Подводная лодка U-387

Подписка на RSS - Подводная лодка U-387

Выдержка из

Исторической справки

ТАЙН СТАНОВИТСЯ ВСЁ МЕНЬШЕ

А.Я. Кузнецов

А.В. Корнис

Д.А. Укрюков

Хотя с окончания войны прошло более 70 лет, до сих пор не до конца известно, какие потери подводным силам противника нанёс советский ВМФ, в т.ч. на северном театре военных действий. Сама природа подводной войны способствовала тому, что относительно судьбы многих подводных лодок (пл) приходится строить лишь догадки.

Наиболее интересны в этом отношении пл U-387 и особенно пл U-286, причины гибели которых были ясны менее всего. Главным образом им и посвящена данная статья.

U-387

U-387 – средняя пл типа VIIC, вступила в строй 22.11.42, командир – капитан-лейтенант Бюхлер. Последний её поход начался 21.11.44 в Нарвике. После захода в Харстад U-387 безуспешно действовала в группе «Штир» против конвоя JW-62. 1 декабря была включена в группу «Грубе» и до 5 декабря занимала позицию в районе Йоканьги, когда вместе с U-997 вошла в группу «Шток». 7 декабря мурманская часть конвоя JW-62 без потерь вошла в Кольский залив, а группа «Шток» в ожидании выхода обратного конвоя RA-62 действовала на наших прибрежных коммуникациях. U-387 заняла позицию «Шток 4» восточнее полуострова Рыбачий. Вечером 8 декабря командующий подводными лодками в Арктике приказал пл пл в районе Рыбачьего держаться ближе к берегу. Там их, с одной стороны, было труднее обнаружить, а с другой – им было проще перехватывать прибрежные конвои Кольский залив – Петсамо. Последнее сообщение с U-387 было отправлено в 00:31 (02:31 по Москве) 9 декабря из квадрата AC 8827, т.е. как раз ближе к Рыбачьему, чуть западнее позиции «Шток 4».

Английское Адмиралтейство с 1946 года считает, что U-387 потопил с помощью бомбомёта «Сквид» корвет «Бамборо Касл» в точке 69˚41' сев., 33˚12' вост.

ris.31.png


Версии гибели пл U-387

На 10 декабря был намечен выход конвоя RA-62 из Кольского залива. Накануне вечером с задачей очистить от подлодок район южнее 69°59' N между 33 и 35-м меридианами из Ваенги в 15:003 вышла 7-я эскортная группа (шлюпы «Сигнет», «Лапуинг», корветы «Аллингтон Касл» и «Бамборо Касл»). Корабли прочесывали район строем фронта, «Бамборо Касл» шёл крайним левым. В 19:31 его РЛС засекла цель на расстоянии 5700 ярдов (примерно 5200 м), но через 6 минут контакт был потерян. Корвет уменьшил ход до 6 узлов, чтобы заменить вышедший из строя «фоксер» (имитатор шумов корабля), и на всякий случай сбросил глубинную бомбу. В 19:38 удалось установить гидроакустический контакт на дистанции 1400 ярдов. Гидроакустическая станция (ГАС) «147B» определила, что пл идет на глубине 360 футов (110 м) со скоростью 3 узла. Командир группы на шлюпе «Сигнет» направился к месту атаки, а «Лапуингу» и «Аллингтон Каслу» приказал действовать по плану «Хранитель». В 19:58 «Бамборо Касл» произвёл первую атаку «Сквидом». По данным гидроакустики немецкая лодка до начала атаки маневр уклонения не производила и, видимо, не подозревала, что корабль вышел в атаку. Никаких признаков поражения не появилось, контакт удалось восстановить через 2 минуты, когда вода успокоилась после взрывов. В 20:05 последовал второй залп – опять без видимого успеха. Вновь контакт удалось восстановить в 20:29. Командир «Бамборо Касл» капитан-лейтенант резерва Уорк, довольно опытный противолодочник, отвел свой корвет на расстояние, с которого была возможна атака «Сквидом», и в 20:57 дал очередной залп. Контакт с лодкой был потерян и уже не возобновлялся. Зато на поверхности появилось масляное пятно, в центре которого плавали обломки досок (возможно, палубный настил). Корвет, стесненный в маневрировании из-за буксировки «фоксеров», их вылавливать не стал. Пятно постепенно увеличивалось. Команды корвета «Бамборо Касл» и шлюпа «Сигнет» ощущали характерный запах солярки. Однако попытки взять пробы топлива ни к чему не привели. Поиск продолжался до 23:35. В принципе, группа должна была бы оставаться здесь до утра, но место атаки лежало в стороне от будущего пути конвоя, а самолеты с авианосца «Нэйрана» обнаружили две подлодки восточнее. В связи с этим, 7-я эскортная группа ушла на их поиск.

