Найдены и опознаны: подводные исследователи обнаружили четыре судна, участвовавших в Таллинском прорыве

Четыре советских судна найдены и идентифицированы специалистами Разведывательно-водолазной команды в ходе первого этапа экспедиции РГО "180 миль до Ленинграда. История Таллинского прорыва на современной морской карте". На погибших в августе 1941 года транспортах находятся останки 2,5 тысяч человек.

С 5 по 15 мая подводные исследователи совершили несколько погружений юго-западнее острова Мощный в Финском заливе, где, по имевшимся данным, затонули четыре транспорта. Они перевозили раненых красноармейцев и гражданских лиц. Все четыре судна были обнаружены водолазами на глубинах 30-50 метров.

О первой находке мы уже рассказали – это транспорт №524 (более известный как "Калпакс"). Три другие судна –  №511 ("Алев"), №547 ("Ярвамаа") и №563 ("Атис Кронвальдс"). 29 августа 1941 года все они погибли от многочисленных ударов немецкой авиации.

Трагедия произошла в ходе так называемого Таллинского прорыва – эвакуации Краснознаменного Балтийского флота из порта Таллина в Кронштадт. Переход сопровождался колоссальными потерями. Из 225 кораблей и судов оказались потоплены 62. Число человеческих жертв – более 15 тысяч, в основном - раненные бойцы и мирные граждане. Тем не менее большую часть судов и личного состава удалось спасти. Впоследствии они сыграли важную роль в обороне Ленинграда.

Крупнейшая в истории Великой Отечественной войны трагедия на Балтике до сих пор оставалась в тени. В частности, потому что не были найдены и опознаны все погибшие в ходе Таллинского прорыва суда.

РГО совместно "Разведывательно-водолазной командой" и морской инженерной компанией "Фертоинг" организовала экспедицию "180 миль до Ленинграда. История Таллинского прорыва на современной морской карте". Проект был поддержан Фондом президентских грантов и компанией "Транснефть".

Поиск четырех судов у острова Мощный стал первой и очень успешной частью экспедиции.

- Погода на Балтике благоприятствовала поискам, и видимость под водой была в целом неплохая – до пяти-семи метров в первые дни, – рассказал руководитель экспедиции Константин Богданов. –  К концу поисков вода стала заметно более мутной из-за мелкодисперстной взвеси, но мы сумели произвести фотосъемку объектов и доподлинно опознать затонувшие суда по найденным предметам и конструктивным особенностям.

По словам Константина Богданова, погружения прошли штатно. Все члены команды живы и здоровы, оборудование работало без отказа. Следующим важнейшим этапом может стать исследование района, где в августе 1945 года несколько кораблей, также шедших из Таллина в Кронштадт, подорвались на минных полях.

- Мы хотели бы вместе с подводными исследователями из Эстонии и Финляндии сделать идентификацию и съёмку судов, погибших у мыса Юминда в территориальных водах Эстонии, - говорит руководитель экспедиции. –  Надеюсь, что эстонские власти пойдут нам на встречу – согласуют приезд нашей команды и проведение исследований.

Еще одной важной локацией для подводных исследователей являются район акватории Финского залива у острова Гогланд. Здесь о сих пор не найдено по меньшей мере три судна, участвовавших в Таллинском переходе.

В целом, ходе нынешней экспедиции её участники надеются найти и идентифицировать полтора десятка военных кораблей и гражданских судов, покоящихся на дне Финского залива. Благодаря участию в проекте компании "Фертоинг", по итогам поисковой работы будет создана интерактивная карта с точными координатами затонувших судов и их трехмерными проекциями. Планируется также собрать максимум информации о людях, чьи жизни оборвались в ходе Таллинского прорыва.

В конце августа, в день 80-летия трагедии, организаторы экспедиции совместно с Министерством обороны России и Балтийским флотом собираются провести мемориальную акцию, в которой примут участие потомки погибших и выживших участников Таллинского прорыва. 

 

Погибшие и найденные

Ниже даны описания судов, обнаруженных в ходе первой части экспедиции "180 миль до Ленинграда: история Таллинского прорыва на современной карте" с 5 по 15 мая 2021 года

Транспорт «Калпакс» (№524)

Латвийский пароход французской постройки 1914 года.

В Таллине принял на борт около тысячи человек, из них 850 раненных, остальные – в основном женщины и дети. В ходе перехода судно неоднократно останавливалось на минных полях и героически спасало людей с погибающих судов. По разным оценкам к вечеру 29 августа на судне было до 1,5 тысячи человек, почти все раненные и спасенные из воды.

