Подводная лодка К-2

Подписка на RSS - Подводная лодка К-2

Историческая справка

К-2 крейсерская подводная лодка ХIV серии

По публикациям М. Морозова

(с сайта sovboat.ru с исправлениями и дополнениями)

Заложена 27 декабря 1936 года под стапельным номером 452 на заводе № 194 в Ленинграде. 29 апреля 1938 года подводная лодка была спущена на воду, а 16 декабря 1939 года после проведения комплекса приемо-сдаточных испытаний вступила в строй, командовал кораблем капитан 3 ранга Уткин Василий Прокофьевич (Прокопьевич). 26 мая 1940 года на корабле состоялась церемония поднятия Военно-морского флага, а уже на следующий день К-2 по Беломоро-Балтийскому каналу отправилась на Север. 7 июля она прибыла в Беломорск, и в этот же день была зачислена в состав 1-го дивизиона бригады ПЛ СФ; 18 июля подлодка официально вошла в состав Северного флота.

i.jpg


Подводная лодка типа «К» в Полярном, 1941 - 1942 гг.

20 июля при переходе из Белого моря в Полярный в районе Семи Островов К-2 столкнулась с сопровождавшим её эсминцем «Карл Либкнехт». Удар пришелся по касательной, но, тем не менее, корпуса обоих кораблей получили многочисленные вмятины. После аварийного ремонта экипаж подлодки приступил к отработке задач боевой подготовки, и, хотя осенью 1940 года субмарина провела комплекс испытаний минного устройства с учебной постановкой мин, многого сделать не удалось, к началу Великой Отечественной войны корабль находился в организационном периоде. К-2 только что завершила гарантийный ремонт в Мурманске, а экипаж подлодки готовился к отработке задач боевой подготовки. В дополнение к этому, у командира субмарины обнаружилась серьезная болезнь, его планировалась списать на береговую должность, а вместо него назначить выпускника Военно-морской академии капитан-лейтенанта М.А. Бибеева, но вскоре, по мнению врачей, здоровье В.П. Уткина пошло на поправку и, он остался командиром К-2.

В свой первый боевой поход К-2 вышла только под утро 7 августа 1941 года. К этому времени экипаж корабля наспех сдал лишь первые задачи «Курса», но не провел ни одной стрельбы; ни торпедами, ни артиллерией. Его действия, которые должны были проходить в районе Тана-фьорд – Бос-фьорд (позиция № 4) обеспечивал командир 1-го дивизиона ПЛ капитан 2 ранга М.И. Гаджиев. Вечером 8 августа субмарина в подводном положении проникла в Тана-фьорд, но там никого не оказалось. Следующим вечером К-2 встретила танкер порядка 3000 тонн, шедший без охранения. Командир подлодки решил атаковать его торпедами, но судно повернуло и ушло за волнолом в бухту Берлевог, а как только подлодка отошла от берега, снова вышло в море. На этот раз, не желая упускать цель, командир подлодки приказал расстрелять танкер артиллерией. С дистанции около 4 миль К-2 открыла огонь из носового 100-мм орудия, успев, пока судно не скрылось за островами в Конгс-фьорде, сделать восемь выстрелов, но попадания в цель не добилась.

k2_1.jpg


Одна из североморских «катюш» ведет огонь из носового 100-мм орудия

Следующая встреча с противником состоялась вечером 10 августа, когда К-2 обнаружила два судна под охраной пары сторожевиков, шедших курсом на Киркенес. Пытаясь занять выгодную позицию для атаки, субмарина в надводном положении обогнала караван, но в пути была обнаружена и обстреляна кораблем сопровождения. Впрочем, это не помешало К-2 произвести атаку. С дистанции 4 кбт подлодка выпустила две торпеды из кормовых аппаратов по одному из транспортов, но взрывов не последовало. На К-2 посчитали, что причиной неудачной атаки стала потеря внезапности. Похожая ситуация случилась спустя сутки, когда при попытке обогнать конвой в надводном положении К-2 была обнаружена миноносцем (в реальности это был учебный корабль «Бремзе»), который пошел на сближение. Субмарине пришлось срочно погрузиться, и атака сорвалась.