Во время войны английский Комитет по оценке потерь подводных лодок не был уверен в успешности атаки. Очевидно, причиной тому было отсутствие убедительных признаков поражения пл, а также противоречивые данные от гидроакустических станций.

44.jpg


Так выглядело потопление подводной лодки U-387 эсминцем «Живучий» в живописи отечественных маринистов

 

В советских источниках гибель этой лодки относилась на счет эсминца «Живучий» (командир - капитан 3 ранга Рябченко). 8 декабря командующий Северным флотом приказал провести поиск подводных лодок вдоль Мурманского побережья. В 17:00 из Йоканьги вышли лидер «Баку» под флагом контр-адмирала Фокина и пять эсминцев. Они развернулись в строй фронта попарно и двинулись на запад. В 7 милях от берега шли «Гремящий» и «Доблестный», в 10 милях мористее – «Баку» и «Дерзкий», в 10 милях севернее этой пары – «Разумный» и «Живучий». Все они имели радиолокационные станции и ленд-лизовскую гидроакустику. Через некоторое время эсминцы под острым углом вошли на линию позиций группы «Грубе». В 22:45 правофланговый «Живучий» обнаружил радаром цель на дистанции около 4 миль и пошёл на сближение, доведя ход до 24 узлов. В 22:52 он выпустил два осветительных снаряда и увидел подлодку практически перед собой на расстоянии менее 100 м. В 22:53 «Живучий» открыл по ней огонь полубронебойными 102 мм снарядами. Якобы пл успела выпустить из кормовых аппаратов две торпеды (напомним, на лодках типа VII всего один кормовой аппарат, других пл пл в Арктике не было). В 22:54 эсминец в точке 69°05' сев. 38°21' вост.8 таранил лодку под углом 30° в левый борт сзади рубки. В момент тарана на мостике подводной лодки находились четыре человека, которые «неистово кричали и махали руками». Эсминец вел огонь в упор из всех орудий, которые можно было развернуть в сторону цели. Личный состав наблюдал попадания четырех 102-мм и множества 20-мм снарядов. Лодка погрузилась с большим креном на правый борт. В 22:56 эсминец сбросил серию глубинных бомб в 50 м от видневшейся части рубки (развернуться и пройти над местом погружения он не успевал). Лодка окончательно скрылась через 4 минуты после удара. В 23:10 бомбометание повторилось. В 23:27 «Разумный» в районе тарана с 23:27 до 23:47 провел три атаки глубинными бомбами по данным гидроакустики, после чего включил прожектор и в 23:50 обнаружил деревянные обломки, которые вполне могли быть палубным настилом подводной лодки. Кроме того, в 23:38 был слышен глухой подводный взрыв.

Однако в настоящее время не вызывает сомнений, что «Живучий» атаковал U-1163. В журнале боевых действий (ЖБД) подводной лодки этот таран описан, время практически совпадает (разница всего 2 минуты), место – немного севернее позиции, на которой должна была находиться U-1163. Все снаряды прошли выше подводной лодки из-за ограничения по углу склонения орудий. Лодка была серьезно повреждена тараном, но смогла погрузиться, уклонится от дальнейших атак и вернуться в базу, где была отремонтирована и уже 28 января вышла в новый поход.

