Молодёжная научная школа "Изменения климата и современные методы исследования"
Целью нашего проекта является привлечение молодых исследователей разных направлений к научным исследованиям климатических изменений и влияния этих изменений на экономику, население и окружающую среду, укрепление партнёрских связей между ними. По условиям участники должны были написать научную статью и опубликовать ее в изданиях РИНЦ до конца 2024 года или получить подтверждение, что статья принята к публикации.
Конкурс на участие в школе проходил с 19 по 26 июня 2024 года на портале Молодёжного движения РГО. Всего поступило 24 заявки, было отобрано 16 участников: 8 из регионов России (Пермский край, Краснодарский край, Иркутская область, Оренбургская область, Московская область, г. Санкт-Петербург, г. Москва) и 8 из Якутии. В научную школу были отобраны 12 участников, обладающие специализацией и опытом в самых разнообразных областях: гидрометеорология, палеонтология и палеоклиматология, климатология, экология, география, агрономия, история, образовательная деятельность, государственная служба и юриспруденция и пр. и 4 медиа волонтера, перед которыми ставились задачи по созданию медиаконтента проекта и созданию научно-популярного комикса.
С 1 по 5 июля 2024 года в рамках дистанционного обучения участников школы было проведено 11 лекций на платформе Talk, лекторами выступали сотрудники Российского государственного гидрометеорологического университета. Лекции записаны и опубликованы в сообществе Молодёжного движения РГО Якутии в социальной сети ВКонтакте.
Партнером проекта – Институтом мерзлотоведения СО РАН были разработаны и распечатаны Дневники полевых наблюдений участников проекта, в которых также содержалась информация о термокарстовых формах рельефа Хангаласского района и об объектах, посещаемых в рамках программы проекта. Полевой этап проходил на лесном участке научной базы Отделения РГО в Якутии.
В ходе полевого этапа проводились мероприятия в формате лекций, дискуссий, мастер-классов на тему региональных изменений климата, динамики мерзлотных ландшафтов, первичной обработки исходной метеорологической информации, сбора материалов для исследований в формате научной фотографии. Выезды на природные объекты для осмотра и сбора материала для научных исследований: наледь Булуус, песчаная дюна – тукулан, скальный комплекс Ленские Столбы, термокарстовая котловина – алаас, мерзлотные формы рельефа – булгунняхи, быллары и байджарахи, термоэрозионные овраги, участки тайги, пострадавшие от лесных пожаров.
Жители Хангаласского улуса активно участвовали в программе школы и помогали проводить научные исследования. Глава Мальжагарского наслега Айталина Васильева организовала встречу с местными жителями, где в непринуждённой обстановке участники смогли обсудить вопросы, касающиеся предотвращения распространения просадки грунта вблизи села, изменение границ островных территорий и т.д.
В рамках проекта молодые ученые познакомились с особенностями климатических изменений в регионе, а также выполнили индивидуальные научные исследования. В рамках полевых работ участники собрали данные о влиянии климатических изменений на природные и технические системы, на мерзлотные ландшафты и подготовили и отправили статьи в издания РИНЦ по следующим темам, которые в ближайшее время будут размещены на сайте Отделения:
- Влияние климатических факторов на ведение быта в сельских поселениях на примере села Булгунняхтах, Хангаласского улуса (Воропаева И.Д., Иванова Е.С., Колесов С.Д.)
- Термоэрозионные процессы как результаты изменения климата на примере окрестностей села Тит-Ары Республики Саха (Якутия) (Самошкин С.Н.)
- Анализ изменения растительного покрова на территории аласов и быллааров в местах таяния многолетней мерзлоты в Хангаласском улусе Республики Саха (Якутия) (Саудабаева А.Ж.)
- Изучение климата в рамках школьного предмета «География» на территории Республики Саха (Якутия) посредством организации походов (Старков Е.В., Петрова А.Н.)
- Расчет динамики оврагообразования в местности вблизи с. Тит-Ары Хангаласского района РС(Я) (Никифоров М.А.)
- Териофауна позднего неоплейстоцена национального парка «Ленские столбы» (Пономарев И.В.)
- Динамика локальной грозовой активности на примере территории Хангаласского района в центральной Якутии (Тарабукина Л.Д., Козлов В.И.)
14 июля в музейном комплексе «Россия – Моя история» был проведен круглый стол, на котором участники научной полевой школы представили проекты своих будущих научных работ. Обсудив итоги первых двух этапов, участники проекта сформулировали следующие предложения:
1. Продолжить работу в данном направлении, проводить научные полевые школы РГО по исследованию изменений климата в разных регионах России;
2. Возродить традицию экспедиций РГО прошлого, когда в каждой экспедиции был хотя бы один метеоролог, или другой специалист, в чьи обязанности входило проведение наблюдений за погодой и климатом;
3. Оказать поддержку конкурсу научных работ школьников «Погода и климат большой страны». Конкурс организован в 2021 году отделением РГО в РС (Я) и Российским государственным гидрометеорологическим университетом (РГГМУ);
4. Молодёжному движению РГО организовать конкурс просветительских комиксов о климате, его изменениях, о других природных процессах и явлениях и т.д.. В качестве примера взять комикс, выполненный участником нашего проекта Екатериной Батяшовой.
16 декабря в республиканском Медиацентре проведена пресс-конференция по итогам полевого этапа с участием представителей организаций партнеров, СМИ, блогеров и научного сообщества.
На сайте Отделения РГО в Якутии во вкладке «Проекты молодёжного движения» размещена информация о грантовом проекте, фотоматериалы, демонстрирующие влияние изменений климата на природно-технические системы в зоне сплошной мерзлоты, и научно-исследовательские проекты участников.
Результаты проекта представлены на интерактивном совещании представителей Исполнительной дирекции и региональных отделений Русского географического общества 18 декабря 2024 г.
Молодёжная научная школа оказалась важным событием для ее участников, они смогли получить актуальные знания о текущих проблемах, связанных с климатическими изменениями, с которыми сталкиваются жители региона и смогут найти пути их решения, выработать рекомендации. Полученные знания и приобретенный опыт активно использовался для подготовки участниками научных работ по направлениям своей специализации, что способствует просвещению и образованию населения о климатических проблемах и способах их решения, а также оказанию помощи научным работникам, занятым в решении задач настоящей отрасли, преемственности и популяризации науки в целом.
Проведение подобного рода проектов требует больших финансовых вложений и поэтому самостоятельное продолжение работы в этом направлении представляется затруднительным без поддержки Молодежных клубов Отделениями. Работу в данном направлении желательно продолжить, проводить научные полевые школы РГО по исследованию изменений климата в разных регионах России. Такой опыт поможет выявлять молодых ученых, способствует популяризации изучения климата.
Проект реализован на средства гранта Всероссийской общественной организации "Русское географическое общество" по договору №17/2024-Р