День 13 августа был насыщен боевыми эпизодами. Утром в районе Тана-фьорда подлодка встретила транспорт в сопровождении сторожевика. Из-за ошибок рулевой группы подводная лодка не смогла держать нужную глубину. Перископ то погружался, то сильно выходил из воды, в итоге, он был замечен и обстрелян. Две торпеды, которые подлодка все-таки выпустила по судну, прошли мимо цели. Через несколько часов К-2 обнаружила пару германских эсминцев (вероятно, Z-7 и Z-20), но атаковать их не смогла из-за большой дистанции до цели, а днем субмарина встретила тральщик (один из германских рыболовных траулеров). С дистанции 7 кбт подлодка выпустила по нему торпеду, которая прошла в 5-7 м от форштевня. Поскольку с судна обнаружили перископ подлодки, на нем предпочли повернуть к береговой черте. Всплыв, субмарина попыталась уничтожить его артогнём, но ни один из 15 100-мм снарядов, выпущенных К-2, в цель не попал, а траулер, бросив улов, тем временем полным ходом ушел под берег.

k2_3.jpg


Подводная лодка К-2 топит транспорт противника 12 сентября 1941 г. Художник П. Павлинов

Дальнейшее патрулирование так же не принесло успеха. Дважды (16 и 19 августа) К-2 обнаруживала конвои противника, но, так как подлодка находилась далеко от берега, догнать их не смогла; старая аккумуляторная батарея субмарины (срок эксплуатации с марта 1939) разрядилась, не хватило плотности электролита. Попытка пуска торпед по одиночному миноносцу (в действительности учебный корабль «Бремзе») вечером 20 августа завершилась обнаружением подлодки и контратакой, в ходе которой враг безрезультатно сбросил на субмарину 10 глубинных бомб.

В дополнение к этому, еще 15 августа на подлодке из-за заржавевших баллеров перестали заваливаться носовые горизонтальные рули. В ночь на 30 августа К-2 начала возвращение в базу, и утром 31-го прибыла в Полярный.

К этому времени на Север поступили мины ЭП, предназначенные для «катюш» (к началу войны флот располагал для подводных минных заградителей лишь шестью практическими и 16 боевыми минами типа ЭП, причем, у последних, состояние гидростатических коробок и пороховых замедлителей исключало их боевое использование). Так как в следующем боевом походе К-2 предстояло первой из подлодок Северного флота выставить минное поле у побережья противника, и, учитывая то, что предыдущий патруль субмарины прошел безрезультатно, на ее борту снова вышел в море комдив Гаджиев.

7 сентября субмарина покинула Полярный. На этот раз ей предстояло действовать в районе северо-западнее Вардё (позиция № 5). Утром 10 сентября она успешно произвела постановку мин заграждения № 14 между мысом Кибергнес и островом Вардё. Они ставились в сложном районе мелководья из подводного положения. К-2 рисковала сесть на мель, тем самым, обнаружив себя. К сожалению, из-за отказа минного устройства (неверно отрегулированные рычаги сбрасывания не возвращались в исходное положение, и их приходилось проворачивать вручную) было выставлено всего три банки по четыре мины. Последняя, 13-я мина была сброшена с помощью ручного привода в 600 м от третьей банки, а семь мин в шахтах левого борта вернулись обратно в базу. К счастью для немцев, мины были выставлены в стороне от судоходного фарватера. Они были обнаружены при контрольном тралении 3-й флотилией тральщиков 8 ноября и в ноябре-декабре уничтожены.

После постановки мин К-2 сместилась вдоль побережья к западу. Днем 12 сентября у мыса Харбакен подлодка встретила норвежский грузопассажирский пароход Lofoten (1571 брт), осуществлявший каботажные перевозки на линии Берген – Киркенес. Субмарина не смогла занять позицию для торпедной атаки, поэтому было решено атаковать судно артиллерией. Всплыв, К-2 открыла огонь из носового орудия. Комендоры под командованием лейтенанта З. М. Арванова с дистанции 40-45 кбт за 7 минут выпустили 26 100-мм снарядов. С подводной лодки наблюдали, как цель, получив несколько попаданий, повернула к берегу. Обстрел прервал гидросамолет Ar-196. Подлодка была вынуждена срочно погрузиться, и сделала это вовремя, так как вскоре на субмарине отметили два взрыва глубинных бомб. Через полчаса, всплыв под перископ, подводники уже не обнаружили судно, которое успело скрыться за одним из островов. Тем не менее, транспорт посчитали потопленным.