Долгое время была надежда, что U-387 могли потопить эсминцы «Разумный», «Живучий», «Дерзкий» или лидер «Баку», которые между 05:30 и 06:16 09.12.44 провели по данным гидроакустики несколько атак на подходах к Кольскому заливу. Однако, судя по ЖБД, только одна из лодок (или вообще единственная), которую атаковали наши эсминцы – U-318. Она не пострадала от глубинных бомб, но при уклонении ударилась о дно и получила некоторые повреждения.

444.jpg


Так выглядело потопление подводной лодки U-387 эсминцем «Живучий» в живописи отечественных маринистов

U-286

U-286 – средняя подводная лодка типа VIIC, вступила в строй 05.06.43, командир – обер-лейтенант Дитрих. Долгое время о последнем выходе U-286 не было достоверно известно вообще ни одного факта, даже его дата оставалась под вопросом. В зарубежной литературе причиной гибели подлодки считалась атака фрегатов 19-й эскортной группы «Лох Инш», «Ангуилла» и «Коттон» 29 апреля, в отечественных же работах – эсминца «Карл Либкнехт» в 09:06-09:11 22.04.45. Впрочем, в «Боевой летописи ВМФ»9 данная версия уже дана как спорная.

Сейчас можно определенно сказать, что U-286 вышла из Харстада 17 апреля. Лодка ни разу не вышла на связь, что оставляло широчайший простор для предположений. На саму подводную лодку командующий подводными силами в Норвегии фрегаттен-капитан Зурен передал несколько приказов, благодаря чему можно в общих чертах восстановить историю её последнего похода. Вначале лодка была включена в сформированную 17 апреля группу «Фауст»10, которая должна была восточнее острова Медвежий перехватить вышедший 16 апреля из Англии конвой JW-66. Однако успехи немецкой радиоразведки ограничились в данном случае обнаружением выхода JW-66. Не имея данных о конвое и опасаясь его пропустить, Зурен 20 апреля приказал группе «Фауст»: если до полуночи 21/22 апреля конвой не будет обнаружен, в 00:00 22 апреля (01:00 мск) полном ходом идти в район Мурманска. За час до наступления указанного срока Зурен повторил приказ, уточнив координаты линии, которую должна занять группа «Фауст» (мористее линии Кильдин – полуостров Териберский).

ris.33.png


Возможное маневрирование пл U-286

Эти факты интересны в первую очередь тем, что они исключают возможность появления U-286 в месте известной атаки «Карла Либкнехта» в 09:06-09:11 22 апреля. За оставшиеся 8-9 часов U-286 при самых благоприятных условиях смогла бы преодолеть только половину необходимого расстояния до места «встречи» с эсминцем.

В отечественных работах гибель U-286 раньше относилась на счет эскорта конвоя ПК-9 (Петсамо – Кольский залив) 22 апреля. Насколько сейчас можно установить, этот конвой встретил на своем пути всего две подводных лодки. U-294 произвела атаку у северо-западной оконечности полуострова Рыбачий и слышала два взрыва. Конвой, который в указанное время действительно здесь находился, взрывы и саму лодку не зафиксировал, потерь не понес. Одновременно U-294 донесла о повреждениях, которые вынуждают её прервать поход (заклинило в открытом положении крышку 5-го торпедного аппарата, у «шнорхеля» затоплены труба подачи воздуха к дизелям и вентиляционная труба). Учитывая отсутствие атак с нашей стороны и прямых указаний в радиограмме на боевой характер повреждений, напрашивается вывод о технических проблемах (возможно – результат удара о дно после выхода из атаки). Далее на пути конвоя оказалась U-997. В 00:38, еще до подхода ПК-9, её атаковала «Каталина» капитана Лятина (118-й отдельный разведывательный полк). В результате на лодке вышла из строя 3-я вентиляционная шахта правого борта. Но это не помешало командиру подводной лодки обер-лейтенанту Леману настойчиво действовать против конвоя. В 06:18 её обнаружил гидролокатором эсминец «Карл Либкнехт», и с этого момента U-997 подвергалась атакам охранения конвоя. Тем не менее, в 08:41 она торпедировала транспорт «Идефьорд», а в 08:43 – транспорт «Онега». «Идефьорд» удалось отбуксировать в Мурманск, «Онега» затонула. В 09:06 «Либкнехт» вновь обнаружил подводную лодку и сбросил на неё оставшиеся глубинные бомбы. Далее произошло то, что впоследствии считалось потоплением U-286. В 09:10 на курсовом угле 45° правого борта в 50 м от эсминца всплыла подводная лодка с разбитой рубкой, погнутыми перископами и оборванными леерами. В тот же момент на «Либкнехте» открыли огонь из всего, что могло стрелять. До того, как лодка через минуту потонула (или погрузилась), эсминец успел выпустить 16 снарядов 102 мм, 17 – 37 мм и 22 патрона 12,7 мм. Наблюдались попадания снарядов 102 мм. К сожалению, сделанные в горячке боя наблюдения оказались неточны. В радиограмме с U-997 о действиях против конвоя упомянуто лишь два повреждения: одно - в результате атаки «Каталины», а второе – из-за взрывов глубинных бомб (вышел из строя левый гребной вал). Судя по всему, случайно выскочившая на короткое время на поверхность U-997 повреждений в ходе атаки не получила.

