Проект "Раскрывая тайны линкора "Императрица Екатерина Великая"

Подписка на RSS - Проект "Раскрывая тайны линкора "Императрица Екатерина Великая"
Линкор "Императрица Екатерина Великая"

Так называется подводная экспедиция к затопленному линкору времен Первой мировой войны, организованная Краснодарским краевым отделением Русского географического общества. Проект посвящен 100-летию начала Первой мировой войны и вековой годовщине спуска на воду легендарного линкора в мае 2014 года. Это один из ключевых подводных проектов Общества. В 2014 году Отделение получило медиа-грант для создания фильма о судне и экспедиции. В 2016на большой экран вышел документальный фильм «Второе рождение линкора». В картине нашли отражение исторические события начала ХХ века и рассказ о современной подводной экспедиции Краснодарского регионального отделения РГО.

В мае 1911 года император Николай II утвердил программу обновления Черноморского флота, предусматривавшую строительство трех новых линейных кораблей, одним из которых стала "Императрица Екатерина Великая". Корабль был спущен на воду в мае 1914 года. Мощное бронирование, двадцать 130-миллиметровых бортовых орудий и двенадцать 305-миллиметровых орудий главного калибра в четырех башнях сделали новые линкоры грозным оружием, с которым считались все воюющие державы на Черном море.

Из трех новых линкоров только "Императрица Екатерина Великая" побывала в серьезном бою. В декабре 1915 года во время патрулирования она встретила германо-турецкий линейный крейсер "Гебен". Последний, использовав свое преимущество в скорости, ушел в Босфор, чудом уцелев под огнем нашей артиллерии.

После революции "Императрицу Екатерину Великую" переименовали в "Свободную Россию".

1 мая 1918 года линкор перевели из Севастополя, занятого немцами, в Новороссийск. Новый германский ультиматум Брестского мира поставил моряков перед выбором: вернуться в Севастополь, поверив обещаниям немцев об интернировании флота, или затопить линкор, как требовал шифрованный приказ из Москвы. Часть экипажа дезертировала, большинство оставшихся матросов требовали вести линкор в Севастополь. Однако офицеры решили не отдавать корабль врагу.

В июне 1918 года "Императрица Екатерина Великая", она же "Свободная Россия", была затоплена в Цемесской (Новороссийской) бухте. Такая же участь постигла многие другие суда Черноморского флота.

В 30-е годы XX века специально созданная для подъема затонувших судов государственная организация "Экспедиция подводных работ особого назначения" (ЭПРОН) подняла большую часть затопленных кораблей, но линкор так и остался на дне. Накануне Второй мировой войны вспомнили о башнях затопленного линкора. Их подняли и передали советскому флоту, а орудия установили на 30-й и 35-й башенных батареях береговой обороны под Севастополем. Сейчас корпус некогда грозного боевого корабля покоится на глубине 38–40 метров на траверзе мыса Дооб.

Специалисты Центра подводных исследований Краснодарского краевого отделения несколько лет готовились к проекту "Раскрывая тайны линкора "Императрица Екатерина Великая". И наконец в 2013 году под руководством председателя Отделения Ивана Чайки и главы Центра подводных исследований Сумбата Александрова началась кропотливая работа.

img_1052.jpg


Найденные детали корабля

За первый год дайверам удалось проникнуть во внутренние помещения корабля и частично расчистить их от илистых отложений и завалов. Была проведена фото- и видеосъемка линкора и его элементов, составлена 3D модель судна. Были демонтированы и подняты на поверхность отдельные конструкции и прочие предметы, имеющие мемориальную ценность. Проведена работа по поиску документов, связанных с историей корабля. Кроме того специалисты провели экологический мониторинг акватории Черного моря.

В 2014 году, в честь 100-летия спуска на воду линейного корабля "Императрица Екатерина Великая", на нем под водой была установлена мемориальная доска, а также прошло одно из самых значимых событий проекта – встреча с потомками моряков, служивших на линкоре. Специально к столетию линкора организаторы проекта выпустили памятную медаль. Она изготовлена из материалов с затопленного судна. Эти памятные награды были вручены самым активным участникам экспедиции и потомкам моряков с легендарного корабля.

В мае 2019 года исполнилось 105 лет с момента спуска на воду легендарного линейного корабля «Императрица Екатерина Великая». В канун юбилея в адрес Краснодарского регионального отделения Русского географического общества пришло письмо от внука матроса, служившего на легендарном линкоре.

Письмо от Юрия Машкова – внука матроса линкора «Императрица Екатерина Великая» Николая Егоровича Чернышова – содержало фотографии из семейного архива и известную ему информацию о службе деда. Потомок моряка сообщил, что он очень гордился ей, а также участием в боях против германских крейсеров «Гебен» и «Бреслау».

Проект «Раскрывая тайны линкора «Императрица Екатерина Великая» продолжается и сегодня. Ведется архивная работа, готовятся новые музейные экспозиции. Коллективу дороги любые сведения о судьбах членов экипажа линкора. Благодаря письму Юрия Машкова нам стали известны новые имена матросов, оставивших свои автографы на пожелтевших фотокарточках – Михаил Игнатович Кулик, Андрей Васильевич Туманов, Роман Андреевич Позняк, Сергей Игнатович Бобровников, Андрей Васильевич Тулинов, Василий Ильич Плющ.

Если вам что-то известно о судьбах этих людей, свяжитесь с поисковой группой проекта по электронному адресу reg23atrgo.ru.  

Большую помощь в работе над проектом "Раскрывая тайны линкора "Императрица Екатерина Великая" оказали корпоративная ассоциация "Газпром на Кубани" и ООО "Воксиа".

События и статьи