«Калпакс» затонул 29 августа 1941 года в 16 час. 46 мин, после попадания трех авиабомб.

История героической гибели "Калпакса".

Однозначная идентификация стала возможна после находки на носовой оконечности судна колокола с первоначальным названием транспорта - «Marie Louise» и указанием года и места постройки – 1914, город Нант.

В трюмах и на палубе обнаружены многочисленные останки людей, полевые кухни, госпитальные прачечные котлы на конной тяге, стрелковое оружие и каски раненных бойцов.

Впервые корпус судна был обнаружен экспедицией «Поклон кораблям Великой Победы» около двух лет назад во время поиска подводной лодки М-96, но не обследовался.

Транспорт «Алев» (№511)

Эстонский пароход английской постройки 1909 года.

В Таллине принял на борт 670 раненных. Во время перехода останавливался и принимал на борт людей с погибающих судов, в том числе со штабного корабля «Вирония». Сколько человек было на борту судна к моменту гибели, неизвестно.

29 августа затонул после многочисленных ударов немецкой авиации со всем личным составом. Это 18 моряков и 670 раненых, а также неустановленное число спасенных с других судов. Подробности гибели не сохранились. «Алев» обнаружен в непосредственной близости от санитарного транспорта «Калпакс».

В результате подводного обследования установлено, что «Алев» получил прямые попадания авиабомб в носовые трюма и рубку. Судно переломилось пополам затонув почти мгновенно, что объясняет большое количество жертв. Корма транспорта высоко поднимается над грунтом, в то время как носовая часть переломлена и лежит почти на уровне грунта. На носу найден судовой колокол, но без названия. Идентификация транспорта была сделана по сравнению характерных конструктивных элементов обнаруженного судна с историческими фотографиями «Алева». В трюмах и на палубе обнаружены останки погибших бойцов, элементы амуниции и личного стрелкового оружия. Под бортом, на дне обнаружены обломки легкового автомобиля, упавшего с палубы.

Транспорт «Атис Кронвальдс» (№563)

Латвийский пароход немецкой постройки 1900 года.

В Таллине принял на борт 800 человек, в основном гражданских, а также имущество и оборудование Таллинского военного порта.

Вечеров 29 августа погиб от ударов немецкой авиации. В воде оказалось около 800 человек. Несколько часов спустя к месту гибели парохода подошло небольшое парусно-моторное судно, ему удалось подобрать из воды всего около сорока человек, в том числе и раненого капитана судна Эмсина.

На носовой оконечности обнаружен судовой колокол с надписью Stör Kiel 1909. Помимо останков погибших пассажиров, в трюмах и на палубе обнаружены многочисленные тюки и ящики, на кормовой палубе судоремонтное оборудование.

Идентификация транспорта была сделана по сравнению характерных конструктивных элементов обнаруженного судна с историческими фотографиями «Атиса Кронвальдса» и по анализу обнаруженного на борту груза.

Транспорт «Ярвамаа» (№547)

Эстонский пароход английской постройки 1894 года.

В Таллине принял на борт около 800 человек, в основном военных моряков из штабов КБФ и Бригады торпедных катеров, а также флотское имущество и вооружение со складов в Таллине.

Вечером 29 августа был тяжело поврежден ударами немецкой авиации, от попаданий авиабомбы загорелась центральная надстройка. Поздно вечером 29 августа подошедшие на помощь тральщики спасли с горящего «Ярвамаа» более 500 человека. К концу дня 29 августа на «Ярвамаа» помимо находившихся там пассажиров из Таллина, были спасшиеся с «Калпакса». Выгоревший и пустой «Ярвамаа» затонул утром 30 августа, переломившись пополам в районе носовых трюмов. Корма транспорта возвышается над грунтом, а переломившаяся носовая оконечность погрузилась в грунт до уровня палубы.

На носу судна обнаружен сильно коррозировавший судовой колокол, название на котором не читалось. Останки людей и элементы амуниции были обнаружены на кормовой палубе, а в кормовом трюме обнаружено военно-морское имущество: буи, параваны, ящики и т.д.

Идентификация транспорта была сделана по сравнению характерных конструктивных элементов обнаруженного судна с историческими фотографиями «Ярвамаа», и по анализу обнаруженного на борту груза, а также благодаря следам пожара в районе надстройки.