3.jpg


Эсминец «Карл Либкнехт» атакует немецкую подводную лодку

Командир U-997 доложил о потоплении одного транспорта и торпедировании другого, а также о двух потопленных эсминцах (один – точно, второй – возможно). Очевидно, непрерывные атаки не помешали Леману уверенно наблюдать результаты стрельбы по транспортам обычными торпедами. Оценка же атак по эсминцам самонаводящимися торпедами вслепую оказалась совершенно ошибочной.

Находившиеся в районе Кольского залива лодки были включены в группу «Фауст» (12 подводных лодок). Упустив конвой JW-66, они стали ждать выход обратного конвоя RA-66. Начиная с 23 апреля, советская авиация провела немало атак по подводным лодкам, некоторые из них были посчитаны результативными. Большая активность советской авиации неоднократно отмечается и в немецких донесениях. Две подводные лодки (U-711 и U-968) при этом получили повреждения, вынудившие их прервать поход. Но эти успешные атаки произошли 30 апреля, после прохода конвоя RA-66. U-286 могла пострадать в ходе одной из атак до 29 апреля. Однако, если это и произошло, повреждения не сказались всерьез на её боеспособности.

26 апреля был отдан последний из известных приказов, в котором упомянута U-286 до её гибели: лодкам группы «Фауст» назначены новые позиции. 28 апреля Зурен сообщил группе, что есть признаки выхода конвоя, и приказал оставаться необнаруженными вплоть до встречи с ним.

ris.35.jpg


Страница вахтенного журнала эсминца «Карл Либкнехт»

Перед выходом конвоя RA-66 вечером 29 апреля на противолодочный поиск вышли две английские эскортные группы: 19-я (пять кораблей) и 7-я (восемь кораблей). 19-я группа в 18:56 шла курсом норд строем фронта, дистанция между кораблями – 3000 ярдов (2,7 км). В этот момент фрегат «Лох Инш» установил гидролокационный контакт с подводной лодкой. В 19:00 корабль произвёл залп «Сквидом» и получил немедленный результат. Через 30 секунд всплыла тяжело повреждённая U-307. По ней сразу открыли огонь фрегаты «Лох Шин», «Лох Инш», а также шлюп «Сигнет» из 7-й группы. В 19:03 лодка затонула в точке 69°24' сев. 33°44' вост. Были взяты в плен 14 человек во главе с командиром, остальные 37 погибли.

Тем временем противолодочный поиск продолжался. Фрегат «Гудолл» из 19-й группы обнаружил гидролокатором по пеленгу 338° ещё одну подводную лодку и готовился дать залп из бомбомёта «Хеджехог», когда в 19:35 раздался взрыв. Считается, что фрегат получил торпеду в левый борт под мостик. В тот же момент сдетонировали боеприпасы, и носовая часть корабля была полностью разрушена. В результате взрыва и последовавшего пожара погибли 98 человек. Сам фрегат около 6 часов горел на плаву, затем его добили английские корабли. Поскольку ни одна из вернувшихся в базы лодок эту атаку не проводила, а U-307 к этому времени уже была потоплена, получается, что это была первая и последняя успешная атака U-286.

