого вопроса нашим внукам, как наши деды оставили решения вопроса бочек нам?

п. Тикси, 2020

Транспортировка была, есть и всегда будет наиболее сложным вопросом в развитии севера, и не стоить рассчитывать на то, что в прекрасном будущем появятся телепортаторы строительного мусора. Для примера, свалки в Тикси занимают уже такую же площадь, как и сам город и до сих пор невозможно найти адекватного способа каким-то образом это всё вывезти для последующей утилизации. Тиксинские цветные и чёрные металлы в процессе вывоза станут драгоценными.

Из экологичных материалов человечество до сих пор не изобрело ничего лучше древесины. Это подтвердилось, когда по следам экспедиции барона Толля мы пришли в бывшую промысловую станцию Дурнов в соседней бухте с бухтой Ниерпалах, где была вморожена легендарная яхта «Заря» на зимовку. Мы увидели, что построенные ещё при царе деревянные здания целы невредимы и до сих пор пригодны для жизни, а каменные здания соседней «полярки», построенные в советском союзе, превратились в руины.

«Дурнов стан», о. Котельный, 2019

Кроме того, мы собрали данные, какими материалами пользуются коренные народы севера в отдаленных районах Булунского улуса. Опять дерево. Почему? Оно отвечает пяти критериям идеального северного материала: экологичное, красивое, теплоёмкое, лёгкое, быстрое в строительстве.

Арктика требует нового подхода к технологии использования дерева. Какие есть новые технологии на рынке деревянного строительства?

Рассудив так, мы пришли к выводу, что нужна новая технология строительства из древесины, потому что все традиционные деревянные дома не соответствуют строительным нормам теплоэффективности, их нужно дополнительно утеплять, а это сводит на нет многие преимущества такого строительства. Кроме того, технология должна позволять «собрать дом» быстро и легко, малыми силами. А еще, искомое решение должно решать самый широкий спектр задач — от строительства полярных станций и научно-исследовательских центров до целых городов. Но где же такую технологию найти?

Алтай, 2021

Тут нам помогла элементарная логика. Технологию строительства на севере надо искать… на севере. Логично? Кто ещё кроме северян может придумать такое? Там мы её и нашли: на севере, да ещё и в горах.

Житель Республики Алтай Ревякин Виктор Иванович, океанограф, метеоролог и эколог, всю свою жизнь посвятил изучению погоды и её влияния на нашу жизнь. Он всего лишь хотел построить дом для сына в Барнауле, а в результате придумал технологию монолитного строительства из дерева, которую назвал «Алтайский Тёплый Дом».

Слева Евгений Бадмаев — координатор Маяка Арктики на Алтае; справа Виктор Ревякин — автор технологии «Алтайский Теплый Дом».

Она проста до гениальности. Я могу упростить её описание до двух слов: принцип термоса. Самый лучший теплоизолятор — это воздух. Лучше воздуха — только вакуум, но его на Земле нет.

Стена толщиной в 28 сантиметров: 20 сантиметров дерева и 8 сантиметров воздуха. Воздушные тоннели внутри стены расположены в шахматном порядке и не соединяются ни друг с другом, ни с атмосферой внутри или снаружи дома. Узкая и широкая доски чередуются и оставляют между собой пустотный канал. Такая стена-термос заменяет 85,5 см соснового бруса или кирпичную стену толщиной 3 метра. Звучит как фантастика. Ещё более фантастично, что такая деревянная монолитная конструкция в разы прочнее кирпича.

Смотрите интервью с создателем и автором патента. Лучше, чем он, всё равно никто не расскажет.

Сегодня кластер «Маяк Арктики» объединяет самые разные организации, готовые к нестандартному мышлению и поиску новых решений для развития заполярных регионов.

Мы убеждены, что русский север обладает невероятным инвестиционным потенциалом. Мы открыты идеям, людям и организациям. Мы искренне верим, что только коллаборация романтиков, предпринимателей и коренных народов позволит вдохнуть новую жизнь в Арктику.

Текст: Кирилл Блинов
Фото/видео: Илья Кравченко


Все вопросы, предложения, заявки на участие направляйте на адрес: reg14atrgo.ru с пометкой «Маяк Арктики».