k2_4.jpg


На вахте сигнальщик К-2 П.К. Степушкин. Фото Н. Веринчук

Степушкин Петр Климентьевич (1914 - после 1985). Участник пяти боевых походов на К-2 и боев на сухопутном фронте. В мае 1942 года был ранен, с середины 1943 года командир отделения рулевых на Щ-404, старшина 1 статьи

Днем 18 сентября К-2 благополучно вернулась в Полярный. У входа в Екатерининскую гавань подводная лодка дала один холостой выстрел из орудия, что в дальнейшем стало традицией для североморских подводников, возвращавшихся из успешного боевого похода, когда вернувшаяся субмарина давала столько холостых залпов, сколько судов противника, по мнению подводников, было потоплено.

К осени состояние аккумуляторной батареи К-2 было близко к критическому. Она уже выработала положенные циклы зарядки-разрядки, ее емкости хватало лишь порядка 10 часов малого подводного хода, а при попытке удержаться на перископной глубине аккумуляторы разряжалась еще быстрее. Взять новую батарею было негде; запасной не было, а производивший эту продукцию ленинградский завод «Имени лейтенанта Шмидта» был в блокаде.

Тем не менее, К-2 сделала еще два боевых выхода. В середине октября подлодка находилась севернее Хаммерфеста (позиция № 2а), где действовала с 13 по 23 октября, но из-за состояния аккумуляторов никаких попыток проникнуть в шхерный район не предпринимала. Уже при возвращении в базу К-2 попала в 7-балльный шторм и была накрыта волной. 40 тонн попавшей через открытый рубочный люк и шахты подачи воздуха к дизелям воды залили главные гребные электродвигатели, компрессор низкого давления, воздуходувки, моторы для сбрасывания мин и мотор командирского перископа, а также шесть аккумуляторных баков.

Следующее патрулирование, которое проходило во второй половине ноября в районе мыса Нордкин – Тана-фьорд (позиция № 4) опять не дало результатов. Первые дни патрулирования подлодка штормовала в районе зарядки. 21 ноября К-2 встретила вражеский сторожевик, но не атаковала его, уклонившись погружением. В конце патрулирования (с 22 по 25 ноября) субмарина по приказу командования сместилась к северу, чтобы не мешать совместной советско-британской операции по обстрелу Вардё.

Вернувшись в базу, К-2 встала на ремонт на заводе Севморпути в Росте. 6 февраля 1942 года при производстве технических работ на подлодке произошел взрыв, в результате чего погиб трюмный краснофлотец В.С. Самолетов. В начале марта на подлодку прибыла долгожданная аккумуляторная батарея, и 27 марта К-2 вступила в строй.

Кампанию 1942 года К-2 начала утром 9 апреля. Накануне подводная лодка Щ-421, находясь на позиции, в Лаксе-фьорде подорвалась на мине и лишилась хода. На помощь терпящей бедствие субмарине была направлена К-2, на борту которой находился командир 1-го дивизиона ПЛ капитан 2 ранга М.И. Гаджиев, но уже в 17.00 подлодке было приказано вернуться в базу, так как к этому времени экипаж аварийной подводной лодки приняла на борт действующая поблизости К-22, а сама Щ-421 из-за невозможности буксировки была потоплена.

Вернувшись в Полярный, К-2 простояла там чуть больше суток, и уже вечером 11 апреля вышла для действий северо-западнее Вардё – Тана-фьорд (позиции № 5 и № 4). Вечером 15 апреля севернее Вардё подлодка произвела постановку мин (заграждение № 40). На этот раз минное устройство сработало без замечаний. К сожалению, спустя два дня проводившие контрольное траление фарватера моторные тральщики R-55, R-90 и R-91 из состава 5-й флотилии обнаружили минное поле, и к 21 апреля оно было вытралено. Рассматриваемый в качестве жертв мин К-2 германский транспорт «Акка» (2646 брт), подорвавшийся и выбросившийся на берег 29 ноября 1942 года в районе Вадсё (квадрат AC 8476), вероятно, получил повреждения в результате подрыва на плавающей мине, которых в этом районе в то время было немало. После того, как подлодка освободилась от мин, она сместилась северо-западнее, к Конгс-фьорду. Недостатка в целях не было. Утром 22 и вечером 26 апреля К-2 не смогла атаковать из-за большого курсового угла цели, а днем 22 апреля при встрече вражеского конвоя, прежде чем она смогла занять позицию для атаки, была отогнана охотником Uj-1104, который обнаружил перископ подводной лодки и сбросил на безопасном удалении от субмарины восемь глубинных бомб.