Сразу после сообщения «Гудолла» о контакте «Лох Шин» повернул в указанном направлении и в 19:40 также обнаружил подводную цель на расстоянии 2000 ярдов. В 19:43 последовал залп «Сквида», не давший результата. К охоте подключились фрегаты «Лох Инш» и «Ангуилла», однако их атаки также были неточны. Наконец, фрегат «Коттон» в 20:17 применил «Сквид» по твердо установленному контакту. На поверхности появилось масляное пятно и деревянные обломки. Пятно расползалось последующие полчаса.

ris.36.png


Версии гибели пл U-286

Многие десятилетия разобраться со спорными случаями потопления лодок помогал в основном анализ документов. Всё, что можно было узнать по данной теме по состоянию на 2011 год, было изложено одним из авторов данной статьи в сборнике «Тайны подводной войны 1914-1945» (М, «Вече», 2012). С той поры стали доступнее не только документы британской радиоразведки (программа «Ультра»), но, самое главное, в ходе отработки учебных задач Северным флотом были обнаружены остовы трёх немецких подводных лодок.

21.06.2013 после завершения учения под руководством заместителя Главнокомандующего ВМФ, в ходе которого поисково-спасательными силами Северного флота в заранее определённом районе был успешно произведён поиск «аварийной» подводной лодки в соответствии с учебным заданием, малому гидрографическому судну «ГС-278» распоряжением начальника гидрографической службы была дополнительно поставлена задача о выполнении гидроакустического поиска по «нестандартной» схеме: в предполагаемом по английским данным месте гибели немецкой подводной лодки U-387.

В точке Ш=69°40.6' сев. Д=33°12.8' вост. менее чем в миле от места атаки «Бамборо Касл» в районе мыса Цыпнаволокский гидролокатором бокового обзора был обнаружен объект длиной 65 м, имеющий сходные с подводной лодкой очертания (длина немецкой подводной лодки серии VII составляет 67 м). Последующая идентификация проводилась с использованием телевизионных средств.

ris.37.jpg


Первые гидроакустические изображения пл U-387 (мгс «ГС-278», 2013 год)

На основании визуального осмотра предположение, что обнаружен корпус немецкой подводной лодки, подтвердилось.

Сам корпус сильно оброс морскими организмами, опутан рыболовными сетями, лежит на правом борту с креном около 45°. Наибольшие разрушения наблюдаются в районе носовой оконечности.

Объект был нанесён на действующие карты.

Окончательный вывод о тактическом номере лодки не был сделан в связи с тем, что на победу приблизительно в том же районе претендовал и эсминец «Карл Либкнехт». В случае, если успешной была его атака, то данной подводной лодкой могла быть U-286, пусть это и считалось крайне маловероятным. К тому же у обнаруженной подводной лодки оказался открыт верхний рубочный люк, что делало версию с потоплением лодки нашим эсминцем достаточно обнадёживающей.

В 2016 году в предполагаемых координатах гибели подводных лодок U-286 и U-307 поисково-спасательными силами флота были обнаружены и обследованы корпуса немецких лодок VII серии (69°29.6'  сев. 33°37.3' вост., 69°26.1' сев. 33°41.4' вост. соответственно). Первый оказался менее чем в полумиле от зафиксированного в донесениях места гибели U-286, второй – в одной миле от места гибели U-307. Учитывая неточности в определении места во время войны, а также то, что другим «семёркам» в этом районе было взяться неоткуда, осталось мало сомнений, что были найдены именно они. Пазл сложился: с обнаружением этих подводных лодок нанесённая на карты в 2013 году немецкая подводная лодка была однозначно идентифицирована как U-387, а значит, потоплена она была англичанами.