Вечером 2 мая у мыса Кьельнес К-2 с дистанции 14-15 кбт четырьмя торпедами атаковала судно из состава конвоя. В момент залпа подлодка не удержала глубину, подвсплыла, и, обнаруженная кораблями эскорта, подверглась непродолжительному, но ожесточенному преследованию как раз в тот момент, когда собиралась пронаблюдать за результатом пуска торпед, которые прошли за кормой транспорта «Ирис» (1177 брт). После того, как охотники Uj-1106, Uj-1111 и сторожевик V-6108 обнаружили показавшуюся из-под воды рубку субмарины, они сбросили на неё 56 глубинных бомб. К счастью для подводников, корабли эскорта не смогли наладить гидроакустического контакта с целью, но и тех 9 минут бомбежки хватило. На К-2 треснули сварные швы легкого корпуса и палубный настил, заклинен мотор носовых горизонтальных рулей, вода попала в шахту подачи воздуха к дизелям. Вдобавок, уже после отбоя боевой тревоги из-за ошибки личного состава подлодки произошел несанкционированный пуск торпеды из аппарата № 5. Тем не менее, атакованное судно посчитали потопленным. А сама субмарина направилась в базу, куда прибыла днем 4 мая.

После проведения небольшого ремонта, утром 26 июня подводная лодка снова выходит в море. На этот раз целью похода К-2 было прикрытие союзных конвоев QP-13 и PQ-17. Подлодка действовала в так называемом «Лоппском море» – отрезке на западном участке немецкой коммуникации между островами Сере, Лоппа и Фуглё (позиция № 2). Днем 29 июня К-2 обнаружила вооруженный мотобот, но в целях сохранения скрытности атаковать его не стала и уклонилась погружением, а утром 1 июля была атакована самолетом противника, который обстрелял подлодку пушечно-пулеметным огнем, в результате чего К-2 получила незначительные повреждения (в двух местах пулями пробита носовая надстройка), но осталась на позиции, с которой была отозвана на базу только в ночь на 16 июля.

В свой последний боевой поход для действий в районе Тана-фьорда К-2 вышла в ночь на 26 августа 1942 года. В ночь на 7 сентября согласно плану прикрытия конвоя PQ-18 подводной лодке было приказано сменить позицию, но условного сигнала о переходе субмарины в другой район (должен был последовать утром 9 сентября) не было получено. Дальнейшие попытки установить связь с подводной лодкой и ее поиски самолетами ни к чему не привели.

До обнаружения К-2 считалось, что она погибла на одной из мин заграждений «Карин» или Sperre-III в районе Тана-фьорда в начале сентября 1942 года или на минном поле «Бантос-А» севернее полуострова Рыбачий ещё при следовании на позицию.

Обнаружена на минном поле «Бантос-А».

На борту К-2 в последнем походе было 68 человек.

Восемь боевых походов:

07.08.1941 – 31.08.1941

07.09.1941 – 18.09.1941

11.10.1941 – 24.10.1941

13.11.1941 – 02.12.1941

09.04.1942 – 10.04.1942

11.04.1942 – 04.05.1942

26.06.1942 – 17.07.1942

26.08.1942

Подтвержденных побед нет.

Отдание воинских почестей морякам,

погибшим на подводной лодке К-2 и большом охотнике БО-224

ris.72c.jpg


Возложение венков у острова Кильдин

Из пресс-релиза Министерства обороны:

Сегодня экипаж базового тральщика «Ельня» Кольской флотилии разнородных сил Северного флота вместе с представителями Русского географического общества возложили венки и цветы на воду Баренцева моря в местах гибели большого охотника за подводными лодками БО-224 и крейсерской подводной лодки Северного флота К-2.

ris.72p.jpg


Возложение венков у острова Кильдин

Памятные мероприятия в Баренцевом море состоялись в преддверии 80-й годовщины начала Великой Отечественной войны в этом районе впервые. Помимо военнослужащих Кольской флотилии разнородных сил и членов Русского географического общества в них приняли участие по трое юнармейцев из города воинской славы Полярного и Мурманска из нахимовцев, которые приехали на летние каникулы к родителям.

ris.72l.jpg


Возложение венков у острова Кильдин